Текс рассуждение. Рассуждение как тип монологической речи

Во всех школах в рамках программы по русской литературе и языку учащимся задают написать сочинение-рассуждение. Примеры, которые показывают, что представляет собой данная работа, многочисленны. Что ж, стоит изучить эту тему и рассказать о том, каким принципам действительно стоит следовать, чтобы написать хорошее

“Состав” сочинения

Итак, каждое эссе имеет трехчастную форму. Об этом известно каждому с раннего детства. Вступление, основная часть, заключение. Помимо этого, в каждом эссе обязательно должны быть аргументы, выводы и утверждения.

И первым делом стоит сказать про вступление, которым должно начинаться сочинение-рассуждение. Примеры существуют, их немало. Но для начала стоит дать обобщенную характеристику. Цель вступления - подготовить читателя к восприятию дальнейшего текста. Первым делом нужно отметить вниманием актуальность данной темы и задать несколько вопросов. Это может выглядеть так: “Является ли сейчас актуальной проблема отцов и детей? Однозначно можно ответить утвердительно. Время идет, одно поколение приходит на смену другому. И в этом заключается вся суть. Ведь проблема отцов и детей - это конфликт поколений”. В принципе, в этом введении есть всё - вопрос, настраивающий читателя на собственные размышления и поиск ответа, обозначенная тема и даже фраза, похожая на цитату. Кстати, яркие выражения можно использовать в качестве зачина. Это называется эпиграфом. Вставив в начало текста подходящую по теме цитату, можно сделать сочинение интереснее и оригинальнее.

Виды рассуждений

Итак, выше было показано, как должно начинаться сочинение-рассуждение. Примеры также можно было увидеть. А теперь - о том, какие есть виды рассуждений. Первое - доказательство. И назначение эссе, написанного в таком духе - доказать то, что высказанный тезис - это истина. Важно использовать (таким образом, итак, следовательно и т. д.), союзы (если, т. к., так что) и речевые обороты (допустим, можно судить, предположим). За счет использования перечисленных средств получится соблюсти соответствующий стиль.

Рассуждение-объяснение - здесь задача заключается в том, чтобы пояснить читателю суть и содержание текста. Нужды доказывать его нет. Всё, что нужно использовать в процессе написания - слова-организаторы и фразы, резюмирующие высказывание. “Поэтому”, “таким образом”, “выходит, что”, “это - следствие того, что…” - и в таком духе. В общем, те слова и выражения, при помощи которых обычно и формируются выводы.

И, наконец, рассуждение-размышление. Оно строится по схеме: объяснение-доказательство. В нем приводятся различного рода примеры, указываются причинно-следственные связи. Можно писать как от первого лица, так и в публицистическом стиле - безлично. Первый вариант: “Я думаю, я считаю, на мой взгляд, я полагаю…” и т. д. Второй: “Можно с уверенностью заявить, следует разобраться, вполне вероятно…” и т. д.

Схема

Что стоит дальше рассказать про особенности такой работы, как сочинение-рассуждение? Примеры разных их видов были приведены выше, но теперь - о схеме построения изречений. Любое рассуждение строится по такому принципу: подведение к вопросу - утверждение (тезис) - его доказательство - вывод.

На деле все выглядит проще. Подведение к вопросу - то же вступление, тема. Тезис - утверждение, которое автор делает по ходу текста. Его он впоследствии и доказывает. А вывод - в конце. Хотя нередко и по тексту он встречается. Зависит от того, как пишет автор.

Пример

Итак, выше было сказано, что вывод может быть не только в конце текста. Что имеется в виду? Для того чтобы понять это, можно привести примеры сочинений-рассуждений ГИА 2014. Итак, вот как это выглядит: “Современные технологии развиваются. А значит, наша жизнь становится проще. Все люди сейчас пользуются техникой и осваивают различные “новинки”. Но вот если взрослые приспособлены к обычной, не обустроенной различными новыми современными вещами жизни, то дети и подростки - нет. Почему? Они родились в 21 веке. С детства они в Интернете, в телефонах, ноутбуках, мультиварках и микроволновках. Если вдруг отключится интернет, а им нужно делать уроки и искать определения, решения, то мало кто додумается поискать в доме старый толковый словарь. Да и вообще, зачем делать уроки, когда любое решение можно найти в Сети? В общем, казалось бы, современные технологии упростили жизнь, но на деле польза есть от этого не всегда”.

Вот, в принципе, наглядный пример того, как по тексту может встречаться несколько доказательств и выводов.

