Конспект урока по русскому языку «Несклоняемые существительные. Этот мир мы назовем

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока. Наречие.

Цель урока: формировать умение находить наречие среди других частей речи и выделять грамматические признаки наречий.

Задачи:

- умение анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы);

Развивать орфографическую зоркость, мышление, память, внимание;

Совершенствовать мыслительные операции, речь детей;

Воспитать эмоционально-положительную направленность на деятельность, как основного способа решения реальных проблем и задач;

Воспитать чувство содружества, сотрудничества (работать в паре), способствовать воспитанию любви к поэзии, природе.

Формируемые УУД:

познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способов действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; нацеливание на успешную деятельность, умение высказывать своё предположение; о

коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки, учитывая степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Планируемые результаты : ученик научится различать наречия по его грамматическим признакам, наблюдать, анализировать, классифицировать, регулировать свою деятельность, научится организовать своё рабочее место, пользоваться источником информации, ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.

Тип урока: урок применения знаний, умений (навыков) .

Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина 4 класс, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки с заданиями, карточки самоконтроля, осенние листики, рисунок дерева.

Этапы урока

Формируемые УУД

1 Орг. момент.

Психологичес

кий настрой

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

На экране запись: внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо .

Слайд 2

Прочитайте слова. Какие из этих слов можно отнести к работе ученика на уроке?

Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы работали активно, слушали учителя и своих товарищей внимательно, писали аккуратно, отвечали блестяще.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.

2.Целеполога

Откройте тетради и запишите число и классная работа.

Двадцать второе октября.

Классная работа.

Вернемся к нашим словам.

Внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо .

Прочитайте слова. Что их объединяет? (это наречия )

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Тема урока. Наречие.) Слайд 2

Определите цель нашего урока?

Я узнаю…

Я смогу…

Я буду знать… Слайд 3

Регулятивные:

умение высказывать своё предположение;

о ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Личностные: Коммуникативные: уме-ние ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

3. Минутка чистописания.

Вам будут предложены вопросы, однако работу надо выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

    Непроверяемая безударная гласная в слове обед. (о)

    Удвоенная согласная в слове пассажир. (с)

    Безударная гласная в слове лесной. (е)

    Суффикс в слове длинный. (н)

    Какая буква смягчает согласный в слове лось. (ь)

Давайте проверим себя и посмотрим на экран. (о с е н ь)

Слайд 4

Напишем эти буквы с верхнем соединением, используя такой элемент. () затем с нижнем соединением, используя такой элемент. ()

Запишите слово осень. Какую орфограмму нужно проверить в слове осень? (безударную гласную е – осенний )

Познавательные: Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

4.Актулизация знаний.

Осень прекрасное, но в тоже время и грустное время года. Осени многие поэты посвящали стихи. Прочитаем отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева и вставим пропущенное слово

Осень наступила

Высохли цветы,

И глядят …(уныло)

Голые кусты. Слайд 5

Как вы понимаете значение этого слова?

Уныло – печально, скучно.

Какой частью речи являются эти слова?

Давайте вспомним, что мы знаем о наречии.

1. Что такое наречие?

2. На какие вопросы отвечает наречие?

3. Что обозначает?

4. Какова роль в предложении?

5. Значение в речи.

Слайд 6

1.Наречие-неизменяемая часть речи.

2.Отечает на вопросы: как? где? куда? когда? откуда?

3.Обозначает признак действия.

4. Является второстепенным членом предложения.

5. Придаёт более точное представление картины.

Вывод: наречия делают нашу речь более яркой, образной, точной. Они достаточно часто встречаются в речи, и мы должны уметь грамотно их писать.

Великий русский писательМ.Горькийвот что сказал о наречиях:

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

Слайд 7

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности, оценивание качества и уровня усвоения материала. Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.

5. Словарная работа

Замените предложение или словосочетание одним словом. Запишите эти слова и подчеркните орфограммы.

    В этом месте. (здесь)

    День, предшествовавший сегодняшнему. (вчера)

    На следующий день после сегодняшнего. (завтра)

    В настоящее время, сейчас. (теперь)

Слайд 8

Что общего у этих слов? (наречие)

Составьте устно предложение с одним из этих слов.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.

6. Физминутка

Лист сорвался и летит,
Тихо в воздухе кружит.
Он всё ниже, ниже, ниже.
Всё к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете. Слайд 9

Личностные:

развиваем умения выражать свои эмоции.

7.Применение знаний и умений.

- Выполним упражнение № 129 на странице 75.

Слайд 10

Прочитайте задание.

- Найдите в предложениях наречия.

Спишите первое предложение. Подчеркните грамматическую основу и укажите части речи.

(1 ученик работает у доски)

прил. сущ. нар. гл. ? сущ.

На синем небе робко выступают первые звёздочки.

Выпишите из других предложений наречия.

