Домашнее задание на звук п и пь. Открытое занятие «Понятия звук -, буква п, звонкий и глухой звук

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка узнавать близких людей по голосу.

2. Учить выполнять графические упражнения.

3. Научить четко произносить звуки [П], [П"], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Учить ребенка произносить серию слогов со стечением согласных звуков.

5. Развивать у ребенка фонематические представления.

6. Учить самостоятельно анализировать слово папа, составлять предложения по опорным словам.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Узнай по голосу» (развитие слухового внимания).

Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами узнать по голосу членов своей семьи и друзей.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Продолжи строчку». Взрослый предлагает ребенку продолжить строчку:

○○○○○…

○○○…

▲○▲○▲…

Задание 3 . Знакомство со звуком [П].

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок с изображениями следующих предметов: чашка, тарелка, кастрюля, чайник, сковорода, и ответить на вопрос: каким словом можно назвать все эти предметы одним словом? (Посуда.) Какой первый звук слышится в слове посуда?

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [П]:

Вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

Горлышко «молчит».

Символ звука: самовар кипит: ППППП...

Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4 . Фонетическое упражнение. Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»:

п, м, т, м, п...; па, ма, мы...; an, оп, ум...;

Паша, Павел, Катя, Маша, Поля, Полина, Павлик, Соня, Павлуша, Прокоп, Прокопушка,..

Назвать полные и уменьшительные имена, начинающиеся на звук [П].

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и повторить серию слогов со стечением согласных: пта-пто-пту-пты; пты-пта-пто-пту...

Задание 7 . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

па-ап; по-...; ...ап-па; оп...

Задание 8 . Работа с картинками: - четко назвать все картинки в ряду

Игры «Что изменилось?», «Чего не стало? »;

Ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которыхнет звука [П];

Перечислить оставшиеся предметы, в названии которых есть звук [П], определить место звука в словах — начало, середина, конец слова (в случае затруднения использовать карточку и синий кружок);

Помнить названия всех предложенных к рассмотрению картинок.

Задание 9 . Взрослый просит ребенка добавить к слову первый звук [П]. Какое новое слово получилось?

Ушки — пушки, Юля — ..., Оля — ...

Задание 10 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [П]

Задание 11 . Взрослый предлагает ребенку подобрать слова по заданию: звук [П] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова. полка, лопата, суп.

Задание 12 . Выучить чистоговорки:

Па-па-па — на столе крупа.

Пы-пы-пы — нет крупы.

Оп-оп-оп — все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп — мы ели суп.

Задание 13. Знакомство со звуком [П"].

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто это?... (Петушок )

Взрослый задает ребенку вопрос: «Какой первый звук в слове-отгадке?» Символ звука: маленький чайник кипит: пьпьпь...

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 14 . Фонетическое упражнение. Птенцы пищат: пи-пи-пи!

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если слышишь звук [П"]»

пь, ть, мь, пь...; пя, мя, пи, ти...; перо, пила, молоко, пироги корова...

Задание 16 . Взрослый предлагает ребенку прослушать слова, Запомнить их, назвать одинаковый первый звук:

Петя, петушок, пирог, пила, пенал, песня.

Задание 17 . Подобрать слова по первому слогу:

ПИ: -ла, -рог...;

ПЕ: -рец, -чень, -карь...

Задание 18 . Выучить чистоговорку:

Пи-пи-пи — пирожок купи.

Задание 19 . Дифференциация звуков [П] —[П"].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: п, пь, пь, п...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: па-пя, по-...; пя-па, пи...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Зубастый зверек

Грызет со свистом дубок. (Пила)

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук )

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

Набита пухом,

Лежит под ухом. (Подушка )

Подобрать слова со звуками [П] и [П"].

Выучить скороговорки:

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Пара птиц порхала, порхала — да и выпорхнула.

Задание 20 . Знакомство с буквой П.

По тропинке из ворот

Детский сад пошел в поход.

О. Гофман

На что похожа буква П?

Буква П из пальцев: указательные пальцы опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы — сжаты в кулак.

Игры с буквой.

Задание 21 . Самостоятельный звуковой анализ слова папа (составление схемы из кружков, нахождение повторяющихся звуков),

Составление слова из букв разрезной азбуки, нахождение одинаковых букв.

Чтение, письмо печатными буквами под диктовку.

Составление предложений по опорным словам. Взрослый называет слова по порядку и просит ребенка составить из этих слов предложение. При этом следует обратить внимание ребенка на правильный порядок слов в предложении.

папа, газета, читает; папа, гвоздь, молоток, забивает; картошку, папа, чистит.

Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. - 24 с.
Данное пособие адресовано логопедам , воспитателям логопеди­ческих групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку ус­воить правильное произношение звуков П, ПЬ, Б, БЬ.

В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содер­жит разнообразный лексический материал, описание игр и отдель­ных упражнений.

Егорова Ольга Владимировна

Учитель-логопед ГОУ - детский сад комбинированного вида № 1547

г. Москвы

Звуки П, ПЬ, Б, БЬ

Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
Издатель - А. Казаков

Редактор - Н. Ильякова

Корректор - И. Максимова

Обложка - Н. Залипаева

Оригинал-макет - А. Комолое

ООО «Издательство ГНОМ и Д» E-mail: gnom _ logoped @ newmail . ru

Сдано в набор 08.09.04. Подписано в печать 20.11.04. Печать офсетная. Объем 1,5 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 2 000 экз. Заказ № 1293.