Аргументы

Это то, без чего не обойдется ни одно сочинение-рассуждение. Примеры ГИА могут стать тому неплохим доказательством. И это понятно - ведь в любом эссе нужно делать утверждения и высказывания. Но слово - не пустой звук, и его надо доказывать. А чем? Аргументами! Доводами, объяснениями, обоснованиями - всё это необходимо указывать в качестве поддержки текста. Чтобы аргумент хорошо “вписался” в текст, рекомендуется каждую фразу, в которую планируется вставить объяснение, начинать так: “Доказательством тому является”. Или можно использовать другую фразу: “Это доказывает то, что…”. В общем, ничего сложного.

Заключение

Выше было рассказано о том, что представляет собой сочинение-рассуждение. Как писать - пример тоже есть. Теперь осталось последнее. Рассказать про то, как необходимо составлять концовку.

У многих возникают с этим проблемы. По сути, заключительная часть - это то, что ставит точку всему вышесказанному. Соответственно, нужно как можно более ёмко и логично закончить сочинение-рассуждение. Примеры ЕГЭ являются наглядной рекомендацией. Например, эссе про родной дом можно завершить так: “Родительский дом - это место, которое всегда встретит нас особенным уютом и теплом. Тут всё знакомо, здесь всё - родное. Именно в этом месте каждый из нас проводит свои беззаботные детские годы. И у всех людей, попадающих обратно в родительский дом, возникают приятные воспоминания. В такие моменты каждый может вновь почувствовать себя ребёнком”.

Вот, в принципе, как можно завершить сочинение-рассуждение. Как писать - пример есть, а чтобы придумать что-то на иную тематику, можно просто руководствоваться структурой и обращать внимание на стиль. Следует помнить: если нет ощущения незавершённости текста - значит, заключение написано правильно.


Для того, чтобы совершенствовать,

развивать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать.

Рене Декар 16 век, французский физик,

математик, философ.


описание

повествование

рассуждение

Типы текста


Определите тип речи, объясните свою точку зрения.

На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)

описание


Текст относится к описанию , потому что здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака, и к ним можно задать вопрос какой?


Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!” (А. Толстой)

повествование


Текст относится к повествованию , потому что здесь рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку, и к этим словом можно задать вопрос что делал?


Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!

рассуждение


Этот текст относится к рассуждению , потому что в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и заканчивается выводом.


Структура текста-рассуждения

ТЕЗИС

(то, что надо доказывать, объяснять или опровергать)

Почему? И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим. И т.п.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

(АРГУМЕНТЫ, ДОВОДЫ, ОБОСНОВАНИЯ, ОБЪЯСНЕНИЯ)

Вот почему, во-первых, во-вторых, это можно объяснить так, это можно доказать таким образом, приведём доказательства этого)

ВЫВОД

(то, что доказано, объяснено или опровергнуто)

Обобщим сказанное, итак, таким образом, следовательно, именно поэтому, и наконец, а главное…


Перед вами средства связи частей текта-рассуждения

Почему? Вот почему, во-первых, обобщим сказанное, итак, таким образом, это можно объяснить так, во-вторых, следовательно, это можно доказать таким образом, кроме того, именно поэтому, и наконец, приведём доказательства этого, а главное.

Выпишите слова и предложения в следующем порядке:

  • Слова и предложения, связывающие тезис и доказательства…
  • Языковые средства оформления доказательства…
  • Средства связи доказательства и вывода…

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. РАССУЖДЕНИЕ

    Оргмомент

    Сообщение темы и цели урока:

знать…

Уметь

Развивать

3 . Слово учителя

Сегодня весь урок вместе с нами на уроке незримо присутствует поэт и писатель нашего края Александр Егоров. Большая часть текстов, которые я вам предложу, являются отрывками из его автобиографического романа «Таежный затворник». Я надеюсь, что вы внимательно вчитаетесь и вслушаетесь в эти строчки, и насладитесь красотой природы, которую он воспевает.

4. Беседа.

Какие типы речи вам известны?

Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? О том, почему вы поступили именно так, а не иначе?

5..Работа над текстами из книги А.Егорова «Таежный затворник». Задание: определи тип текста.