(2 ученик работает у доски)

Вверху, вокруг, впереди, позади, справа, слева, вчера, завтра, сначала, потом.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция и выделение того, что уже усвоено;
осознание качества и уровня усвоения.Коммуникативные: Личностные:

8.Работа в парах

Заменить слова в скобках однокоренными наречиями и разобрать предложение по членам и частям речи.

    Солнце (яркий) освещало лесную лужайку.

    Малыши (быстрый) сложили игрушки и (дружный) побежали на улицу.

Проведите взаимопроверку тетрадей.

Слайд 11

Слайд 12

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Регулятивные:
контроль, коррекция и выделение того, что уже усвоено; осознание качества и уровня усвоения.
Личностные:
готовность к сотрудничеству и дружбе. Коммуникативные: умение адекватно оценивать свою работу и работу своего товарища.

9.Самостоятельная работа

Разноуровневые задания

Замените противоположными по смыслу наречиями:

Быстро - _____________________

Темно - _____________________

Легко - ______________________

Тихо - _____________________

Сверху - ____________________

Много - _____________________

Замените подходящими по смыслу наречиями:

Идти черепашьим шагом. __________

Кот наплакал. ____________________

Как по маслу. ____________________

Встать чуть свет. __________________

Рукой подать. ____________________

Яблоку негде упасть. ______________

От данных прилагательных образовать наречия-антонимы.

Близкий – __________________

Низкий - ___________________

Слабый - ___________________

Образовать наречия-синонимы.

Аккуратно- ________________

Морозно- __________________

Верно- ____________________

Давайте проверим ваши работы.

(проверка на слайдах) Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Регулятивные: сличение способов действия и его результата с заданным эталоном, о ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: умение адекватно оценивать свою работу. Личностные: формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки.

10. Итог урока

Какие цели мы ставили в начале урока?

Какие цели урока мы выполнили?

Прочитайте слова. Какие из этих слов можно отнести к

вашей работе сегодня на уроке?

внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо .

Отметьте в листах самоконтроля свою работу на уроке.

Оценивание учащихся.

    Я доволен своей работой.

    Мне было трудно.

    У меня есть еще пробелы в знаниях.

Слайд 16

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

10. Домашнее задание

Домашнее задание у вас будет дано на специальных карточках, разного цвета. Выполняете задание в тетради. Завтра начнём урок с проверки д\з.

Отгадайте загадки. Выпишите наречия.

Вставьте пропущенные наречия.

Спишите пословицы.

Составьте из каждой группы слов

предложения – пословицы. Запишите их.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

10. Рефлексия

Сегодня мы много говорили об осени. У меня на доске дерево. Если вам было интересно и легко на уроке прикрепите осенние листочки на дерево. Если вам было неинтересно и трудно – около дерева, на «земле».

Спасибо за урок! Слайд 18

Регулятивные: оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;осуществлять итоговый контроль. Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

МБОУ « Нижнемактаминская СОШ№2 »

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 « Б » КЛАССЕ

ТЕМА: ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Учитель начальных классов

Хафизова Р.Д

ЦЕЛИ:

познакомить учащихся с особенностями творительного падежа;

учить правильно употреблять существительные в творительном падеже;

развивать орфографическую зоркость;

воспитывать любовь к природе; повторить правила поведения в общественных местах.

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах имени существительного, я предлагаю начать с опроса:

Что называется именем существительным?

Как изменяются имена существительные?

Назовите непостоянные признаки имени существительного. (Число и падеж)

Назовите постоянные признаки имени существительного.(Род, одушевленность, неодушевленность, склонение, собственное и нарицательное)

Сколько падежей вы знаете? (6)

Назовите падежи.

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Кто? Что?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

Открываем тетради, запишите число, « классная работа ».

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель …

( Ответ: Снеговик )

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Запишите отгадки

1. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык).

2. Тот кто совершает поезду в транспорте. (Пассажир)

3. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати для общего пользования. (Библиотека)

4. Дорога (в саду, в парке) с рядами деревьев, посаженных по обеим сторонам. (Аллея)

5. Государство в котором мы проживаем. (Россия)

На какие группы разбили бы? (Удвоенная согласная и безударная гласная)

Какие орфограммы встретились. Подчеркните.

III. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

ЧТОБ ОТ ВСЕХ НЕ ОТСТАВАТЬ,

СЛЫТЬ СООБРАЗИТЕЛЬНЫМ,

НАДО ВСЁ ТЕПЕРЬ ПОНЯТЬ

В ПАДЕЖЕ … (ТВОРИТЕЛЬНОМ).

О КАКОМ ПАДЕЖЕ ИДЁТ РЕЧЬ В ОТРЫВКЕ?

СОСТАВЬТЕ ПЛАН, ПО КОТОРОМУ МЫ БУДЕМ РАБОТАТЬ, ЧТОБЫ ИЗУЧИТЬ ЭТОТ ПАДЕЖ.

