Для чего нужны зоопарки? Занятие-исследование ООД «Зачем нужны зоопарки Зачем нужны зоопарки.

Сохранит ли содержание в неволе животных на воле?

«Главной функцией всех зоопарков является сохранение видов. Зоопарк может содержать и изучать редкие и исчезающие виды животных, чтобы создавать искусственные популяции в неволе. То есть зоопарки — это генетические банки по сохранению редких и исчезающих видов животных путем содержания конкретных особей с целью получения от них потомства и дальнейшего развития их популяций в неволе», — считает заведующая секцией спецпроектов московского зоопарка Анастасия Честина.

Эксперт отмечает, сообщает РИА Новости, что некоторые редкие виды животных сохранились только в зоосадах. Например, гости столичного зоопарка могут увидеть лошадь Пржевальского или оленя Давида, которые не встречаются в дикой природе.

В то же время директор Зоологического музея МГУ им. Ломоносова Михаил Калякин считает, что основная функция зоопарков — просветительская: демонстрация животных людям.

«Зоопарк, на мой взгляд, — место публичное, в котором люди знакомятся с животными. Размножение животных ради их выпуска в дикую природу и показ публике — это две разные задачи, требующие несколько разных условий. Надо отделять зоопарки от питомников, где животные не подвержены стрессу из-за посетителей», — считает ученый.

Более радикальной позиции придерживается руководитель программ российского представительства Международного фонда защиты животных (IFAW) Анна Филиппова, которая считает, что зоопарки до сих пор выполняют лишь образовательную функцию.

«Зоопарки сделаны специально для просветительских и образовательных целей. На мой взгляд, до сих пор уместно говорить только об этой функции. Говорить о сохранении вида, мне кажется, некорректно. Они созданы, чтобы городские жители, у которых нет доступа к дикой природе, могли увидеть животных», — сказала Филиппова.

«Тихая гавань» или тюрьма?

Несмотря на то, что эксперты разошлись во мнении в отношении основной функции зоопарков, они едины в оценке условий содержания животных — они должны быть максимально приближены к естественной среде.

«Если зоопарк содержит животных в комфортных условиях, как, например, зоопарк Сан-Диего, где животные живут почти что в дикой природе, а люди ходят по выделенным им тропинкам, то это одно дело. А если животные сидят в клетках полтора на полтора метра с плохой кормежкой, — другое. Если зоопарк нормальный, то никаких особенных страданий животные не испытывают, а плюс гигантский, потому что живущие в городах люди после посещения зоосадов почувствуют причастность к сохранению дикой природы», — заявляет Калякин.

Честина отмечает, что в нормально обустроенных зоопарках животные получают сбалансированное питание, чего часто лишены в диких условиях, и находятся под ветеринарным контролем. Помимо этого подавляющее большинство обитающих в зоопарках животных — это обычно отнюдь не первое поколение рожденных в неволе зверей, птиц, пресмыкающихся.

Сохранением здоровья популяции животных в зоопарках занимаются международные кураторы, которые не только проверяют генетические связи отдельных особей, но и планируют дальнейшее развитие популяций в целом.

«Если все до сих пор переживают за Мариуса, то это гротескный, но частный случай, а не обычная для зоопарков практика. В метро один-два человека в год попадают на рельсы, но никто не предлагает закрыть метро. О случае с Мариусом следует говорить с психологами, специалистами по детской психологии, а еще стоит учесть, что традиции отношения к животным в Дании, кажется, не во всем соответствуют нашим», — считает директор Зоологического музея.

Из клетки на волю

Вернуть животных из зоопарков в естественную среду обитания практически невозможно, считают эксперты. Однако помочь решить проблему сохранения видов могут центры реабилитации и реинтродукции в дикую природу.

«Нет ни одного вида, который сохранился бы только благодаря содержанию в зоопарке. Животные должны иметь возможность спокойно размножаться без публики, а это работа центров по реинтродукции и разведению», — считает Калякин.