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ДПК Роспатента, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1.

©ЕгороваО.В., 2004. ISBN 5-296-00535-Х © Оформление «Издательство «Гном и Д», 2005.

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психичес­кие процессы, способность к понятийному мышлению. Рече­вое общение создает необходимые условия для развития раз­личных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, заме­ны, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает рече­вую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться пра­вильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено про­изнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, П, Б и др.

Структура пособия

Работа по каждому звуку включает в себя 3 раздела:


  1. Артикуляция звука.

  2. Постановка звука.

  3. Практический материал по автоматизации и дифферен­циации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворе­ния, рассказы и игры).
Методические рекомендации

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При

работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стече­нием согласных звуков.

На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загад­ки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, послови­цы проговаривать в спокойном темпе , обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и пра­вильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговор­ку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадка­ми предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не толь­ко закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы чи­тать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их за­помнить и пересказать. Игры проводить в оживлённой фор­ме, поощряя правильные ответы малыша.

Когда звуки, близкие по произношению, автоматизирова­ны, необходимо провести работу по их дифференциации. Диф­ференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.

Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспи­тателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

Звук П

Артикуляция звука

Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воз­душная струя толчкообразная.

Постановка звука


  1. способ: по подражанию.

  2. способ: логопед просит ребенка произнести слог па, под­дувая комочек ваты или полоску цветной бумаги.
Практический материал по автоматизации звука П

1. Повтори слоги.

Па - па - па Па - по - пу - пы Ап - оп - уп

По - по - по Пы - по - пу - па Уп - ып - ап

Пу - пу - пу По - па - пу - пы Ып - ап - оп

Пы - пы - пы Пу - пы - по - па Уп - оп - ап

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Пан, пай, пас, паж, паук, падать, пакет, паста, палец, Павел, палата, палка, пакля, пар, парк; пыль, пылить, пылесос, пыжик, пышка; пой, пот, пол, пост, поезд, помощь, почка, почва, почта, полк, полка, ползать, помидор, порт, порка; пуд, пух, путь, пуф, пуфик, пуск, пушка, пучок, пуля, пугало, пудра.

Звук в середине слова: Анапа, упаду, топать, капать, копать, купать, покупать, нападать, стопа, лапа, хлопать, толпа, тюльпаны, шляпа, запор, запарка, царапать, крупа, тропа; окопы, копыто, напылить; копоть, сапог, лапоть, напор.

Звук в конце слова: Топ, этап, тяп-ляп, сап, цап, арап, храп, драп, трап.

Стечение согласных звуков в слогах и словах : Пка, пна, мпа; пла, плы, пло, плу; пра, пры, про, пру Топка, сопка, лапка, копна, лампа; пламя, планета, плавать, плавки, плакать, пластика, пластилин; плыть, плывун; плот, плод, плохо, плохой, дупло, сопло, плошка; плут, плуг, плутать; правда, правило; прыгать, прыгун; просто, простыня; прут, пруд.

3. Повтори предложения.

Паша пас овец. Паж поднял палец. Полк идет в порт. В парке на деревьях появились почки. Паровоз выпустил пар. На почте горит лампа. Павел поехал в Анапу. Толпа хлопала. Пылесос глотает пыль. У Пушка намокли лапки. Из дупла упали ягоды. Павел учит правило. Пугало охраняет плоды. Пушка стреляет: пуф. Папа покупает крупу. Павел отправился в путь. На полу пыль, нужен пылесос.

4. Повтори чистоговорки.

Па - па - па - мелкая крупа.

Пу - пу - пу - купили мы крупу.

Пы - пы - пы - нет уже крупы.

Па - па - па - идет папа.

Пу - пу - пу - еду в Анапу.

Попал пальцем в небо.

От топота копыт пыль по полю летит.

Поздно поднялся - день потерял.

В молодости не учился - жизнь потерял.

Признание - половина исправления.

6. Повтори скороговорки.

Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна под попом, поп под колпаком.

Пара птиц порхала, порхала -Да и выпорхнула.

Поле-то не полото, Поле-то не полито, Просит полюшко попить -Нужно полюшко полить.

7. Повтори загадки.

Кто пасет овец и коз, Из-под снега вышел друг,

Там, где луг травой зарос? И весной запахло вдруг.

(Пастух). (Подснежник)

Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух) Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

8. Выучи стихотворения.

За спелыми орехами, Мухам паучок привез товар.

За орехами, грибами, Он его развесил на осинке:

Что родятся под дубами, - Кто из вас желает паутинки?
Что растут под кленами,
Под липами зелеными. (В. Орлов)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное рлово в конце каждого стихотворения.

И от ветра, и от зноя, Я в красной шапочке расту

От дождя тебя укроет. Среди корней осиновых.

А как спать в ней сладко! Меня увидишь за версту -

Что это?.. (Палатка). Зовусь я... (подосиновик).

Подготовлен самолет,

Он отправится в... (полет).

10. Игра «Один-много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном.

Помидор - (помидоры). Пушка - (пушки).

Паук - (пауки). Подушка - (подушки).

Полка - (полки). Палатка - (палатки).

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пере­сказать его.

