Конспекты занятий по развитию речи для детей средней группы. Произношение звуков С

Жгутова Ирина Владимировна

учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детский сад № 1 г. Курганинска

Пояснительная записка:

Дети, имеющие нарушения речи страдают несформированностью фонематических процессов, часто рассеянные, невнимательные. Поэтому в своей работе я использую разнообразные нетрадиционные приемы, которые вызывают у детей интерес к самому процессу коррекции, но в тоже время являются оптимальными в работе учителя – логопеда. В конспекте занятия представлены разные приемы: это адаптированный японский лечебный массаж, который проводится после того, как дети запомнят название пальцев (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). Он способствует успешному целенаправленному развитию моторики рук, которая необходима при подготовке руки к письму, а также японский массаж очень эффективен для нормализации психофизического самочувствия детей. японский массаж можно провожу на занятиях вместо физ. минуток. Именно с обогащения тактильной чувствительности руки, особенно пальцев, улучшается кинестетическая (двигательная) память артикулярных органов, она необходима для эффективности работы с детьми дошкольного возраста.

Следующий прием – это применение биоэнергопластики, которое эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Сущность этого приема заключается в одновременной работе органов артикуляционного аппарата и пальцев рук при выполнении артикуляционных упражнений

Одним из эффективных приемов – использование в работе моделирования артикуляции звука. Они отражают артикуляционный уклад в момент произнесения звука, знакомят ребенка с основными свойствами и отношениями мира звуков. Ребенок не различив на слух какой- либо звук, может воспользоваться подсказкой в виде моделей. Модели артикуляции звуков воссоздают образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков. Ребенок видит и слышит, что разному укладу органов артикуляционного аппарата соответствует разное качество звуков. Модели гласных звуков обозначаются красным цветом, а модели согласных твердых – синим, согласных мягких – зеленым.

Т.е., применение моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха, позволяют подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательных анализаторы.

Все эти приемы коррекции речи я использую в работе с детьми дошкольного возраста. Представленный конспект занятия относится к разделу формирования у детей звукопроизношения. Сценарий конспекта рассчитан на подгруппу 5-6 детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Конспект занятия Звуки С и Сь

Цель: дать ребёнку представление о положении речевых органов при произнесении звука.

обучать ребёнка навыкам звукового анализ.

Развивать фонематический слух; расширение словарного запаса у ребёнка; учить ребёнка определять на слух позицию заданного звука в слове; анализ и синтез сочетаний из гласного и согласного звуков.

Оборудование: зеркала для индивидуальной работы, схемы звуков,шишки для японского массажа; карточки для каждого ребенка, карандаши, картинки на изучаемый звук.

Ход занятия:

1 Организационный момент:

Логопед просит детей, определить с каким, звуком будем знакомиться.

Распластай язык по шире,

Кончик – к нижним зубкам ближе!

По середине языка

Струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

– Ссс, ссс, ссс – произнеси!

Дети: Будем говорить о звуке «с».

Логопед: Правильно. При произнесении звука «С» губы полураскрыты в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по средней части языка образуется желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос не работает. Посмотрите в зеркала И давайте выполним гимнастику для языка, чтобы он хорошо говорил.

(Проводится биоэнергопластика). Дети выполняют упражнения.

“Улыбка” – пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее. Губы находятся в улыбке.

“Хоботок” – ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Губы вытянуты в трубочку, зубы при этом сомкнуты.

“Лопаточка” – большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз. Рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе неподвижно.

Логопед: Кто может дать характеристику звуку «с»?

Алена: Звук С – глухой согласный звук, потому что голос не работает.

Логопед: Правильно.

Логопед: Как это проверить?

Саша: Приложить ладонь к горлу и произнеси «С-С-С», горлышко молчит. А можно закрыть уши руками и послушать, звучит голос или нет. Глухой звук мы не обозначаем колокольчиком.

2. Основная часть.

А) Игра «Ловушки».

Логопед произносит чётко, внятно, в медленном темпе звуки, а дети хлопают в ладоши на заданный звук.

Логопед: – Сейчас мы будем играть. Если услышите звук С , то должны его поймать в ладошки.

С Э С И С У С О М С Э С А К С

Б) Игра «Ушки на макушке».

Логопед произносит слоги в медленном темпе, а дети закрашивают круги (каждому ребенку предлагается карточка на которой нарисованы пустые круги).

Логопед: – Закрашивайте, кружок синим цветом, если услышите звук С.

АС УП ЭС ОН ИС ОК СЭ ДО МУ СО СЫ ВО

Логопед: – Посчитайте закрашенные круги. Сколько их? Если 6 – то вы держали ушки на макушке, были внимательными. МОЛОДЦЫ!