Такие центры действуют в России, однако их немного, и большинство из них сталкиваются с серьезной нехваткой финансирования, отмечает Филиппова. Например, в Тверской области существует медвежий питомник, работники которого выхаживают медвежат-сирот, после чего выпускают подросших и окрепших зверей на волю. Под Владивостоком действует центр спасения тюленей, который создала художница Лора Белоиван, и который держится на волонтерской помощи и частных пожертвованиях. Единственный реабилитационный центр, который получил государственную поддержку, сообщает эксперт IFAW, — это центр амурских тигров на Дальнем Востоке.

В то же время Честина уверена, что животные из зоопарков могут помочь восстановить популяцию, однако такая работа потребует не менее десяти лет и глубоких исследований.

«Сейчас идет программа по реинтродукции переднеазиатского леопарда, используя особи из разных зоопарков. Проблема реинтродукции решается очень долго — нужны десятки лет. Необходимо, чтобы была сохранена природная среда существования этого вида, чтобы она была малонарушенной. Необходимо проводить работу с местным населением», — отмечает специалист московского зоопарка.

На заставке фото с сайта www.moscowzoo.ru

Ирина Веригина
Организация исследовательского проекта «Зачем нужен зоопарк?»

Как следует из названия, исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление.

Исследовательский проект носит индивидуальный характер.

Реализация проекта занимает около месяца и включает в себя четыре этапа.

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи .

Первый этап заканчивается формулировкой вопроса.

На втором этапе ребёнок оформляет проект . Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта является ребёнок .

Третий этап - защита проекта .

На четвертом этапе педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах .

Первый этап - подведение к теме проекта .

Проводится беседа с детьми о диких животных и среде обитания.

На столе разложены картинки с изображением диких животных, воспитатель задаёт вопрос : Кто изображён на картинках?

Дети : Дикие животные.

В-ль : Где живут дикие животные?

Дети : В лесу.

В-ль : А где мы ещё можем увидеть диких животных?

Дети : В зоопарке .

В-ль : Как животные попадают в зоопарк ?

Если дети затрудняются в ответе, воспитатель предлагает рассмотреть картинки, На которых изображены различные действия взрослых.

1. Охотники убивают взрослого животного и тем самым детёныши остаются одни.

2. Раненные животные не могут выжить в дикой природе и их отлавливают обученные люди и привозят в зоопарк .

3. Привозят экзотических животных с разных стран мира.

4. Специально разводят вымирающие виды животных.

После демонстрации картинок и выбранных ответов детей продолжается беседа.

В-ль : Скажите, а зоопарк хорошо или плохо для животных.

Дети : Хорошо - потому, что за животными ухаживают, лечат, кормят.

Плохо - потому, что животные сидят в неволе, в клетке.

И здесь подводится итог и ставится вопрос : "Зачем нужен зоопарк ?"

Далее задача детей провести исследование по данному вопросу и оформить с помощью родителей проект в виде альбома , так как ребёнок не может ещё писать он может зарисовать или вырезать картинки из старых журналов или газет и с помощью родителей зафиксировать полученные данные.

1 страница проекта "Зачем нужен зоопарк ?" красочно оформляется.

2 страница - раскрывает важность поставленного вопроса. Ребёнок самостоятельно должен провести опрос сверстников, знакомых и родителей и нарисовать иллюстрации, изображающие содержание ответов, данных сверстниками и родителями. Важно, чтобы в проекте было представлено несколько разных точек зрения и одна из них должна принадлежать ребёнку.

Мама- Зоопарк нужен , потому, что - это убежище для вымирающего вида животных.

Брат - Зоопарк нужен , люди могут контактировать с животными, которые живут в далёкой Африке, куда мы не можем поехать.

Папа - Зоопарк - это тюрьма для животных, созданная на потеху людям. Папа говорит, что зоопарк не нужен .