IV. ОТКРЫТИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВОГО ЗНАНИЯ.

Почему падежу дали такое название, как вы думаете?

А теперь откроем учебники страницу 112. И проверим свои предположения.

НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ТВОРИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ?

НАЗОВИТЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Теперь выполним УПР. 149.на стр.113

Прочитайте задание про себя.

Что нужно сделать?

Послушайте сказку (со словами)

— « Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном , потом зеброй , медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.

Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)

Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: « Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом ».

Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)

« Будь умницей , отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой » . Младшая принцесса в это время стояла за елью , потому что она очень боялась змей. Король повел принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк ».

Вот такая сказка. Прочитайте c доски имена существительные.

— Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)

V. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Сегодня на уроке мы познакомились с самым трудолюбивым падежом, который любит творить также как и вы.

А) Пословицы.

Прочитайте пословицы.

— На какую тему?

А какие пословицы о труде вы ещё знаете?

Как их понимаете? В этих пословицах нужно найти имена существительные в творительном падеже и выписать в тетрадь.

Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

Не спеши языком, торопись делом.

Кто трудиться рад — тот будет хлебом богат.

РАБОТА У ДОСКИ

Записать, выделить окончание, определить падеж.

Пришла (с чем?) с (метель)
Занесло (чем?) (снег)
Украсила (чем?) (серебро)
Укрыла (чем?) (ковер)
Летел (над чем?) над (лес)
Любовались (чем?) (снежинка)
Играть (с кем?) с (Таня и Саша)

VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ.

УПР. 150 ВЫПОЛНЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Какой праздник приближается? ( Новый год.)

Все вы пойдете на елку в школу, на работу к родителям. Вспомним правила поведения в общественных местах.

На улице, дома, в общественном месте

Будь вежлив со старшими, помни о чести,

В театре, в трамвае, в читальне, в кино,

Веди себя скромно, прилично, умно.

VIII. ИТОГ УРОКА.

Что же мы узнали на уроке?

Что вам понравилось сегодня на уроке?

Чтобы подвести итог урока и оценить свою работу, нужно ответить на вопросы теста.

1. а) в творительном падеже имена существительные отвечают на вопрос кому? чему?

Б)в творительном падеже имена существительные отвечают на вопросы кем?чем?

2. а)имена существительные в творительном падеже бывают только второстепенными членами

Б)имена существительные в предложении бывают не только второстепенными членами.

3. Укажите существительные в творительном падеже

А) по дороге

Б) с другом

В)над водой

4. Укажите предлоги творительного падежа

А)с

Б)к

В)за

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ВЫПОЛНИТЬ УПР. 67 (« ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ »).

Светлана Шолон

Организационный момент.

Целеполагание.

Объёмно понятие «язык » … Как вы думаете, для чего он нужен людям?

Язык – это основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания, планируют свои действия, узнают новое.

По-настоящему культурные люди говорят правильно – по правилам.

В каждом языке есть свои правила-нормы : нормы произношения, грамматические нормы, нормы употребления слов.

Возьмите листы и прочитайте слова под №1.

Чему мы будете учиться, выполняя это задание?

(Будем учиться произносить слова правильно) .

Прочитайте данные слова «цепочкой» с правильной постановкой ударения.

Повторить, повторит, повторим, положить, положу, положит, понять , понял , поняла , поняли , принять, принял, приняла, приняли.

Запомните, как произносятся слова.

Правильно употребляйте их в речи. Зачем надо учиться говорить правильно?

(Чтобы люди понимали нас, чтобы мы были увереннее в себе, чтобы чувствовать себя комфортно среди других людей.)

Уверенность это мостик к успеху в учебе и жизни. Чтобы работать уверенно на уроке , обратимся к волшебникам, живущим в нас. Для начала разбудим их.

Постучите в кулачки.

Похлопайте в ладоши.

Помассажируйте каждый пальчик.

Постучите кулачком в грудь.

Потрите мочки ушей.

А теперь прочитаем волшебные слова – обращения к помощникам «Я всё делаю очень хорошо и буду делать ещё лучше» .

Успехов в работе на уроке вам и вашим помощникам.

Введение в тему.

Прочитайте слова под №2.

Что это за слова? (Это словарные слова) .

Подумайте : какое задание можно выполнить с данными словами и есть ли необходимость в его выполнении.

Поставьте ударение, вставьте пропущенные буквы в словарные слова. Это задание поможет научиться писать словарные слова правильно.

Задание будете выполнять самостоятельно, а затем проверим, как вы его выполнили.

Таблица словарных слов.

Проверьте, как вы выполнили задание.

Назовите слова, проговаривая, как они пишутся : с двойными согласными : килограмм, Россия, медленно. Слова с парными согласными : билет, медведь, портрет, одежда (одёжный) .

Слова, с первым безударным слогом, в котором вы написали безударную гласную е (везде, прекрасный) . Прочитайте оставшиеся слова, проговаривая их написание (инженер, трамвай) .