Степа отправился в поход. Сначала Стёпа доехал на по­езде до леса. По тропке спустился в лес. Там он нашёл кра­сивую поляну и поставил на ней палатку. Возле палатки протекала река. Стёпа поплавал в реке и лёг на траву заго­рать. Как же хорошо отдыхать!
Звук ПЬ

Артикуляция звука

См. звук П. Разница в том, что при произнесении звука ПЬ губы напряжены гораздо сильнее, а язык выгнут, его кон­чик упирается в нижние резцы.

Постановка звука


  1. способ: по подражанию.

  2. способ: ребенок произносит слог пи. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, губы сильно не растяги­вать, получается звук ПЬ.
Практический материал по автоматизации звука ПЬ

1. Повтори слоги.

Пя - пя - пя Пя - пю - пи апь - опь - упь

Пю - пю - пю Пи - пе - Пя ипь - епь - юпь

Пи - пи - пи Пю - пе - пи япь - ипь - юпь

Пе - пе - пе Пи - пя - пю ыпь - апь - опь

Пё - пё - пё Пё - пи - пя упь - юпь - ипь

2. Повтори слова.

Звук в начале слова :

Пядь, пять, пятак, пятка, пятна, пятилетие; пить, пиво, пион, писк, письмо, пища, пила, пилот, пингвин, пир, пирог; пень, петь, печь, пена, Петя, пение, петух, песня, песок, печка, печенье, пенал, пеликан, перо, перчатка, перемена; пюре. Звук в середине слова :

Опять, опята, топят, кипяток, кипятить, храпят; допить, выпить, капитан, дописать, исписать, опилки, копилка; допеть, напеть, сопеть, испечь, запеть, капель, капельки, храпеть, наперекор; наперёд, тапёры, сапёры, напёрсток; капюшон.

Звук в конце слова :

Топь, сыпь, зыбь (пь).

Стечение согласных звуков в слогах и словах :

Тпи; спя, спи, спе; пле, плё, плю.

Отпить; спят, спячка; спит, спина, спинка, спираль; спеть, спеленать, сперва, спереди; плен, пленник, плеск, плескать; плёнка, плётка; плюхать, топлю, соплю, плюшка, храплю.

3. Повтори предложения.

Бабушка испекла пирожки. Мы пили чай с печеньем. Петух рано запел. Мы запели любимую песню. Эта печка хорошо печет. Мы устроили пир на песке. Петя, не сыпь песок. Хочется спеть. Дети пилили пень. У Пети пять опят. У петуха красивые перья. Петя пилот. У Пети в рюкзаке пенал. От мыла осталась пена. Эти пироги из печки. Петя несет пионы. Опята растут на пеньке. В школе перемена. На льдине пингвин. Петя отметил пятилетие.

4. Повтори чистоговорки.

Пе-пе-пе - соринки в крупе. Пей-пей-пей - воду допей!

Пи-пи-пи - не сопи. Пи-пи-пи - знания копи.

5. Повтори пословицу.

Пишут не пером, а умом.

6. Повтори скороговорки.

Петя пилил пилой пень. У пеньков опять пять опят. Из-под пилки летят опилки.

7. Повтори загадки.

Веселятся Коля, Лена - Всех я во время бужу,

Это значит - ... (перемена). Хоть часов не завожу. (Петух)

Стоит изба из кирпича, Древесину ест едок,

То холодна, то горяча. (Печь) Сто зубов в один рядок. (Пила)

8. Выучи стихотворения:

Петя, Петя, Петушок Петуха спросили дети:

Целый день учил стишок - Почему зовут вас Петей?

А запомнил он строку, Так ответил Петя детям:

Лишь одну - ку-ка-ре-ку. - Хорошо умею петь я.

(Р. Фархади) (Я. Коньков)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце стихотворений.

Это самолет, Я взял муку и взял творог,

В нем летит... (пилот). Испек рассыпчатый... (пирог).

Если все ты будешь знать, Вдруг видят: стоит у колес,

То получишь в школе... Огромный взъерошенный...

(пять). (пес).

10. Игра «Дополни предложение».

Взрослый называет предложения, предлагает ребенку их закончить подходящими по смыслу словами со звуком ПЬ. В саду распустились красивые... (пионы). Мальчик положил в почтовый ящик... (письмо). После уроков начинается... (перемена). Рано поутру закукарекал... (петух). Пироги пекутся в... (печке).

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком ПЬ, которые в нём встречаются.

Оля и Петя отдыхают в деревне. Петя с дедушкой пилят дрова. Дрова нужны для печки, чтобы её растопить. Мама испечёт в печке пироги. Оля сделает для пирогов начинку из варенья. Какие вкусные пироги из печи!

Дифференциация звуков П -- ПЬ

После того, как поставлены и автоматизированы звуки П, ПЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребе­нок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков П - ПЬ

1. Повтори слоги.

Па - пя Пы - пи Пу - пю По - пё

Пя - па Пи - пы Пю - пу Пё - по

Пя - па - пя Пи - пы - пи Пю - пу - пю Пё - по - пё

Па-пя-па Пы - пи - пы Пу-пю-пу По-пё-по

2. Повтори слова.

Пой - пей Палец - пяльцы Капать - капельки

Пол - пел Пони - пень Купать - купить

Полка - пилка Полет - пилот Пылить - пилит

Пышка - пешка Поиск - писк Тропа - тропинка

3. Повтори предложения.