В) Игра «Подбор слов на заданный звук».

Логопед просит вспомнить 3-5 предметов на звук «С».

Логопед: – Вспомните 3-5 предметов, названия которых начинаются на звук С.

Дети придумывают слова на звук «С».

Логопед бросает мяч ребенку,а он обратно кидает его логопеду при этом называет слова на звук «с».

Г) Упражнение «Где спрятался звук?»

Логопед предлагает детям картинки.

– Послушай внимательно слова и скажи, где спрятался звук С, в начале слова, в середине или в конце слова. Соедини слово с нужной схемой.

Салют костёр сахар сом мост вес соболь маска след усы лес

Дети: Я взяла картинки – салют. В этом слове звук «с» стоит в начале слова. Это слово подходит к первой схеме (так дальше разбираются все слова с другими детьми).

3. Физминутка. Массаж с дарами природы.

Упражнение 1. Сосновая шишка.

– Вращение основанием шишки на тыльной стороне рук по часовой и против часовой стрелки (длительность 1 минута).

– Шишки крутить между ладонями как колесо в разных направлениях

(длительность 1 минута).

– Подбрасывать шишку вверх, ловить двумя руками, затем одной рукой левой, правой (длительность 1 минута).

Упражнение 2. Еловая шишка.

– Сначала движения выполняются с одной шишкой, затем двумя шишками и вращать их между ладонями (длительность 1минута).

– Катать шишку на тыльной стороне правой, левой рук (длительность 1 минута).

– Круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук (длительность 1минута).

4. Упражнение «Камень – вата».

Логопед: – У звука С есть братец – звук Сь. Звук С – твёрдый, как камень, а звук Сь – мягкий, как вата. Если услышите звук С – покажи сжатые кулаки, если звук Сь – раскрытые ладони. Слушай внимательно слова:

Сено Соня Саша Серёжа сапоги силач сад санки семья суп

5.Упражнение «Читай-ка».

Логопед: – У гласных звуков есть символы, которые напоминают форму рта во время произнесения звука. Звук А – большой красный круг, звук У – маленький красный круг, звук И – красный прямоугольник, звук О – красный овал, звук Э – красный полукруг, звук Ы – четырёхугольник (трапеция). Звук С – синий прямоугольник, а звук Сь – зелёный прямоугольник. Попробуй прочитать эти символы.

Автоматизация свистящих звуков С, СЬ

Автоматизация правильного произношения звуков С и СЬ: игры, стихи, скороговорки, чистоговорки, загадки, пословицы, песенки, рассказы со звуком С, занимательные задания для детей.

При нормальном речевом развитии к пяти годам ребенок правильно произносит все звуки родной речи. Если же у малыша есть недостатки звукопроизношения, то работа по их исправлению идет в три этапа:

  • Артикуляционные подготовительные упражнения для конкретной группы звуков (в данном случае это свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц)
  • Вызов данного звука по подражанию (его постановка),
  • Закрепление правильного произношения этого звука в слогах, словах, во фразах.

Обучение правильному произношению свистящих звуков ведется в определенной последовательности:

  1. Сначала идет работа над звуком С и его мягким вариантом Сь и проводятся игры и упражнения для автоматизации правильного произношения данных звуков.
  2. Затем ребенок учится произносить звуки З и Зь. И проводятся упражнения и игры на автоматизацию данных звуков.
  3. И далее ребенок упражняется в правильном произношении звука Ц.

Автоматизация свистящих звуков С, СЬ: речевые игры, стихи, чистоговорки, скороговорки, видео

Сегодня в этой статье Вы узнаете, как помочь ребенку научиться правильно произносить звуки С и Сь (свистящие звуки). Мы поговорим о третьем этапе – автоматизации правильного произношения данных свистящих звуков. О предыдущих этапах (первом и втором этапах обучения произношению звука С и Сь) Вы можете прочитать в статье В ней Вы найдете артикуляционную гимнастику, а также видео с демонстрацией приемов постановки свистящих звуков и вызова их по подражанию. Когда правильный звук появился в речи ребенка, нужно автоматизировать правильное звукопроизношение. Для этого используются игры, игровые упражнения, чистоговорки, шутки, загадки, поговорки, скороговорки, песенки, рассказы, в которых часто встречается звук С и СЬ.

Для игр и упражнений по автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вам понадобится список слов со звуками С и Сь, который дан ниже.

Это важно знать и учитывать: При подборе слов для автоматизации звуков С и Сь нужно учитывать, что в русском языке перед мягкими согласным ть, ль, нь, звук С произносится мягко. И поэтому в словах брусника, ослик, слива, костюм, градусник мягкий звук Сь, а не твердый С.