Алгоритм объяснения:

В первый ясный день нашего пребывания В Развилках жара чувствовалась еще до полуденной поры…Правда, это был не сухой, изнуряющий зной. Влага смягчала солнечные лучи, и земля нежилась, радовалась светлому половодью, отдыхала…

Березы, прихваченные первыми заморозками приближающейся осени, светились чистым червонным золотом; багрянцем и притушенным пестрым пурпуром пылали кусты рябины, черемушника и осинника; и на этом светлом и ярком зареве привядшего леса особенно четко выделялись черно – зеленые, острозубые гребешки пихтачей…

6.Беседа:

А каким видом текста вы пользуетесь во время спора?

Что такое спор? ( По толковому словарю С. И. Ожегова , спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.

А когда ссоритесь?(По толковому словарю С. И. Ожегова,ссора – это словесная перебранка)

7. Работа с текстами. Обыгрывается сценка:

1) Прослушайте.(Захар и Максим). Скажите, о чем спорят герои. Сколько точек зрения высказано? Какие доказательства приводятся?

Дядя Федор говорит:

Корова государственная. Значит, и теленок государственный.

А кот не согласен:

Корова действительно государственная. Но все, что она дает, – это наше. Вот если мы холодильник напрокат берем, он чей?

Государственный.

Правильно. А мороз, который он вырабатывает, чей?

Мороз наш. Мы его для мороза и берем.

Вот и здесь так же. Все, что корова дает, нам принадлежит. Для этого мы ее и брали.

Но брали-то мы одну корову. А теперь у нас две получилось. Раз корова не наша, значит, и теленок не наш.

Выступление уч-ся

2) Прослушайте. (Костя и Никита) Что это: спор или ссора? Обоснуйте.

Проходящий мальчик задевает плечом другого.

Не цепляйся!

Кто цепляется?

Ты цепляешься!

Я не цепляюсь! Ты сам цепляешься!

Я цепляюсь?

Да. Ты!

Да знаешь... Знаешь ты кто? – толкает его.

Ты сам! – и тоже толкает.

3)Вывод: чем спор отличается от ссоры?

4)Формативное оценивание: уч-ся высказываются.

8. Творческая работа.

Попробуйте о чем-нибудь поспорить.

Учащиеся в парах выбирают предмет спора и обсуждают его. Затем некоторые из них представляют спор классу. Остальные обсуждают плюсы и минусы каждого спора.

9.Проблемная ситуация

Как взаимосвязаны понятия спор и рассуждение ?

(Каждый спорщик ведет рассуждение.)

Расположите элементы рассуждения в нужном порядке: вывод, тезис, аргументы.

Поясните каждый элемент.

9.Объяснение нового материала. Виды рассуждения: Р – объяснение, Р – доказательство, Р – размышление,

Рассуждение - такой тип текста (тип речи), в котором содержится доказательство, объяснение какой-либо мысли. Рассуждение отличается особым строением и чёткой формой. В нём используется не сюжетный, а логический способ построения. Текст-рассуждение распадается на три части. Первая часть (тезис) содержит какую-либо мысль, которая объясняется, подтверждается или опровергается во второй части (доказательство). Приводится ряд аргументов, фактов, примеров. В заключении делается вывод.

Тезис, Доказательство, Вывод. Тезис Тезис и вывод доказательстве

В рассуждении – объяснении излагается объяснением, какого – то явления. Это общепринятое объяснение. Например, почему ночью темно, а днём светло? В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины нельзя увидеть, их можно только понять.

Рассуждение – доказательство позволяет установить истинность того или иного явления. Книга – друг или враг? .

Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте, а могут не получать. Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д. Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга.

10.Творческая работа. По заявленной теме определите вид рассуждения:

Компьютер – друг или враг? Почему опадают листья?О Слово «бег» - имя существительное?Р Почему карандаш так назвали?Р Хорошо учиться – это плохо или хорошо?Д Почему зимой холодно?О

11.Работа над текстами из книги А.Егорова «Таежный затворник». Задание: определи тип текста – рассуждения.

Почему не лаяла Дамка, когда подходил волк к окну? – начал размышлять юный пасечник. – Не видела она его что ли? Не может того быть…Привидился он мне что – ли? Но ведь я не спал..Я встал, приподнялся, и тогда увидел его..И зубы, эти зубы…Я и теперь не усну, буду сидеть всю ночь…р

Говорят: невозможно в несколько секунд вспомнить, что происходило с тобой в течение длительного времени. Нет, такое возможно. Бывает, память твоя вдруг высветит и чередой пропустит десятки картин: и березу твоего детства, и проводы на войну. И и первые потери друзей… И силы поднимутся в тебе с новым напором, мысль заработает в бешеном, в ускоренном темпе…Д

12.Подведение итогов.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Что такое рассуждение?