Павел поет песню. Петя пылесосит пыль. Петя смастерил пугало для огорода. Павел познакомился с капитаном. На почте много писем. Петя купил тюльпаны. Петух хлопает крыльями. Петух пропел рано утром. У нашего капитана но­вые сапоги. Петя порезал палец. Павел сидел возле печки. Поля села на пенек. По радио прозвучала знакомая песня. Петя сидел на последней парте. У Пети папа - капитан. Петя плавал в пруду. Поля покупает петуха. Папа пилит пилой дрова. Поля надела перчатки. В лесу нам попались опята.

4. Повтори чистоговорки.

Пы - пи - пы - сделали подкопы. Пи - пы - пи - печку затопи. Па - пя - па - идет папа. Па - пя - па - упала шляпа. Пи - пы - пи - не хрипи.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Переливать из пустого в порожнее.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

6. Повтори скороговорки.

За гиппопотамом по пятам Топает гиппопотам. Про пестрых птиц поет петух, Про перья пышные, про пух.

7. Повтори загадки.

Пять братьев вместе родятся, А росту разного. (Пальцы)

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

8. Выучи стихотворения.

Петрушка - озорник привез

На самый полюс

Он в пять минут почистил льдину,

Ну а потом -

Пиджак пингвину.

(Г. Сатир)

Птичья зарядка

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

Берестов

9. Игра «Твердый - мягкий».
Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый , находится твердый звук П, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ПЬ - зеленый квадратик.

Переход, пони, поле, пень, пенал, паровоз, пили, пуля, Поля, пирог, пушка, пена, пальцы, паук, пятится.

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по сле­дующим опорным словам:

Поля - пирог. Паша - опята.

Почтальон - письма. Капитан - пароход.

Петя - помидоры. Петя - поезд.

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

У Пети есть друг Паша. Он живет в другом городе. У Паши скоро день рождения. Петя решил поздравить друга. Маль­чик сел за стол, достал бумагу, ручку из пенала и стал пи­сать. Письмо получилось длинное. Сколько в нем было поже­ланий Паше!

- Отнесу-ка я поскорее письмо на почту. Вот Паша обра­ дуется, когда получит его!
Звук Б

Артикуляция звука

См. звук П. Разница заключается в том, что мягкое нёбо опу­щено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. При произнесении звука Б ощущается вибрация гортани и щёк.

Постановка звука


  1. способ: по подражанию. Ребенок произносит ба - ба - ба, при этом нужно слегка раздувать щёки.

  2. способ: на базе звука П путем добавления голоса. Ребе­нок ощущает вибрацию гортани при произнесении звука Б.

  3. способ: Ребенок дует сквозь сближенные ненапряжённые губы, слегка раздувая щеки. В момент дутья включает голос. Логопед кладет указательный палец под нижнюю губу параллель­но ей и совершает резкие движения вверх-вниз. Потом ребенок сам подкладывает пальчик. Постепенно палец убирается.
Практический материал по автоматизации звука Б

1. Повтори слоги.

Ба - ба - ба Ба - бо - бу - бы

Бу - бу - бу Бо - ба - бу - бы

Бы - бы - бы Бу - бо - бы - ба

Бо - бо - бо Бы - бу - бо - ба

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Бак, бал, баян, баня, бант, база, банан, батон, банка, башдя, багаж, балет, балык, баланс, багор, баран, базар, барсук; бок, боб, боты, боль, ботинки, бор, Боря, борода; бунт, бусы, буря, букет, бумага, буква, будка, булка, бугор, будильник; бык, быт, был, быль, былина, бычок.

Звук в середине слова: Люба, шуба, жаба, рыба, кабан, собака, усадьба, свадьба, рубаха, рубанок, просьба; губы, зубы; хобот, альбом, соболь, автобус, забота, забор, работа; азбука.

Стечение согласных звуков в слогах и словах :

Бво, бви, бни,бду, бде, бго; бла, бло, блу, бли, блю; бра, бры, бро,бря,бри.

Обводить, обвить, обними, обниматься, обдумать, обделить, обгонять; бланк, вобла, блаж; блок, блокада, блокнот, блондин, обложка; заблудиться, блуждать; блик, блины, блюдо, блюдце; бра, брат, браво, обратно, брасс, зебра, братец; обрыв, брыкаться; брод, бронь, брови, брошка; брякать, бритва, абрикос.

3. Повтори предложения.

У Любы красивая шуба. У Любы большой бант. У слона длинный хобот. У Бори болят зубы. Люба ест бананы. У брата блокнот. Брат бреется бритвой. Катя очень обрадовалась брошке. Блины лежали на блюдечке. На блузке висела брошка. На Любе бусы. У Бори булка. Боря ест сдобу. Бабушка сварила грибы. За забором кабан. Собака лает на жабу. Люба учит азбуку. Боря увидел зебру. Рядом с быком бычок. Боря обводит картинки. В альбоме нарисована башня. У Бори борода.

4. Повтори чистоговорки.

Ба - ба - ба - звонкая труба. Бы - бы - бы - идет бык.

Бы-бы-бы-крашу столбы. Бо - бо - бо - надела сабо.

Бу - бу - бу - купите мне трубу. Бо - бо - бо - отлежала бок.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Была бы охота, закипит работа. Если бы, да кабы, на печи росли грибы. Люблю греться, кабы не обжечься. Бояться несчастья , так и счастью не бывать. Не было бы снегу, не было бы и следу.

6. Повтори скороговорки.

У Бори были бобы, а у бабы были грибы. Были бы у бабы бобы, Сварила бы баба Боре бобы.

Все бобры добры для своих бобрят.