Бабушка - Зоопарк нужен , потому что люди спасают раненных животных, которые уже самостоятельно не могут выжить в дикой природе.

Я сам - Зоопарк нужен , потому что диких животных можно спасти от вымирания, любоваться на экзотичесих животных.

3 страница проекта посвящается выбору наиболее правильного ответа с точки зрения ребёнка. Что я выбрал?

Ребёнок даёт оценку различным позициям участников проекта и выбирает наиболее правильную.

4 страница посвящается возможным способам проверки предложенного ответа. Ребёнок рисует способы получения информации которым он воспользовался : обращение к взрослому, сверстнику книге, интернет, просмотр телепередачи и т. п.

5 страница. Изображается результат проверки правильности ответа.

6 страница проекта посвящается тому , где можно применить данный исследовательский проект .

Публикации по теме:

Беседа для родителей «Зачем нужен дневной сон?» Беседа с родителями. Тема: Для чего ребёнку нужен дневной сон?". Сон для ребенка имеет огромное значение, во сне отдыхает его нервная.

Конспект занятия «Зачем нужен домофон» МДОУ компенсирующего вида №3 «Белочка» (для детей с нарушением речи) Конспект организованно - образовательной деятельности по.

Дорогие коллеги, представляю вам фотоотчёт проекта «Чудо-огород на окошке растёт», который является способом общения, обучения, взаимодействия.

Конспект о ООД в рамках исследовательского проекта «Секреты воды» ООД «Вода в доме» Цель: создать проблемную ситуацию, для постановки перед детьми цели узнать «секреты воды». Задачи: формировать представление.

Консультация для родителей «Зачем нужен логопед» Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё,.

Паспорт детского исследовательского проекта «Шоколандия» Детский исследовательский проект «Шоколандия» Авторы проекта: Смирнова Таисия, 5 лет, Ометова Алина, 5 лет, Алексеев Матвей, 5 лет. Руководитель:.

Презентация познавательно-исследовательского проекта «Что такое тень?» Познаем мир играя. Свет и тень - интересные факты. Старший дошкольный возраст Цель исследования:Рассмотреть природные и рукотворные источники.

Многие люди не любят зоопарки. Считается, что зоо - это для детей. Или говорят, мол, на животных, мучающихся в клетках, грустно смотреть. Так ли всё это?

Для зоо, прежде всего, требуется наблюдательность. Вот слон, например, хоботом, как рукой, бережно касается протянутой на ладоне морковки. Его хобот - уникальное приспособление, которым животное способно манипулировать с мельчайшими предметами, например спчкой. А крокодил нырнул на 20 см в воду, и лежит, как влитой, чуть виден. Вот, это бревно зашевелилось, и проворно заскользило по дну к добыче, да так, что ни одного колебания не отражается на поверхности: вода стоит, словно мёртвая. В зоопарке мы без специальной подоготовки наблюдаем скрытую жизнь животных. Как медведь чешет спину о бревно. Как тигр играет с водой в бассейне. Смотрим в глаза волка в пяти метрах от себя. Зоо - кладезь чудес пироды. Сюда можно ходить постоянно.

Второе. Наблюдая животных - исследуем себя. Учим отличать естественность. исследуем поведение через законы природы. Каким был человек тысячи лет назад, увидеть разве неинтересно?

Третий момент, о клетках. Надо ли упоминать, что зоопарк - это реабелитация видов. Здесь получают новый билет в жизнь немало детенышей, лишённых родителей браконьерами-звероловами. Если такой котёнок или птенец не будет поддержан людьми, то, скорее всего, по отсутствию должной опёки и школы, погибнет. Зоо для него - последний способ остаться в живых. Кроме того, здесь сохраняются и воспроизводятся редкие виды. Как это случилось с почти истреблённой популяцией зубров, например. Поэтому клетка для животного в зоо, чаще всего, его единственный дом.