Слова со звуком С:

  • Звук С с начале слова – санки, собака, сыр, сапоги, свеча, свинья, стол, сова, скамейка, совок, сандалии, салют, спутник, скакалка, сосна, сорока, самокат, самолет, стакан, сом, сабля, свисток, сок, стул, садик, сайка, сало, сумка, судно, стройка, строитель, скалка, слойка, скатерть, слава, сладость, сахар, слякоть, сковорода, соловей, снег, снежинка, снеговик, снегопад, снегурочка, солдат, сосулька, слон, смех, спицы.
  • Звук С в середине слова – колесо, маска, весы, капуста, лиса, краска, носок, посуда, масло, маслёнка, бусы, редиска, колесо, насос, колбаса, ласты, песок, мясо, пылесос, кастрюля, галстук, кусты, весна, носорог, стадо, пастух, подснежник, бейсболка, маслята, барсук, космонавт, космодром, самосвал, миска.
  • Звук С в конце слова – нос, глобус, колос, кокос, навес, ананас, автобус, абрикос, теннис, компас, гладиолус, поднос, квас, час, лес, рис, бокс, насос, кактус, овёс, кекс, парус, пёс, морс, пояс, мороз (пишем букву з, но слышится звук с)

Слова со звуком СЬ:

  • Звук Сь в начале слова – селедка (сельдь), сено, сёмга, сюрприз, сервант, серьги, сердце, седло, сестра, середина, сирень, слива,.
  • Звук Сь в середине слова – гуси, апельсин, такси, осень, осел, поросенок, письмо, сосиски, ослик, велосипед, беседка, васильки, листья, брусника, костюм, градусник.
  • Звук Сь в конце слова – гусь, лось, карась, рысь.

Игры для развития фонематического восприятия. Звук С, СЬ.

Игра «Хлопки». Вариант игры 1.

Попросите ребенка хлопнуть, если он услышит в слове звук С.

Говорите вперемешку слова со звуком С в разных позициях (в начале, в середине или в конце слов). Например: телефон, сапоги, папа, морс, книга, дождь, соловей.

Ребенок хлопает, когда услышит слово со звуком С (не путайте сами звуки С и СЬ – это разные звуки, хотя буква одна!)

Если ребенку трудно выделить на слух звуки в слове, то говорите слова протяжно, например мммоооорррсссс. Эта игра учит ребенка различать в речи разные звуки, развивает фонематический слух.

Вариант усложнения игры: Можно дать задание хлопнуть, если услышишь звук С и топнуть, если услышишь звук СЬ.

Игра «Хлопки». Вариант игры 2.

Скажите ребенку: «Хлопни, если услышишь слог Са». Далее мы говорим последовательность слогов, например: са, на, ша, са, за, ра, да, са, ца, са, ла, ча. Различает ли звук С и слог СА ребенок в речевом потоке? Не путает ли его с другими похожими звуками? Дети очень часто путают слог са со слогами за или ца, а также с шипящими – со слогом ша. И нам очень важно научить ребят различать эти звуки и слоги. Это важно и для обучения письму в школе, чтобы ребенок не путал данные звуки и буквы, обозначающие их, в письменной речи, когда он начнет писать.

Игра «Эхо»

Повторяйте три слога подряд, а ребенок должен их повторить как эхо, то есть чуть тише, чем говорите Вы. Если ребенок легко повторяет три слога, увеличьте количество слогов в цепочке для повторения. Обязательно хвалите и подбадривайте маленькое «эхо». Если «эхо» ошиблось, повторите цепочку слогов еще раз.

Примеры заданий:

  • са-со-сы
  • ас-ус-ис-ас
  • сам-сад-сав,
  • со-су-си-су
  • аса-асо-асу-асы и т.п.

Игра «Угадай, что свистит?»

Вам понадобятся две картинки – «насос» и «вода течет из крана». Можно нарисовать их самим (схематично изобразив насос и кран). Главное – чтобы они были узнаваемы для ребенка.

Покажите ребенку картинку насоса. Скажите: «Воздух, выходя из насоса свистит так: ссссссссссссс. Он свистит сердито ссс!»

Покажите вторую картинку и скажите: «Вода льется из крана. Вода свистит мягко, вот так сьсьсьсьсь».

Попросите ребенка сказать, как свистит вода (сь-сь-сь) и показать соответствующую картинку. Затем попросите его изобразить, как свистит воздух из насоса – ссссс – и показать нужную картинку.