Боря Ире дал ириску, Ира Боре - барбариску.

Идут бобры в сыры боры.

Отлежал бычок бочок, Не лежи, вставай, бычок!

7. Повтори загадки.

У маленькой Катюши Уселся на макушке Не мотылёк, не птичка -Держит две косички. (Бант)

Все обходят это место: Здесь земля как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи, Нет опоры для ноги. (Болото)

Рыба в море, хвост на заборе. (Ковшик)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Луна)

Зубы имеют, а зубной боли не знают. (Грабли)

8. Выучи стихотворения.

Маленький бычок, Барабан боднул баран.

Рыженький бочок, Бух! - и лопнул барабан.

Ножками ступает,

Головой мотает.

Где же стадо? Му-у-у!

Скучно одному-у-у!

(В. Берестов).

9. Игра «Подскажи словечко».

Список использованной литературы

1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издатель­ство ГНОМ и Д, 2001.


  1. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. - М.: Владос, 1999.

  2. Занимательное азбуковедение/Сост. В. В. Волина.- М.: Просвещение,
1991.

  1. Козак О. Загадки и скороговорки. - СПб.: Союз, 1997.

  2. Козырева Л. М. Логопедическое пособие. - М.: Школа, 2000.

  3. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового вос-
приятия у глухих дошкольников. - М.: Просвещение, 1971.

  1. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвеще­ние, 1982.

  2. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. П. Аникина. - М.: Художе­ственная литература, 1988.

  3. Сборник загадок/Сост. М.Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.

  1. СухинИ.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. -Ярос­лавль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

  2. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. - М.: Изда­тельство ГНОМ и Д, 2000.
12. Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. -СПб.: Лань, 1998.

Введение 2

Дифференциация звуков П - ПЬ 10

Дифференциация звуков Б - БЬ 20

Дифференциация звуков Б - П 23

Пояснительная записка

Данное занятие может быть использовано для логопедической работы по формированию фонетической стороны речи и начальному обучению грамоте детей старшей группы дошкольного возраста с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата.

Логопедическая работа при любой патологии речи должна строиться с учетом ее патогенетических механизмов.

У детей с патологией опорно – двигательного аппарата в процессе обучения возникает целый ряд трудностей при усвоении программного материала.

Эти трудности обусловлены определенными причинами, к числу которых относятся:

— нарушения звукопроизношения

— нарушение просодической стороны речи

— искаженное развитие фонетико-фонематической системы

— нарушение лексико-грамматического строя речи

— недоразвитие пространственных представлений

— нарушение зрительного восприятия

— несформированность временных представлений и др.

Предложенный конспект занятия для детей старшей группы дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в овладении элементам грамоты и формированию фонетической стороны речи построен в занимательной, игровой форме, с использованием дидактических игр и пособий. Применение различных игр и упражнений позволяет логопеду на занятии решать как можно больше поставленных перед ним задач, используя определенный объем лексического материала, что в конечном итоге обеспечивает лучшее запоминание и усвоение.

Использование игровых приемов на логопедических занятиях позволяет сделать сложные задания эмоциональными, интересными и развивающими. Одновременно с закреплением правильного произношения звука разнообразные игры развивают фонематическое восприятие, упражняют в звуковом анализе и синтезе, закрепляют навык написания букв, обогащают словарь, совершенствуют связную речь, воспитывают умение работать самостоятельно и таким образом всесторонне готовят дошкольника к обучению грамоте.

Игровая форма, веселые физкультминутки, постоянная смена видов деятельности позволяют поддерживать активность детей на протяжении всего занятия.

С учетом психоэмоциональных, речевых, двигательных особенностей в содержание занятия включены упражнения направленные на развитие слухового и зрительного внимания и памяти, мелкой моторики.

Логопед приглашает детей в увлекательное путешествие по очень необычной стране. На занятии дети уточняют характеристику звуков (П), (Пь) по артикуляционным и акустическим признакам, поют, определяют место звука в слове, знакомятся с буквой (П), выполняют игровые задания на развитие зрительного и слухового внимания, развивают мелкую моторику пальцев.

Данное занятие направлено на выработку умения дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие – глухие, твердые – мягкие.

Задания выполнены на индивидуальных карточках (предварительно заготовленный раздаточный материал в виде предметных картинок), так как внимание детей концентрируется на данном объекте и позволяет лучше сосредоточиться. Основным инструментом педагога на занятии остается наборное полотно и магнитная доска. Применение любой визуальной информации на занятии несет положительный эффект.

Конспект занятия «Звуки (П — Пь), буква П»

Цель :

  • Продолжить знакомство со звуками П и Пь, учить давать характеристику звуку.
  • Формировать навыки фонематического восприятия.
  • Формировать умение находить место звука в слове.
  • Учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки.
  • Познакомить с буквой П.
  • Развивать мышление, произвольное внимание.
  • Развивать графические навыки.

Оборудование:

  • Карточки со схемами звуков (большого и маленького размера на каждого ребенка).
  • Предметные картинки на изучаемый звук.
  • Предметные картинки на звук (П) (с липучками), любые другие картинки.
  • Каточки для игры «Звуковая мозаика». Карточка разделена на 12 квадратов: 4х3.
  • Тактильная дорожка, выполненная из гороха (количество дорожек по числу детей).
  • Кубики синего и зеленого цвета
  • 2 столика, 2 скатерти синего и зеленого цвета
  • Игрушки: паучок, пингвин
  • Бархатная бумага, шерстяные нитки.
  • Cчетные палочки.
  • Карточки-сюрпризы: буква П и Пь

Организационный момент

Логопед. Ребята, сегодня к нам пришел таинственный гость. А кто он такой отгадайте сами.