Ребята, рассмотрите таблицу со словарными словами.

Может ли таблица подсказать нам тему урока ?

Сегодня на уроке мы начнём изучение новой темы : «Местоимение » .

Я предлагаю вам сегодня поработать исследователями.

Сначала составим план исследования местоимения .

Подумайте, что вы хотите узнать о местоимении ?

1. Что это такое?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Как изменяется?

5. Роль в речи.

6. Каким членом предложения бывает?

Изучение нового материала.

Проанализируйте, как образовалось слово : местоимение .

(Оно образовалось из слияния двух слов : место и имени ).

Как вы это понимаете? (Заменяет имена) .

Проверим, верно, ли ваше предположение.

Прочитайте запись на доске :

Лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Что записано на доске? (На доске записан текст, так как в нём предложения связаны между собой по смыслу).

К какому типу текста он относится? (Текст - повествование) .

О ком этот текст? (О лисе) .

Всё ли вам понравилось в тексте?

Как исправить текст? Надо заменить слово лиса.

Лиса это кто? (Лиса – это лесной зверь) .

Замените слово лиса словом зверь. Прочитайте, полученный текст.

Про зверя дурная слава ходит, будто зверь кур таскает. Но на деле редко зверю это удаётся. Чаще всего зверь охотится за мышами. У зверя чуткий слух. Только пискнет мышонок, зверь уже тут как тут.

Как исправить текст, чтобы он получился интересным и правильным?

Замените слово лиса другими словами, используя подходящие слова для справок, ставя вопросы к ним. Прочитайте слова для справок.

Про лису дурная слава ходит, будто (___) ___ кур таскает. Но на деле редко (___) ___ это удаётся. Чаще всего (___) ___ охотится за мышами. (___) У ___ чуткий слух. Только пискнет мышонок, (___) ___уже тут как тут.

Слова для справок : она, у неё, они, она, у него, ей, она, они.

Кто? Кому? Кто? У кого? Кто?

Прочитаем получившийся текст, без вопросов.

Про лису дурная слава ходит, будто (кто) она кур таскает. Но на деле редко (кому) ей это удаётся. Чаще всего (кто) она охотится за мышами. (У кого) У неё чуткий слух. Только пискнет мышонок, (кто) она уже тут как тут.

Что вы можете сказать о получившемся тексте?

После выполнения задания, у вас остались слова для справок.

Объясните, почему вы их не использовали?

Назовите, какое слово в тексте вы заменили?

Что вы можете о нём сказать? Это имя существительное, оно обозначает предмет и является частью речи.

Чем мы заменили имя существительное?

Как иначе можно назвать эти слова? (Это части речи) .

Кто может сказать, на какой вопрос плана мы ответили? (1)

1.) - Значит, что такое местоимение ? (М. – часть речи) .

План Местоимение

1. Что это такое? Это часть речи.

2. Что обозначает? Указывает на предметы, не называя их.

3. На какие вопросы отвечает? Отвечает на такие же вопросы, что

и имя существительное.

4. Как изменяется? Изменяется по падежам.

5. Роль в речи. Делает речь многообразнее, помогает избежать повторов. 6. Каким членом предложения бывает? Главным и второстепенным.

Посмотрите на вопросы плана – исследования.

Из вас уже сейчас может кто- то ответить на вопросы плана?

Предлагаю проверить, верны ли ваши предположения.

Вспомните, какую часть речи мы заменяли местоимениями ? (Имя существительное) .

Что обозначает имя существительное?

Что обозначает местоимение ? (Оно указывает на предмет, но не называет его) .

Как вы понимаете это? (Т. е. употребляется вместо имени существительного) .

Значит, наше предположение о функции местоимения в речи правильно .

Я о себе такого мнения :

Огромна роль местоимения !

Я делу отдаюсь сполна :

Я заменяю имена!

Рассмотрим следующий пункт плана – исследования.

На какие вопросы отвечают местоимения ? Подумайте, какую работу надо выполнить, чтобы получить ответ на этот вопрос?

(Для этого рассмотрите вопросы, которые задавали к местоимениям в тексте ).

Что вы можете сказать об этих вопросах? (На данные вопросы отвечают имена существительные) .

Сравните вопросы.

Одинаковые ли они? Когда мы задаём к имени существительному данные вопросы?

(Данные вопросы мы задаём, когда изменяем имена существительные по падежам).

Значит, какой можно сделать вывод, о том, как изменяются местоимения ?

Местоимения изменяются по падежам, т. е. склоняются так же, как и имена существительные. Изменяются по родам и числам.

Назовите следующий пункт плана.

Какую роль в речи играют местоимения ?

Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков . Они создают нам речевое удобство, т. к. экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. Мы пользуемся местоимениями , чтобы избежать повторов в речи.

(звенит будильник)

– О чем хочет нам подсказать будильник?

Настала пора нам работу прервать, будем сейчас мы отдыхать.

Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам,

Поднимаем выше ногу,

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть!

Закрепление изученного материала.

Продолжим исследовательскую работу.

Какие действия мы выполняли во время физкультминутки?

Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета?

Что обозначает имя прилагательное?

Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что?

Чем отличается местоимение от имени существительного?

Прочитайте слова, записанные на листах.

Подумайте, чему мы будем учиться, выполняя это задание?

Определите, к какой части речи они относятся. Среди предложенных слов найдите местоимения , выпишите их, записывая на листах.

Озеро, оно, тепло, цветами, вы, праздник, я, подружка, она, мечтательный, мы, он, прыгает, ты, сладенький, они.

Прочитайте, полученный ряд местоимений .

Оно, вы, я, она, мы, он, ты, они.

Поднимите руку те ребята, которые выполнили работу без ошибок.

Поднимите руку те ребята, которые выполнили работу с ошибкой. Как вы думаете, почему это произошло? (Только начинаем изучать местоимения и не всегда можем правильно задать к ним вопрос, и находить их.)

Спасибо за работу.

Данные местоимения имеют название . Об этом вы прочитаете в учебники с. 49. Запомните их название.

Объясните, когда каждое местоимение употребляется .

Составьте предложение с одним из этих местоимений .

Запишите своё или понравившееся предложение на листах.

Определите, каким членом предложения оно является.

Употребляйте правильно местоимения . Помните, что местоимения помогают избежать повторов.

Подведение итогов урока .

С какой частью речи мы познакомились?

Рассмотрите план исследования. Все ли вопросы мы изучили? Какой вопрос остался не рассмотренным? Ответ на него мы получим на следующих уроках .

Что вы узнали о местоимении ?

Возьмите листы, задание №4. Выберите из указанных признаков и обведите тот, который относится к местоимению .

а). Указывает количество предметов.

б). Называет предмет.

в). Указывает признак предмета.

г). Служит для связи слов в предложении.

* д). Указывает на предмет, не называя его.

Назовите, какой ответ вы выбрали. Есть ли другие варианты? С заданием вы справились успешно.

Спасибо за хорошую работу, за помощь. Оценивание работы учащихся.

Рефлексия.

Определите для себя - все ли вам на уроке было понятно . Какие возникли трудности?

Давайте все вместе прочитаем последний текст на листах. «Я доволен (льна) полученными знаниями, они принесли мне радость. Мои добрые помощники, благодарю вас за помощь».

Если вы с этими словами согласны и урок подарил вам радость от познания нового. Поаплодируйте себе и своим друзьям, радуясь своему и их успеху.

Найдите в тексте местоимения . Назовите их. Молодцы.

Домашнее задание.

Я предлагаю вам из двух упражнений под номерами 373 и 374 самостоятельно выбрать упражнение для домашней работы. Прочитайте задания к упражнениям и оцените, какое из них на ваш взгляд отрабатывает больше знаний, то и выполните. Почему выбрали именно это упражнение?

Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголами

Цели:
1. Развивающая: расширять познавательную сферу школьника: внимание, восприятие, мышление, речь, способности.
2. Воспитательная: формировать потребность к новым знаниям; воспитывать интерес к изучению русского языка, формировать навыки коллективного труда, формировать культуру общения.
3. Образовательная: развивать умение писать частицу НЕ с глаголами.

Ход урока

1. Организационный момент. Включение детей в деятельность.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу я. Меня зовут Татьяна Алексеевна.

В начале урока напомню вам:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда (на доске).
- Что я хотела этим сказать?

К доске пойдет ученик, у него индивидуальное задание (собрать из предложенных слов определение глагола).

Сегодня на уроке мы будем сосредоточенно работать, узнаем, новое, полезное, интересное. (вывешивается знак!), также мы будем работать в парах (вывешивается знак).
- У вас есть желание работать дружно, прилежно?
Запишите число, классная работа.

Определите, какой частью речи является слово, в котором есть проверяемая безударная гласная (выловишь).
- Значит, сегодня на уроке мы будем расширять знания о какой части речи?

Проверим, как дал определение глаголу ученик (читает).
- Правильно?

По ходу урока, выполняя задания, мы будем собирать мозаику, не простую, познавательную.

2. Контроль уровня подготовленности учащихся к усвоению нового материала.
-Сейчас вы будете работать в парах.
Наступила ночь в зимнем лесу. Показались яркие звезды.

У вас на партах появились облака. На них слова, из которых вы должны составить 1 предложение.
1 ряд - В темном небе п...явилась луна.
2 ряд - По стволам голых деревьев п...стукивает мороз.
3 ряд - Она не п...тревожит волшебную тишину леса.
Учащиеся в парах составляют предложение.

Прочитайте предложение. Ребята, вы согласны.
- Запишем эти предложения в тетради и на доске.
- У доски учащиеся с комментированием записывают предложения.
Дается дополнительное задание для каждого (в кармашке):
. Что такое глагол?
. Найди и подчеркни основу предложения.
. Дай характеристику предложения.