2. Какие виды рассуждения вы знаете?

3. По какой схеме строится рассуждение-доказательство?

4. Что такое рассуждение-размышление?

5. Что такое рассуждение-объяснение?

Схема построения текста – рассуждения.

Тезис Доказательство Вывод. Тезис – это основная мысль сочинения, утверждение, которое будет доказываться. Тезис и вывод могут совпадать друг с другом, и тогда выделяются только две части: тезис и объяснение или объяснение и вывод. Если вывод, к которому пришёл автор рассуждения, повторяет тезис, то нет необходимости его повторять. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден. В доказательстве используется 3-4 аргумента, редко больше. Мостиками, соединяющими первые две части рассуждения, будут слова – связки: потому что, так как, оттого что, ибо. Следующие две части рассуждения будут связывать такие слова : поэтому, следовательно, итак, таким образом

В рассуждении – объяснении излагается объяснением, какого – то явления. Это общепринятое объяснение. Например, почему ночью темно, а днём светло? Почему опадают листья? В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины нельзя увидеть, их можно только понять.

Рассуждение – доказательство позволяет установить истинность того или иного явления.Например, Книга устарела или по-прежнему современна? . Особенность этого текста в том, что в нём показывают две разных точки зрения на одно явление и доказывают справедливость одной. Сочинения можно строить и как рассуждения – утверждения (доказывается истинность выдвинутого положения) и как рассуждения – опровержения (доказывается ложность). Доказывается или опровергается определённая точка зрения при помощи аргументов, комментариев, примеров из жизни, раскрывающих тему, которых должно быть не меньше трёх, а может быть и больше.

Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте, а могут не получать. Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д. Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга: экспозиция (подведение к проблемному вопросу) → система проблемных вопросов и ответы на них → выводы.

1.В первый ясный день нашего пребывания В Развилках жара чувствовалась еще до полуденной поры…Правда, это был не сухой, изнуряющий зной. Влага смягчала солнечные лучи, и земля нежилась, радовалась светлому половодью, отдыхала…

Без Родины невозможно жить. Она всегда с нами, во всем нашем существе, в каждом сокровенном уголочке памяти. Мы можем не произносить о ней высоких слов, но всегда, в крутые минуты жизни, когда нам становится больно или тяжко, она встает перед глазами в своей пронзительной ясности и необозримой силе…

Звезды, точно разбросанные по черному небосклону, как зерно, пригоршнями, светились густыми гнездами и редкими неровными гроздьями, сияли ярко и ясно, будто их только что чисто промыли. А кромка восточного горизонта неба, как бы притаяв,уже млела в голубом отсвете: оттуда скоро выплывет луна…

Сенька глядел на страшную клыкастую пасть медведя, на его злые и тоскливые глаза. Прицелился. Кажется, хорошо прицелился. Под ухо. Плавно нажал на спуск, и ружье от мощного заряда так толкануло Сеньку в плечо, что он чуть не опрокинулся назад. Выстрел оказался роковым для косолапого. Он весь разом обмяк и беспомощно ткнулся носом в снег…

2.- Почему не лаяла Дамка, когда подходил волк к окну? – начал размышлять юный пасечник. – Не видела она его что ли? Не может того быть…Привидился он мне что – ли? Но ведь я не спал..Я встал, приподнялся, и тогда увидел его..И зубы, эти зубы…Я и теперь не усну, буду сидеть всю ночь…р

-(Зэки притаились под окном.) Что теперь делать? Бежать? Но куда? И как? Рядом вся забинтованная, крепко спала Дамка. Она должна была спать 24 часа, чтобы зажили раны. Неужели же бросить спасшую меня собаку? Одну в доме? Нет, нет! Спасаться – так вместе, погибать – так вместе.р

Война! Господи! Господи! Да что же теперь будет? Мужиков всех заберут, а мы да дети работать будем. И себя прокормим и солдат наших, иначе как же, иначе кто же нас защитит. Война проклятая столько горя принесет, но мы все выдержим! О

Говорят: невозможно в несколько секунд вспомнить, что происходило с тобой в течение длительного времени. Нет, такое возможно. Бывает, память твоя вдруг высветит и чередой пропустит десятки картин: и березу твоего детства, и проводы на войну. И первые потери друзей… И силы поднимутся в тебе с новым напором, мысль заработает в бешеном, в ускоренном темпе…Д

Алгоритм объяснения:

1.Назови предполагаемый тип речи.(Это текст -…)

2.Докажи свое предположение.(Потому что отвечает на вопрос какой?(Описание) Или где?кто? куда?когда? (Повествование) или почему? (рассуждение)

3.К данному тексту можно нарисовать 1-2 иллюстрации (Описание) , много иллюстраций (Повествование), невозможно иллюстрировать (рассуждение)

4.Вывод.(Следовательно…. Значит… это текст….