Загадка: Сам он скромен, 8 ножек

Броских нет на нем одежек,

Ловко кружево плетет,

Сам узоры создает,

Вяжет сети и канаты,

Скромный, добрый старичок

Это, кто такой, ребята,

Ну, конечно…..

Дети: Паучок.

Логопед. Сегодня у нас в гостях паучок ПАК, но он пришел не один.

Загадка: Птица, только не летает,

Ловко прыгает, ныряет.

Ловит рыбу среди льдин….

Как зовут его?

Дети: Пингвин.

Также интересное занятие логопеда в старшей группе:

  1. Сообщение темы

Логопед. Паучок ПАК пришел со своим лучшим другом пингвином по имени ПИН.

— Какой первый звук в имени ПАК?

Дети: Звук П.

Логопед. Какой первый звук в имени ПИН?

Дети: Пь.

Логопед. Сегодня мы продолжим знакомство со звуком П и познакомимся со звуком Пь.

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

(логопед выкладывает на наборном полотне модель звука П, произносим звук П . Вместе с детьми даем характеристику звукам П и Пь. На наборном полотне логопед выкладывает схемы звуков)

Звук П – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.

Звук Пь – согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.

— Чем отличаются звуки?

Дети: Звук П – твердый, звук Пь – мягкий.

Логопед: Что общего?

Дети: Звуки П и Пь согласные, глухие.

Логопед: Докажите, что звуки П и Пь согласные?

Дети: Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду, губы.

Логопед. Что напоминает звучание звуков П – Пь?

Дети: Чайник кипит; поезд пыхтит; самовар кипит…

Логопед. Проведем пальчиком по дорожке: П- П – П -…

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

(Дети проводят пальчиком по тактильной дорожке, одновременно проговаривая характеристику звука)

  1. Развиваем фонематический слух

Логопед. Игра «Назови нужный звук».

Друзья любят играть в кубики. У ПАКА – синий кубик, обозначающий звук П – твердый звук. У ПИНА – зеленый кубик, обозначающий звук Пь – мягкий звук.

Я буду показывать синий или зеленый кубик, а вы называть соответствующий звук.

(Логопед показывает то синий, то зеленый кубики, а дети называют соответствующий звук).

Дети: П, П, Пь, П, Пь,……

Логопед. Продолжаем мы игру. Я буду называть слоги, а вы будьте внимательны!

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П

Присядь , когда услышишь звук Пь.

(логопед называет слоги: Па, Пя, Пы, Пе, Пу….)

— Молодцы! Сели на свои места.

Игра «Сигнальщики».

— Я назову слова на звук П или Пь. Когда услышите слово, где первый звук П – нажмите на карточку – схему звука П. Когда услышите слово, где первый звук Пь – нажмите на карточку – схему звука Пь.

(слова: пион, почтальон, пылесос, пельмени, парусник, палка, пирожное)

Логопед . ПАК и ПИН очень любят играть в подвижные игры и однажды так расшалились, что перепутали все картинки, помогите паучку и пингвину найти свои картинки.

У ПАКа – синий домик.

У ПИНа – зеленый.

(Дети подходят к домикам ПАКа и ПИНа, берут по 2 картинки и раскладывают в соответсвующий домик. П – пуговица, повар, поезд, пальма, подушка, полка; Пь – письмо, перо, пират, пила, пироги, перчатки)

Логопед .Что у тебя?

Ребенок: У меня пуговица.

Логопед . Кому дашь?

Ребенок: Дам паучку, в слове пуговица 1звук П.

Логопед. Молодцы! Все картинки разложили правильно.

  1. Определить место звука в слове.

Логопед: Карточки для определения места звука в слове положите перед собой. Звуки П и Пь прячутся в словах. Определи, где прячется звук в слове (в начале, в середине, в конце). (Логопед раздает детям предметные картинки:

П п латье, лоп ата, сап оги, п оезд, п осуда, реп а

Пь – ап ельсин, п иджак, п етух, кирп ичи, п ила, п ижама

Логопед: Где ты слышишь звук П (Пь) в слове ЛОП АТА, в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок: Я слышу звук П (Пь) в середине слова.

(логопед проверяет все слова)

  1. Развиваем фонематический анализ, внимание, память.

Логопед: Работа с карточками.

— Определи, какой в слове первый звук П или Пь ?

— Какое слово лишнее? Почему?

(каждому ребенку выдаются карточки со словами: перчатки, поезд, пират; повар, пальма, письмо; подушка, пироги, пила; печь, посуда, полка; парусник, почтальон, пион; пижама, перчатки, помидор)

  1. Физкультминутка.

Логопед. ПАК и ПИН очень веселые друзья. И они приглашают вас немного подвигаться:

Два веселых друга гуляли по двору (имитация движений)

Два веселых друга затеяли игру.

Делали головками: пик, пик, пик. (наклоны головой влево — впараво)

Хлопали ладошками: хлоп – хлоп – хлоп. (имитация движений)

Топотали ножками: топ – топ – топ.

  1. Развиваем фонематический синтез.

Логопед: Игра «Измени слово» (с мячом).