О качестве зоо. Определяется параметрами: пища, чистота и звукоизолированность. Зоо в Сайгоне, незаслуженно отвёргнутый Lonely Planet, пример более лучший, чем зоо в Бангкоке, тем же планетом распиаренный.Например, выдрам в Сайгоне сделали круговой вольер с проточной водой, за животными удобно наблюдать сверху. А зоопарк в Бангкоке превратили в культовое жральное место: толпы шумного народу, грохочет музыка, животных и в самом деле вынуждают страдать. Одной едальни достаточно, нет же, с десяток их.

Ходите в зоопарки! Если вы думаете, что природа разберется без вашего участия, глубоко ошибаетесь. Человечество всё меньше оставляет животным выбора, зверски загоняя их в угол. Зоопарк превращает человека из хищника-охотника в фотографа-наблюдателя.

Не думаю, что человек, которому безынтересны зоо, любит природу. С таким подходом, и правда, вскоре вся животная жизнь на планете попадёт в зоопарки. Когда вы смотрите с оценкой на что-то, думайте, прежде всего об убытках.


Мистер Панда


После еды зубочисткой для медведя в зоо - обзательная процедура




Сайгон, незаслуженно отвергнут Lonely Planet: для выдр, например, здесь удобный вольер, животные чувствуют себя хорошо


Выдрам вкусненько!!


Черепашкам тоже хорошо

Исходно зоопарки (точнее - зверинцы) создавались как коллекции диких животных для удовлетворения любопытства публики. Сохранение видов, включая разведение их в неволе, - относительно новое направление их деятельности. Главная цель таких программ разведения - поддерживать поголовье исчезающих животных с целью реинтродукции их в природу, когда для этого сложатся подходящие условия. Следовательно, важно одновременное восстановление естественного местообитания или хотя бы устранение факторов, ставящих там данный таксон на грань вымирания.

Большая часть зоопарков располагает лишь несколькими особями каждого вида. Чтобы избежать инбридинга и ослабления адаптивных свойств животных, широко практикуется межзоопарковый обмен производителями. Их маршруты координирует Международная система учета видов (International Species Inventory System - ISIS) со штаб-квартирой в Миннесотском зоопарке.

Транспортировка производителей по свету - занятие хлопотное и дорогостоящее, а гарантий успеха их «гастролей», несмотря на известные крупные удачи, как у больших панд в Лондонском зоопарке, нет. Проблему решает искусственное осеменение. У самцов под наркозом собирают сперму зондом, который электрически стимулирует гениталии. Этот способ применим не только в зоопарках, но и в природе, так что генофонд популяций в неволе можно увеличивать, не истощая дикого поголовья.

На практике многие программы разведения в зоопарках оказались настолько успешными, что там возникли проблемы перенаселенности, особенно у видов, реинтродукция которых в природу задерживается. Это не удивительно, поскольку в неволе, как правило, ниже сопротивление среды, а, следовательно, и смертность. Например львы в природе редко живут более 7 лет, а в зоопарках нередки их 20-летние особи. Снижение рождаемости не выход из положения, поскольку приводит к изменению возрастной структуры популяции в пользу старых животных. Это ставит под угрозу ее воспроизводство и нарушает естественные процессы обучения молодняка путем подражания ролевым моделям взрослых, в частности их половому и родительскому поведению.

Реинтродукция связана с серьезными трудностями и пока ведется очень ограниченно, в основном из-за сохранения в исходных местообитаниях проблем, поставивших виды под угрозу исчезновения. Это наглядно демонстрирует история гавайской казарки (нене). К1949 г. ее дикая популяция сократилась до 12 птиц. Программа разведения в неволе обеспечила сохранение вида и к настоящему времени в исходное местообитание реинтродуцировано более 3000 казарок. Однако жизнеспособная дикая популяция так и не восстановилась, поскольку на Гавайских островах остались завезенные человеком хищники, которые и ставят этих птиц на грань вымирания.