Можно ли объединить предложения темой. Как изменить их порядок?
-Найдите глаголы. Прочитайте.
-Что общего у глаголов? (приставка)
-По какому морфологическому признаку отличаются глаголы? (время)
-Определите время глаголов.

Физкультминутка.
-Проверю, как вы умеете определять время глаголов.
-Вы должны из текста выписать глаголы настоящего времени с маленькой буквы в столбик (ученик у доски).
Хороши русские леса! Под самыми тучами шумят зеленые вершины. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые березки. На полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осинка. Тихие речушки протекают в лесной глуши.

Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте.
- У кого есть замечания?

Я буду читать текст. Если услышите глагол прошедшего времени - девочки хлопнут в ладоши над головой, а если глаголы будущего времени - мальчики.
Побежим скорее в лес.
Там послушаем рассказ.
Помахали мы крылами.
Покружились над полями.
А потом мы станем львами.
Покачали головами.
Порычим мы друг на друга.
Замолчали от испуга.
Вы хорошо помните пройденный материал, и у нас появляется еще кусочек мозаики (2).

3. Введение новых знаний
а) - Посмотрите на 2 предложение, вспомните, что мы расширяем знания о глаголе, определите тему урока.
Правописание не с глаголами (на доске).
- Мы должны научиться правильно писать не с глаголами.
- Определите, какой частью речи является не - служебной или самостоятельной. Почему?
. Не обозначает предмет, признак предмета, действие предмета.
. Служит для связи слов в предложении.
Какие еще служебные части речи вы знаете? (на доску вывешивается схема).
- Выберите.

Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как пишется частица не с глаголами?
Прочитайте правило на странице 82.
Давайте допишем в столбик через тире, эти же глаголы с частицей не.
По 1 ученику работают у доски.

Чтение текста:
Гордую частицу не полюбил благородный глагол. Печальной была его любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.

Какое правило мы сформулировали на уроке? Что обозначает частица не - утверждение или отрицание? У нас появляется еще кусочек мозаики (3).
б)- К вам прилетела снежинка. На ней записано слово. Угадайте.

На ви не ть де (дети угадывают слово).

Ученик нашел в толковом словаре значение этого слова (задание дается на перемене).
- Я запишу: не навидеть (на доске).
Дети укажут, что неверно, или их на это натолкнуть наводящим вопросом.
Почему слитно? Так, значит есть глаголы, которые пишутся с частицей не слитно? А в каких случаях?

Зачитывается учеником текст:
Однажды частица НЕ сказала Глаголу: « Я отвечу тебе взаимностью, если ты докажешь, что жить без меня не можешь».
Отправился Глагол скитаться по словарям. Когда же он вернулся к своей любимой, она отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись рядом с глаголом. Оказалось, что в некоторых случаях, не только глагол, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

Слово ненавидеть записывается в тетрадь, выделяются орфограммы (ударение, объяснение приставок не, на, букву е запоминают).

Составьте предложение с этим словом.
У нас появляется еще кусочек мозаики (4).
4. Применение знаний и умений на практике
а) Работа по учебнику. Упражнение 124.
- Прочитайте текст.
- О ком говорится в тексте? Что вы можете сказать о Володе?
- Как вы понимаете значение слова «неволить»?
Неволить - принуждать, заставлять что-то делать.
- Почему он не стал неволить птичку?

Запишем из этого текста 2 предложения с комментирование с места.
3 предложение самостоятельно.
(4 сильных учащихся получают карточки для индивидуальной работы.
Запись пословиц.
(Не)толки в ступе соду.
(Не) покупай кита в мешке.
Прочитайте.
Запишите правильно, раскрывая скобки).
б) Поисковая деятельность
На доске слова:
Нерешить, не пишешь, не годую, неговоришь, не клади, не взлюбить, ненастье, невижу, ненадеемся.
Выписать слова, которые записаны неверно, исправить ошибки.
(Не решить, негодую, не говоришь, не вижу, невзлюбить, не надеемся.)
1 ученик у доски.
Допишите еще 2 глагола с частицей не.
У нас появляется еще кусочек мозаики (5).
5. Включение новых знаний в систему знаний
а) - У нас в классе гостья: Нехочуха.
Не хочет учиться, не помнит правила.
А вы помните изученное сегодня правило?
Сейчас проверю.
Из нашего с Нехочухой диалога выпишите глаголы с частицей не с но-вой строки, с заглавной буквы через запятую (1 ученик у доски).

Слезь со стула!
- Не хочу!
- Упадешь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Слышишь?
- Не слышу!
- Мечтаешь?
- Не мечтаю!
- Молчишь?
- Нет, не молчу!
- Конфетку, может, хочешь?
- Нет! Да, хочу, хочу!