(дети стоят в кругу или за стульчиками)

— Замени первый звук слова на звук П (Пь ) и получи новое:

точка – п очка речка — п ечка

карта – п арта лесок — п есок

тачка- п ачка леченье — п еченье

волк – п олк зеленка — п еленка

щелка – п олка лесенка — п есенка

галка – п алка лекарь – п екарь

  1. Развиваем фонематический анализ.

Логопед . Игра «Звуковая мозаика».

Приготовьте карточки для игры «Звуковая мозаика». Слушайте внимательно и определяйте звуки старательно.

(Логопед называет слова, а дети определяют звуки П – Пь в словах и в каждый квадрат ставят соответствующий символ звука.)

Слова: п одушка, п оезд, п альто, п они

п алка, п ион, п илот, п ушка

п очта п екарь, п ианино, п арашют

— Какие слова на звук Пь вы запомнили?

— Что напоминает этот узор? (Буква П)

9.Знакомство с буквой.

Логопед: Слышим звуки, а пишем, читаем?

Дети: Буквы.

Логопед. П – похожа на пенек Подходящие ворота

Посиди на нем дружок. Проходи, кому охота.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали,

Ну-ка, милый не ленись,

Подойди и подтянись.

Выкладываем букву П из шерстяных ниток на бархатной бумаге.

— определяем левую – правую стороны бумаги, верх – низ.

— из скольки элементов состоит буква? (из 3х элементов)

— Ниточки одинаковые или разные? (2 длинные, 1 короткая)

(Выкладываем букву на бархатной бумаге из шерстяных ниток, обводим пальчиком; пишем на столе пальчиком; пишем пальчиком в воздухе; выкладываем букву из счетных палочек.)

  1. Итог занятия.

Логопед: С какими звуками продолжили знакомство?

Звук П какой?

Звук Пь какой?

С какой буквой познакомились?

А какое задание было самым трудным?

Какое задание понравилось больше всего?

Паучок Пак и пингвин ПИН приготовили вам подарки: буквы П вы раскрасите дома: большую — синим карандашом, а маленькую – зеленым.

Название: Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки (П — Пь), буква П»

Должность: учитель – логопед высшей квалификационной категории
Место работы: МДОУ Детский сад – 108 «Снежинка»
Месторасположение: Республика Карелия г. Петрозаводск

    Тема: « З вуки [ п] , [пь ].Буква П.» Цель: учить произносить и различать звуки [п ] [ пь] , учить выделять звуки на слух в слогах, словах; продолжать учить выполнять звуковой анализ и синтез слогов; познакомить с буквой П; развивать память, внимание, фонематический слух. Оборудование : предметные картинки, тетради, карандаши, кассы букв, счётные палочки,изображение буквы п,синие, зеленые, красные квадраты. Х од занятия: 1. Организационный момент. Повторение. -Дети, какие звуки мы с вами учились произносить на прошлом занятии? -Звуки [ а], [у ], [ и] - это какие звуки? -Почему они гласные? -Вспомните и назовите слова с этими звуками. 2. Постановка цели занятия. -Дети сегодня с вами мы будем учиться произносить два звука. А вот какие звуки, вы должны догадаться сами. Послушайте внимательно стихотворение и определите, какие звуки я выделила голосом? Из п еска п ирог с п ечем, В гости маму п озовём, П ригласим и вас, друзья, Только есть п ирог нельзя. -Какие звуки я выделила голосом? - В каких словах вы услышали звуки [п ] [ пь]? - Какие же звуки мы будем сегодня изучать? 3 . Произношение звука. -Дети, обратите внимание, как правильно произносится звук [п ]. -Ч ем мы произносим звук? -Что делают губы при произнесении звука? (губы смыкаются, язык лежит внизу) -Дети, как вы думаете, когда мы произносим звук воздушная струя встречает преграду? -Что является преградой? -Дети, как вы думаете, звук [п ] гласный или согласный? -Почему согласный? -Дети, скажите мне пожалуйста, звук [п ] мы произносим без голоса или с голосом? -Если звук произносится без голоса, значит он глухой или звонкий? -Следовательно звук [п ] какой? (согласный, глухой, твердый) -Загибайте пальчики и повторяйте за мной: звук [п ] - согласный, глухой, твердый. Согласные твердые звуки мы будем обозначать синей фишкой. Покажите мне синюю фишку. Звук [ пь] братец звука [п ]. Как вы думаете какой он мягкий или твердый согласный ? М ягкие согласные звуки мы будем обозначать зелёной фишкой. Покажите мне зелёную фишку. 4. Выделение на слух звуков [п ] [ пь], различение. -Сейчас мы с вами поиграем в игру « Твердый - мягкий». Я буду произносить слоги. Когда вы услышите слог со звуком [п ] , поднимайтесь синюю фишку.А если слог со звуком [ пь] - зеленую. Слушайте внимательно: ПА, ПЯ, ПО, ПЕ, ПУ, ПЫ, ПИ, ПЮ, АП, ОП, АПЬ, ИПЬ. - Сейчас я буду произносить слова со звуками [п ] [ пь]. Если вы услышите слово со звуком [п ] , поднимите какую фишку? А если со звуком [ пь], поднимите какую фишку? ПЫЛЬ, ПЯТЬ, ПЯТКА,ТОП, ПЕТЬ, ХЛОПАТЬ, ПИТЬ, ПАРТА, ПАУК, ПЕТУХ, ПИСЬМО, ПАРОХОД. -А сейчас мы поиграем в игру « Наоборот». Я буду произносить слоги со звуком [п ] , а вы эти же слоги со звуком [ пь] : ПА-ПА-ПА - ПЯ-ПЯ-ПЯ ПО-ПО-ПО - ПЫ-ПЫ-ПЫ - ПУ-ПУ-ПУ - АП-АП-АП - ОП-ОП-ОП - УП-УП-УП- 5. П роизношение звуков в словах. Определение позиции звука в словах. -Дети, к нам пришла посылка. В слове «посылка» какой первый звук?Давайте посмотрим, что там. В посылке картинки. Игра «Чего не стало». 6 . Составление предложений со словами со звуками [п ] [ пь] 7. Ф изкультминутка Мы, как серые зайчата, Прискакали на лужок. Прыг- скок, прыг- скок. Ветер травушку качает, Влево-вправо наклоняет. Вы не бойтесь ветра, зайки, Веселитесь на лужайке. Прыг-скок, прыг-скок. 8 . Звуковой анализ и синтез . -Повторите за мной слог АП. - Какой первый звук в этом слоге? - Какой второй звук в этом слоге? - Повторите за мной слог УП (ИП). - Какой слог получится,если первый звук А, второй звук П. Если первый звук У, второй П. - Повторите за мной слог ПА. Какой первый звук в этом слоге,какой второй звук? 9 . Знакомство с буквой П. -Дети, какие звуки мы сегодня учились произносить? - Звуки [п ], [ пь] на письме обозначаются буквой П. -На что похожа буква П? - Сколько счетных палочек нам понадобится, чтобы выложить букву П? - Выложите из счетных палочек букву П. - Откройте разрезную азбуку и найдите букву П. Покажите мне. -Выложите слог АП (УП, ИП, ПА). Прочитайте. (Печатание слогов в тетради). 10. Итог. - Какие звуки мы учились сегодня произносить? - Какие это звуки? Почему они согласные? Почему они глухие? - С какой буквой мы сегодня познакомились? Придумайте все по два слова: одно слово со звуком [п ] , второе слово со звуком [ пь] .