Тем не менее без скорейшей реинтродукции обойтись нельзя. В противном случае разводимые в неволе популяции утратят необходимые для жизни в природе свойства. Животные станут ручными, и окажутся неспособными искать корм, устанавливать территорию, остерегаться врагов, особенно человека. В результате они будут обречены на полуодомашненное существование. Как и в случае растений, успешное сохранение видов животных требует координации усилий, предпринимаемых ex situ и in situ.

20 июня – Всемирный день защиты слонов в зоопарках. Сегодня у праздника юбилей: его начали отмечать в 2009 году по инициативе американской организации «В защиту животных». По такому поводу мы предлагаем поговорить о том, почему зоопарки необходимо признать незаконными.

Организмы животных не приспособлены к условиям зоопарков

В природе на одну крупную кошку приходится в 18 тысяч раз больше квадратных метров, чем по нормам для вольеров в зоопарках. У белых медведей жизнь еще печальнее: им нужна площадь больше в миллион раз! Разумеется, недостаток места сказывается на том, сколько животные двигаются. У 75% слонов в заточении наблюдается лишняя масса, и только 16% из них не имеют болезней опорно-двигательного аппарата. Случаются и нервные срывы из-за постоянного внимания людей.

Питомцам зоопарков наносят вред: как намеренно, так и случайно

Звериное поведение контролируется с помощью разных пыточных инструментов: заостренных прутов, электрошокеров. Иногда неквалифицированные сотрудники убивают животных от страха.

В 2011 году обнаружилось , что в британском сафари-парке лосей, обезьян и газелей убивали, а тела потом выкидывали в обычные мусорные контейнеры.

Есть и случаи, когда люди делали ошибки непреднамеренно. В 2010-м в Казахстане пресса постоянно перекладывала с места на место львят, чтобы сделать лучший кадр. В итоге львица почувствовала чужой запах от своего потомства и съела его.

Зоопарки не несут образовательной функции

Нет большой разницы, увидит ребенок жирафа на картинке или в реальной жизни. Таблички в зоопарках и экскурсоводы не рассказывают ничего, о чем нельзя было бы узнать из энциклопедий или документальных фильмов. Например, на 41% табличек британских аквариумов не хватает простейшей информации о рыбах.

Да и читают ли посетители таблички, слушают ли экскурсоводов?

Зоопарки всегда были развлекательными, а не образовательными площадками, и их не оправдывает даже научная деятельность.

Зоопарки не помогают сохранению численности и разнообразия животных

Животные не возвращаются на волю, когда перестают быть нужными зоопаркам. Зато 70 процентов слонов приехали в европейские зверинцы из естественной среды обитания. Лишь один процент особей в зоопарках – это следствие программ, сохраняющих виды. Небольшой успех, ведь остальные 99% привезены ради удовольствия толпы. Если бы люди не закрывали диких животных в клетках, работа по спасению и восстановлению окружающей среды была бы гораздо эффективней.

Присутствие рядом дикого животного опасно для человека

В Грузии в 2015 году сбежавший во время наводнения тигр убил мужчину. В Узбекистане прямо под Новый 2019 год лев убил смотрителя, когда тот принес еду, в США на следующий день тоже лев выбрался из клетки и напал на стажерку зоопарка. Девушка скончалась на месте. Всех трагедий не перечислить.

Большая кошка, медведь или слон выглядят милыми, когда сидят в клетке и контролируются палками, но на воле они становятся врагами человека, причем гораздо более сильными.

Власти Коста-Рики в 2013 году начали закрывать зоопарки и отправлять животных либо на свободу, либо в реабилитационные центры. Почему государственные программы по борьбе с тюрьмами для животных не запустились еще у нас, в Европе, США? Обнадеживает лишь то, что отдельные группы людей все-таки задумываются о вреде зоопарков и цирков. Недавно немецкий цирк животных голограммами, то же планируют сделать в Ингушетии.