Алгоритм объяснения:

1.Назови предполагаемый тип речи.(Это текст -…)

2.Докажи свое предположение.(Потому что отвечает на вопрос какой?(Описание) Или где?кто? куда?когда? (Повествование) или почему? (рассуждение)

3.К данному тексту можно нарисовать 1-2 иллюстрации (Описание) , много иллюстраций (Повествование), невозможно иллюстрировать (рассуждение)

4.Вывод.(Следовательно…. Значит… это текст….

Алгоритм объяснения:

1.Назови предполагаемый тип речи.(Это текст -…)

2.Докажи свое предположение.(Потому что отвечает на вопрос какой?(Описание) Или где?кто? куда?когда? (Повествование) или почему? (рассуждение)

3.К данному тексту можно нарисовать 1-2 иллюстрации (Описание) , много иллюстраций (Повествование), невозможно иллюстрировать (рассуждение)

4.Вывод.(Следовательно…. Значит… это текст….

Алгоритм объяснения:

1.Назови предполагаемый тип речи.(Это текст -…)

2.Докажи свое предположение.(Потому что отвечает на вопрос какой?(Описание) Или где?кто? куда?когда? (Повествование) или почему? (рассуждение)

3.К данному тексту можно нарисовать 1-2 иллюстрации (Описание) , много иллюстраций (Повествование), невозможно иллюстрировать (рассуждение)

4.Вывод.(Следовательно…. Значит… это текст….

Изучение теоретического учебного материала

Объяснение - один из распространенных приемов при изло­жении главных фактов и теоретического материала. Это та часть информации, которая должна быть усвоена в виде понятий, суж­дений, умозаключений, оценок, выводов. Понятия (барщинное хозяйство, ремесленное производство, мануфактура) и причинно-следственные связи (предпосылки феодальной раздробленности) учитель раскрывает при помощи объяснения. Объяснение помога­ет раскрыть внутренние связи и зависимости, смысл, сущность и значение исторических фактов и явлений. При объяснении один ряд умозаключений четко отделяется от другого, каждый из них вытекает из анализа фактов.

Прием объяснения для учащихся наиболее доступен, поэтому используется во всех классах. Ученикам сообщается суть изучае­мых событий и явлений, их связей в готовом, разъясненном виде, и им надо ее понять и запомнить. Таким образом, объяснение не требует от учеников поиска существенного (как вы думаете – это + или –?)(это минус) , что ограничивает их самостоятельную познавательную деятельность и является мину­сом данного приема.

Рассуждение (рассуждающее изложение) - это вариант объяснения, применяемый при выявлении причинно-следствен­ных связей, существенных черт понятий. Одновременно исполь­зуются документы, статистический (диаграммы, графики) и кар­тографический материал.

Этот прием позволяет показать ученикам ход рассуждений учителя, его размышлений, дать образцы анализа фактов. Учи­тель как бы ведет учащихся за собой, вовлекая их в активную познавательную деятельность. Он показывает, как решали эту проблему ученые, как ее надо решать. «Рассуждением мы называ­ем последовательное развитие положений, доказательств, подво­дящее учащихся к выводам и заключениям».

Рассуждение сопровождается постановкой вопросов, что позво­ляет привлечь внимание учащихся. На каждый вопрос учитель дает ответ в форме размышления, сопоставляя факты и мнения. В результате учащиеся без затруднений осмысливают теоретичес­кое содержание учебного материала. При применении этого приема ученики полу­чают готовые знаний – (а здесь это – или +?) (это минус) . Ну и по ходу рассуждения ученики могут составлять сопоставитель­ные таблицы.

Вместе с приемом рассуждения применяются такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, аппликации, текстовые таблицы. Прием рассуждающего изложения допускает деятельность учащихся на преобразующем уровне, т.е. по ходу объяснения учителя они составляют смысловые планы, логичес­кие схемы, сравнительно-сопоставительные таблицы.