(Не хочу, не упаду, не отойду, не слышу, не мечтаю, не молчу.)
Проверка.
- Выбери дополнительный вопрос.
У нас появляется еще кусочек мозаики(6).
Запишите предложение с любым из этих глаголов.

6. Подведение итога урока
- Вы получили последний кусок мозаики.
Дети читают пословицу:
Кто грамоте горазд, тому и не пропасть.
Как вы думаете, почему?
- Смогли мы выполнить цели урока? Получилась у нас слаженная плодотворная работа?
-Мне приятно было работать с вами. Спасибо.
7. Домашнее задание
На обратной стороне мозаики домашнее задание:
Те дети, кто получал индивидуальные карточки, продолжат и запишут рассказ о зимней ночи, используя глаголы с частичкой не, можно оформить на снежинках.
Остальные ребята составят 5 предложений, используя глаголы с частицей не.
1 ученик найдет в словаре значение слова «недоумевать».

8. Самоанализ деятельности учащихся
- Сейчас, ребята, вы самостоятельно оцените свою деятельность
Если мы выполнили цели урока (показ на знаки! и рук), то поднимите звезды, если вы работали не в полную силу - облака.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Конспект урока по русскому языку

с элементами технологий В.Ф.Базарного

В 4-м классе "Склонение имен существительных. Закрепление"

Цели урока:

Образовательные :

  • повторить имеющиеся знания о склонении имен существительных;
  • закреплять умения склонять имена существительные;
  • развивать умение определять окончания имен существительных единственного числа по склонению и падежу;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, внимание, воображение, восприятие;
  • развивать устную речь,
  • расширять словарный запас учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать взаимоуважение;
  • воспитывать интерес к окружающему миру.

Здоровьесберегающие:

  • развивать и поддерживать зрительные функции глаза;
  • создавать положительный психологический климат на уроке;
  • поддерживать высокую работоспособность.

Оборудование:

  • карточки с целями;
  • индивидуальные карточки с заданиями;
  • цифры из ребристого картона и бархатной бумаги.

Ход урока

1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок с учетом модальностей учащихся.

Учитель:

– Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.

Дети: Рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.

Учитель:

– Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.

Дети: Шепчут отметку в дневник.

Учитель:

– Возьмите на парте карточку с отметкой и указательным пальцем проведите по той отметке, которую хотите получить.

Дети: обводят свою отметку.

(На партах лежат карточки с пятерками, четвёрками. Цифры сделаны из ребристого картона, бархатной бумаги.)

Учитель:

– Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся! Садитесь!

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель:

– Ребята, раз наш урок начался с магии, мы должны проверить, может мы с вами волшебники? Даже цели урока волшебным образом растворились на стенах нашего класса. Посмотрите вокруг внимательно и среди этих слов найдите глаголы. -

Цели (глаголы развешаны по классу в разных местах, предложения записаны на доске с пропусками глаголов):

– Вспомнить , склонения имен существительных.

– Какие падежи существуют в русском языке?

– Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого? (по вопросу, по предлогу, по окончанию, по роли в предложении)

– Отрабатывать умение определять падежи, склонения.

– Ставить слова в нужный падеж.

При ответе учащиеся доказывают, что найденное слово является глаголом.

Учитель:

– Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об изменениях имен существительных по падежам и склонениям.

Разминка

Чтобы быстро справиться с первым задание, нам необходимо провести волшебную разминку, которая поможет работе головного мозга.

Выполним упражнения: «Слоник», «Ребро-ладонь-кулак», «Волшебные восьмёрки».

Учитель: Молодцы! Мы подготовили наш мозг для активной работы, теперь подготовим руку для письма.

3. Чистописание

В первой строчке чистописания вот такое задание д/б/ (-д, -б)

Если у вас есть волшебные чары, то вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь.

елка си ела в упле. (Белка сидела в дупле).

– Дополни предложение.

– Назовите грамматическую основу.

– Назовите существительные, докажите, что это слово является именем существительным, определите падеж, склонение.

4. Работа по теме урока.

Учитель: Ни один волшебник не обходится без теории. Давайте повторим названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы.

– Кто-то испортил карточку! Давайте в парах выполним задание верно!

Работа в парах на карточках.

– Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.

Даю

И.п.

кем? чем?

Вижу

Р.п.

кому? чему?

Думаю

Д.п.

о ком? о чём?

Нет

В.п.

кого? что?

Любуюсь

Т. п.

кого? чего?

Есть

П.п.

кто? что?

Проверка фронтально.

– Сколько падежей в русском языке?

– Назовите отличительные признаки падежей.

– Теперь никакая практическая работа для волшебников не страшна!

Задание на карточке.

Учитель:

– Чтобы стать настоящими волшебниками мы должны знать некоторые хитрости. Приготовим Глазки для хитрости (Прищурили глаза на 15 счетов). А теперь посмотрим, сколько хитростей нас ждет.

Выполните задание на карточках.

– Вставь пропущенные буквы. Обозначь склонение и падеж выделенных существительных.