)

5. Хлопни в ладоши, если услышишь звук П! ()
Паучок приехал на базар.
Мухам паучок привёз товар.
Он его развесил на осинке:
"Кто из вас желает паутинки?"

6. Физминутка. Перебираем слова со звуком "П". Если это слово "на полу", то приседаем, если "на потолке", то поднимаем ручки вверх.
= плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок

7. Прочитай слоги и добавь к ним букву или сочетания букв и получишь новые слова! ()
8. Составить из слогов слова! ()


9. Прочитай слова и найди их на картинк е! ()


10а. Звук П и ПЬ ()


10б. Отгадайте загадку! ()
(1) В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
/Паук/

* Посчитаем, сколько слогов в слове "паук"! (2 слога)
* Какой слог первый? (па)
* Какой первый звук в слоге "па"? (п)
* Дайте характеристику звуку П! (согласный, глухой, твёрдый)
* Какой буквой мы обозначим звук [п]? (П)

(2) На полюсе южном
Морозном и вьюжном
Родился у мамы дитёныш один.
Он в море ныряет,
Простуды не знает,
Ведь он настоящий...
/Пингвин/

* Посчитаем, сколько слогов в слове "пингвин"! (2 слога)
* Какой слог первый? (пинг)
* Назови второй слог! (вин)
* С какого звука начинается слово "пингвин"? (пь)
* Дайте характеристику звуку! (согласный, глухой, мягкий)
* Какой буквой мы обозначим звук [пь]? (П)

10в. Определите, мягкий или твёрдый звук П!
= пенал, помидор, петух, плот, Петя, парта, пылесос, перчатка, пила, паучок, песня, пёс, пчела, парк, поле, подарок

11. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [П"] ()
= Б", Т", П", Т", Ф", П", К", П", М", П"
= БЯ, ПЯ, СИ, ПИ, ТЕ, ПЕ, ВЮ
= комок, осина, пихта, топь, терем, рябина, пена, спина, копейка, копилка

12. Замени в слове первую букву на звук [П"]. Какое слово у тебя получилось? ()
= вилка - ...илка
= лень -
= медаль -
= зелёнка -
= лесенка -
= мир -
= лекарь -
= лесок -
= речка -

13. Звуки П и ПЬ играют с тобой в прятки. Какой звук спрятался в названии каждой картинки? Определи, в начале, середине или конце слова? ()


14. Найди 8 слов со звуками П и ПЬ. ()

15. Соедини с буквой П только те предмета, названия которых начинаются со звуков "П" и "ПЬ". ()

16. Прочитай слоги и отметь красным карандашом гласный звук, а синим - согласный. ()


17. А ты можешь попасть из пушки по всем буквам П? Сделай из них мишень: обведи их в кружочек . ()

18. Определи первый звук в названии каждой картинки . Впиши её в клеточку и прочитай название животного.()


19а. Печатная буква П ()


19б. Печатная буква П ()
19в. Печатная буква П ()

Буква П прописью ()

19г. Прописная буква П ()

19д. Буква П - пропись для детей ()


20. Логопедическое лото ()


21а. Рабочий лист Т.В.Игнатьевой ()

21б. Рабочий лист ()


21в. Рабочие листы ()



21г. Рабочий лист из "Игры по развитию речи"