Сравнительная и обобщающая характеристики. При изло­жении теоретического содержания учебного материала использу­ются сравнительные характеристики. Сравниваются формы го­сударственной власти, типы хозяйств и многое другое. При этом следует выделить существенные сопоставимые признаки истори­ческих объектов; затем сравнить их, найти общее, особенное, еди­ничное и сделать вывод. Вместе с приемом используются такие средства обучения, как текстовые сравнительные таблицы и учеб­ные памятки, показывающие прием сравнения.


Вот, например, памятка-сравнение крестьянских войн:

1. Причины крестьянской войны.

2. Характеристика предводителя движения.

3. Участники войны, их цели.

4. Характер крестьянской войны.

5. Ход войны.

6. Причины поражения.

7. Историческое значение.

Совершенно иные задачи у обобщающей характеристики. Она подводит итог изученному теоретическому материалу, формирует понятия. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляют основные черты явления, самое существенное в нем. Например, рассказав о коллективизации, называют характерные черты колхозного строя: директивное планирование; изъятие про­изведенного продукта; прикрепление работника к земле; отсут­ствие его социальной защиты.

Обобщающая характеристика применяется, когда закончено объяснение сложного исторического события и в обобщенном выводе надо подчеркнуть его сущность или выявить существенные признаки и связи. Вот как это делает Г. Р. Хаггард в романе «Падение Иерусалима»:

«Из всех цивилизаций, чьи анналы доступны для изучения, самая поразительная, несомненно, цивилизация римская. Нигде, даже в древ­нем Мехико, высокая культура не была в таком тесном единении с гру­бейшим варварством. Римская империя блистала своим интеллектом; благороднейшие усилия ее гения навряд ли будут когда-нибудь превзой­дены; ее законы составляют фундамент наших лучших юридических кодексов; искусство она высоко ценила, хотя и заимствовала; выкован­ная ею военная организация все еще поражает мир своим совершенством; ее великие люди все еще остаются великими и по сравнению со множе­ством их преемников. Но как безжалостна была эта лютая тигрица! Среди развалин имперских городов - ни одной больницы, ни одного, если не ошибаюсь, сиротского приюта, и это в эпоху, когда сирот было больше, чем когда-либо. Благочестивые чаяния и усилия отдельных людей ни­когда не будили совесть всего народа. У Римской империи как таковой не было совести; это была ненасытная, прожорливая тигрица; ее изощ­ренный ум и великолепие только усугубляли ее жестокость».

Обобщающая характеристика применяется при индуктивном и дедуктивном изложении главных фактов, понятий сжато, в виде перечисления существенных связей и признаков. Например, за­кончив объяснять сложный материал, в обобщении учитель выде­ляет сущность события (прием индукции). Поскольку индуктив­ное изложение мало вносит в развитие познавательных возмож­ностей учащихся, при объяснении оно дополняется дедукцией и проблемным изложением фактов. Дедукция позволяет использо­вать содержание обобщающих характеристик в качестве теорети­ческого знания.

Виды рассуждений

Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.

Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос - ответ на вопрос (тезис) - доказательство тезиса - выводы.

Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста- рассуждения.

Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

При построении текстов- рассуждений следует опираться на следующие правила:

1. Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция -вопрос-ответ на вопрос (тезис)-доказательство тезиса- выводы.

2. После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопрос почему? кажется искусственным и неуместным.

3. После тезиса в объяснении используется, как правило, слова и выражения типа: оказалось…,дело в том…, что…,вот почему…,вот…,например…, об этом свидетельствует такие факты, как…, как выяснилось…

4. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

Приведем пример текста- рассуждения (рассуждение-доказательство):

«Сложное синтаксическое целое – это речевая единица, отрезок речи, состоящий из нескольких предложений, объединенных по смыслу. Такой ряд предложений имеет и другое название - «сверхфразовое единство». Почему сверхфразовое? Потому что это единство выходит за пределы одного предложения. Чаще всего оно совпадает с абзацем. Абзац характеризуются единством темы. Переход к новой теме должен быть обозначен в письменной речи новым абзацем. Но бывает и не так… »

Размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте. А могут и не получать.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д.



Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга:

3) выводы.