Живые барометры

непогод__ .

поверхност ___ р__ки.

В Африк __ о погод жизн __ .

– Зачем в этом задании нужно определить склонение и падеж существительных?

– Что вы узнали нового про животных?

Взаимопроверка в парах с комментированием.

Проверяющий выставляет отметку 5 или 4 на карточке.

5. Физкультминутка.

Учитель: Только самые внимательные могут быть волшебниками.

(Повторение знаний о склонении, развитие внимание.)

Учитель называет существительные разных склонений, если ученик слышит 1 скл. – приседает, 2 скл.– тянется вверх, 3 скл.– хлопает в ладоши.

Слова для физминутки: снег, метель, мороз, вьюга, стужа, заморозок, оттепель, снежинка,

Задание на карточке.

А как вы думаете, трудно зимой животным в лесу? Предлагаю перенестись в зимний лес при помощи колдовства. Закрыли глаза… мы летим над полями, лугами опускаемся в лесу у высокой ели. При работе с карточкой мы узнаем кто дружит с елью.

Проверка фронтально.

Задание на карточке.

Самопроверка, по Смарт доске.

Учащиеся выставляют себе отметку 5 или 4 на карточке.

Физкультминутка для глаз.

Глазки дружно закрываем,
В это время отдыхаем.
Переносимся, дружок,
На открытый мы урок.

Самостоятельная работа с учебником

Раз мы владеем приемами волшебства, значит, можем делать добрые поступки. А для этого нужно правильно указывать адресата: кому и от кого мы дарим подарки, выполним упражнение для закрепления.

Выполнив задание, учащиеся сдают тетради.

Домашнее задание.

Итог урока.

– Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?

– Какие цели перед собой ставили? Чего достигли?

– Встаньте, кто сегодня на уроке получил все 3 “5”

– А те, кто 2?

После проверки тетрадей детям выставляется общая отметка.

Рефлексия.

“Метод пяти пальцев”.
М(мизинец) – мыслительные процессы.

– Какие знания, ты получил на уроке?
Б(безымянный) – близость к цели.

– Что сегодня я делал и достиг?
С(средний) – помощь, услуга.

– Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников?
У(указательный) – физическая форма.

– Что я сегодня сделал для своего здоровья?
Б(большой) – состояние духа.

– Какое у меня настроение?

– Как вам наше волшебство? – Во!!!

Дам, друзья, такой наказ
Чтоб настроенье было класс!
И здоровье берегите, спинки ровненько держите!
И чтоб знаний вы с урока унесли бы очень много!

Дополнительная карточка на урок.

Задание 1.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имени существительного ЕЛЬ во всех предложениях.

В л__су на полян__ растёт ель. На ел__ висят шишки. Ч___сто на ел__ забирается белочка. Нередко к ел___ прил__тает дятел. Под ел__ прячется пугливый зайчик. Зимой около ел__ увидишь на сн__гу сл__ды зв__рей и птиц.

Задание 2.

Запиши ответы на вопросы, слова в скобках поставьте в нужном падеже.

  1. Где прыгала рыженькая белочка? (вершина, ель) ___________________________________________________________
  2. Где росла кудрявая берёза? (опушка, роща) ___________________________________________________________
  3. Где показалась река? (голубая дымка, туман) ___________________________________________________________

Задание 3.

Допишите, кто где живёт, выделите окончания имён существительных в предложном падеже.

Астраханцы – в ________________, калужане – в _____________________, туляки – в __________________, москвичи – в ___________________, киевляне – в _________________, омичи – в _______________, казанцы – в _________________.

Даю

И.п.

кем? чем?

Вижу

Р.п.

кому? чему?

Думаю

Д.п.

о ком? о чём?

Нет

В.п.

кого? что?

Любуюсь

Т. п.

кого? чего?

Есть

существуют

отличить

Отрабатывать

Ставить

Карточка №1

Живые барометры

Снегирь под окном з__мой чирикает – к оттепел___. Ласточки летают ни__ко над землёй – к непогод__ .

Сом перед гр__зой поднимается к поверхност ___ р__ки.

В Африк __ о погод __ узнают по поведению слонов. Перед дождем эти гиганты укрываются на возвышенност __, потому что в низин ___ много воды. Это гр__зит им гол__дом и опасностью для жизн __ .

Карточка №2

Поставьте существительные в скобках в нужном падеже, определите падеж.

Высокая (ёлка) росла в дремучем лесу. Около (ёлка) бегали зайцы, волки. Над (ёлка) летали синицы, сороки.

Карточка №3

Вставьте пропущенные безударные окончания имен существительных.

На белой скатерт..(3скл.П.п.) снегов видны следы рыс..(3скл.Р.п.). От ёлк..(1скл.Р.п.) к ёлк..(1 скл. Д.п.) прыгает шустрая белка. На берёз..(1скл. П.п.) лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл..(1скл. Д.п.) от такой тяжест..(3скл. Р.п.).