При необходимости построить высказывание типа размышления надо начать осмысление темы и отбор материала для ее раскрытия с системы вопросов. Естественно, что не все вопросы, возникшие на предтекстовом этапе, получают потом отражение в тексте, - более того, они вообще могут быть опущены, они выполнили свою роль. Но могут они и остаться в тексте, выполняя роль скрепов между отдельными частями текста-размышления (оставленные в тексте, они как бы выявляют и демонстрируют ход мысли). При создании рассуждения-размышления следует акцентрировать внимание на решении проблемных вопросов и ответах на них. Для такого текста характерны те же языковые средства, что и для рассуждения как типа речи: Ср.:

«Мать – земля, почему не падают горы, почему не разливаются озера, когда погибают такие люди, как Суванкул и Касым? Оба они – отец и сын – были великими хлеборобами. Мир извечно держится на таких людях, они его кормят, поят, а в войну они его защищают, они первые становятся воинами. Если бы не война, сколько бы еще дел сделали Суванкул и Касым, сколько бы людей одарили они плодами своего труда, сколько еще полей засеяли бы, сколько еще зерна намолотили бы. И сами сторицей вознагражденные трудами других, сколько еще радостей жизни увидели бы! Скажи мне мать – земля, скажи правду: могут ли люди жить без войны?» (Ч.Айтматов).

Речеведческие понятия:

Антитезис – утверждение, противоположное тезису.

Аргумент – доказательство.

Аргументация – доказательство верности некоего тезиса.

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли.

Тезис – главное утверждение или несколько утверждений текста-рассуждения.

Экспозиция – часть текста, подводящая к вопросу (или введение в тему рассуждения).

Контрольные вопросы и задания

Задание 1.

Прочитайте текст. Определите главную мысль текста. Скажите, доказывает ее автор или объясняет. Обоснуйте свой ответ. Назовите языковые средства, присущие этому виду рассуждения.

Наука – вообще очень увлекательное занятие. Кто не мечтал или не мечтает сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? Так вот, наука вся состоит из открытий и изобретений. Пусть эти открытия касаются, казалось бы, совсем незначительных вещей, например истории одного слова и даже одного звука. Такие открытия совсем не обязательно сделают вас знаменитым, если не считать узкого круга ученых, которые занимаются теми же проблемами. Но все равно это – открытия. И как же счастлив человек, который всю жизнь, можно сказать, каждый день делает открытия!

Задание 2 .

Прочитайте текст. Составьте к нему вопросный план. Обозначьте границы композиционных частей текста (экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос –ответ – объяснение – выводы). Охарактеризуйте языковые средства, присущие рассуждению. Найдите в тексте причинно-следственные отношения между явлениями, о которых идет речь.

В ходе дальнейшего расследования оказалось, что рассуждения следователя были вполне правильными. Он смог правильно определить ход следствия лишь благодаря тому, что уяснил существенные признаки каждого из предполагаемых фактов. Итак:

1) погрузка такого большого количества сигарет потребовала бы не менее трех четвертей часа. Склад расположен на многолюдной улице. Преступление совершено между 17 часами 30 минутами и 18 часами 30 минутами. Поэтому должны существовать свидетели, которые в то время проходили мимо табачного склада и должны были заметить стоявшую перед складом автомашину;

2) неизвестные преступники предъявили удостоверение личности. Следовательно, удостоверение было выдано конкретному лицу. Можно предположить, что удостоверение личности преступник подделал, либо похитил, либо его кто-то потерял, и преступник этим воспользовался;

3) речь идёт об относительно большом количестве сигарет. Похитить его сразу очень трудно. Трудно реализовать такое большое количество сигарет. Если же хищение производилось постепенно, значит, преступник скрывал его изощренными способами. Ревизионные органы до этого не установили никакой недостачи на складе. Поэтому должны существовать следы этой преступной деятельности в бухгалтерских отчетах.

Сделав определенные выводы, следователь приступил к проверке своих версии, и вскоре преступление было раскрыто.

Задание 3.

Прочитайте стихотворение. Выделите в тексте структурные части, характерные для рассуждения. Выучите стихотворение наизусть. Напишите сочинение-рассуждение «За что я люблю свой родной край».

«Нет, ты не думал, - дело молодое, -

Покуда не уехал на войну,

Какое это счастье дорогое –

Иметь свою родную сторону.

Иметь, любить и помнить угол милый,

Где есть деревья, что отец садил.

Где есть, быть может, прадедов могилы,

Хотя б ты к ним ни разу не ходил.

Хотя б и вовсе там бывал не часто,

Зато больней почувствовал потом,

Какое это горькое несчастье –

Вдруг потерять тот самый край и дом.

Где б ни был ты – в огне передних линий,

На Севере иль где-нибудь в Крыму,

В Смоленщине иль здесь на Украине, -

Идешь ты нынче к дому своему.

Идешь с людьми в строю непобедимом,

У каждого своя родная сторона.

У каждого свой дом, свой сад, свой брат любимый,

А Родина у всех одна!» (А.Т.Твардовский)

Задание 4.

Прочитайте текст, сформулируйте его тему и дайте заглавие.

Найдите в тексте новые для вас слова и выясните по словарю значение этих слов.

Какими благими усилиями можно исправить человеческую природу? Что предпринять, чтобы человечество научилось жить в мире? Эти вопросы веками тревожат умы и совесть лучших из людей.

Многие ученые пытались изменить жизнь людей в лучшую сторону. Ими написано множество книг, выдвинуты самые различные идеи и мысли.

Некоторые из них утверждали, что человек может стать чище и совершеннее, познав природу Создателя вселенной, посвятив себя служению Богу. Другие предполагали, что достичь гармонии человеческого общества можно, упразднив правительство. Иные ратовали за всеобщую свободу, чтобы каждый мог жить по своему разумению и желанию. Если одни видели спасение человечества во всеобщем просвещении, другие пытались уравнять права богатых и бедных, третьи полагали, что человека можно изменить воспитанием. Находились и такие, которые утверждали: поскольку сама жизнь на земле – есть беспрерывная, беспощадная борьба за существование, люди должны жить, следуя этим законам.

Я же убежден: ни одна из этих идей не в силах внести изменений в человеческую натуру.

По моему разумению, основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.

Необходимо учить людей трудиться, необходимо дать им образование, но всего этого недостаточно для изживания в человеке нравственного уродства. В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести. Об этом должны позаботиться ученые головы. Они должны разработать данную теорию как дисциплину, обязательную для всех. С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения. Только тогда можно питать надежду на исправление человека и человечества.

(Шакарим Кудайбердиев) .

1) Какие структурные части текста-рассуждения здесь имеются?

2) Подумайте и ответьте на вопросы: 1. О чем говорится в тексте? 2. Почему текст начинается с вопросов? 3. Почему многих людей волнует эти проблемы? 4. Какие мысли и идеи об улучшении природы людей называют автор? 5. Какая точка зрения представляется мыслителю самой разумной? 3) Какой вид рассуждения преобладает в данном тексте? 4) Составьте к тексту вопросы проблемного характера. Ответьте на них.

Задание 6.

Напишите сочинение-рассуждение «Моя будущая профессия». Начните работу с осмыслением темы и подбора материала к основным (ключевым) вопросам: Что представляет собой моя будущая специальность? Какие характерные черты должны быть присущи человеку, имеющему такую профессию? В какое время мы живем? В ком из современников наиболее ярко отражены наиболее характерные черты человека моей профессии? Сделайте соответствующие выводы. Создавая текст, придерживайтесь указанной схемы:

1) экспозиция (подведение к проблемному вопросу);

2) система проблемных вопросов и ответы на них;

3) выводы.

Используйте языковые средства, характерные для данного типа речи (см. таблицу в конце параграфа).

Задание 7.

Прочитайте текст. К какому типу монологической речи он принадлежит? Озаглавьте текст.

Счастье. Как им всем дать счастья? Как сделать Леночку счастливой? Неужели только стихия – кому как повезет в жизни? Встретит какого-нибудь прохвоста – и пропали труды, рухнули надежды… Нет, не может быть. Мы должны научить ее быть счастливой. Шутишь, брат. Этому учить нельзя. Можно. Нельзя совсем спасти от прохвоста, но уменьшить шансы. И научить, как выстоять. Что нужно?

Развивая любопытство. Тогда потянется к науке, творчеству. Это большое наслаждение - искать, мучиться. Научить работать и добиваться. Настойчивость. Тогда не упустит мечту. Будет усталость и радость отдыха. Еще искусство. Книги, театр, музыка… Еще общение. Есть умные, хорошие люди. Уметь найти. Беседы с ними – удовольствие. Не быть жадным к вещам.

И в самом деле, получается – можно научить. (По Н.Амосову).

Задание 8.

Составьте рассуждение на тему «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

1) в чем причина, что многие любят все откладывать (недостаток чувства долга, легкомыслие, надежда на то, что можно успеть что-то «за один присест», жажда удовольствий, нежелание работать, отсутствие воли)?

2) что вытекает, что следует из тех причин, которые указаны нами ниже (кто откладывает работу, тот удваивает тяжесть труда; многое, что не сделано вовремя, уже безвозвратно утеряно; отложенная работа выполняется всегда спешно, кое-как; настроение портится; теряется доверие преподавателей, сокурсников, начальства: они обнаруживают вашу слабость)?