Далее скажите: «Сейчас мы будем играть в игру на внимательность. Если ты услышишь песенку насоса — твердый звук ссс — то подними картинку с насосом. А если услышишь песенку воды – мягкий звук сь – то подними картинку с водой» . Вы говорите эти звуки вразбивку (с-с-сь-с-с-сь-сь-с), а ребенок поднимает нужную картинку.
Сначала игра проводится со звуками, затем уже со словами. Вы говорите перечень разных слов вразбивку: дверь, соловей, сельдь, мороз, банан, шапка, вода и так далее. Если в слове есть «песенка насоса – твердый звук С», то ребенок поднимает вверх картинку с насосом. А если в слове есть звук сь – мягкий звук, «песенка водички», то нужно поднять картинку с водой. Если нет ни одного, ни второго звука, то картинки поднимать не надо.

Игра-шутка со звуком С «Путаница»

Детям предлагается отгадать, какие слова перепутались и расставить их по местам.

  • Вот так дочка! Красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).
  • У Анечки дома миска живет, танцует, играет и песни поет! (Не миска, а мишка. Другой правильный вариант для замены — киска).
  • Ела Катя вкусный зуб. Заболел у Кати суп. (Наоборот, ела суп, а заболел зуб).
  • В комнате стоит сова. А в лесу сидит софа. (Нет. В комнате – софа, а в лесу сова).

Дети обычно смеются, слыша шутку — путаницу. Но исправить ошибку и распутать путаницу может далеко не каждый ребенок. Если у ребенка есть речевые нарушения, то часто приходится делать подсказку – «Какое слово заблудилось? Какое слово подходит по смыслу? Отгадка тоже начинается со звука м. Это игрушка. Догадайся, что это?»)

Игры для автоматизации звука С и Сь в словах

Игра «Хвосты» (автор идеи – С.А.Максаков)

Покажите ребенку полосочку бумаги и скажите, что в ней запрятаны – зашифрованы разные слова. Слова все разные, но начало у них одно. Надо разгадать, какие это слова.

Пример задания – в полоске спрятаны слова, начинающиеся так — «ска». Какие это слова? Скажите малышу: «Я начну, а ты говори дальше: ска-… (мейка), ска… (калка), Ска…(зка), ска… (терть)». Если ребенку трудно разгадывать, нарисуйте маленькую картинку, на которой изобразите часть предмета и попросите разгадать, что это за предмет и что это за слово, начинающееся со «ска».

Еще один пример для этой игры – слова, начинающиеся с «са»: са…(молет), сама, сани, самокат, Саратов, Саша, Саня, самостоятельный, Самарканд, сало, саквояж, самовар, сапог, Савка, сад, садовый, садовод, сажа, сазан, салют, сачок, сабля, сарделька, сардины.

Если Вам трудно подобрать слова на определенный слог, то есть хороший помощник – словарь. Познакомьте ребенка со словарем русского языка, покажите, как находить в нем слова, прочитайте ему о нескольких новых словах, начинающихся с нужного слога.

Игра «Собери в лукошко»

Я обычно провожу игру «Хвосты» и другие варианты игр немного по-другому. Детям дошкольного возраста очень важно видеть наглядно результат своих действий. А в речи обычно такого наглядного результата, который можно увидеть или пощупать, нет. Именно поэтому дети очень любят рисовать, лепить, делать разные поделки, но не очень любят речевые упражнения. Давайте учтем данную особенность маленьких детей. Я придумала особый игровой прием обучения речи и назвала его в своем исследовании «наглядный результат детской речи». Несмотря на столь сложное название приема, он очень простой и интересный, и нравится всем детям, заинтересовывая их в выполнении речевого задания. Суть данного приема в том, чтобы малыш увидел, что его речевое действие приводит к наглядному осязаемому и жизненно важному результату.

Скажите детям, что Старичок-Речевичок растерял все слова из своего лукошка и очень расстроился. Как же ему помочь? Слова растерялись — разбрелись по всему свету (или по всему альбому) и надо их собрать снова в одно лукошко. В лукошке лежали слова со звуком С. Надо их найти среди других слов. Это игровая ситуация, в которой мы будем использовать наглядную оценку речи. Давайте посмотрим, как в ситуации с лукошком можно организовать наглядную оценку речевых действий детей.

Мы рисуем на доске или мольберте силуэт лукошка, которое будем «наполнять» словами. Задача – наполнить лукошко полностью. Наполнять лукошко нужно так. Как только вы с ребенком придумали слово, рисуете в силуэте лукошка это слово (например, это будет овал) и закрашиваете его (раскрашиваете овал). Это как будто мы «положили» слово в «лукошко». Далее каждое слово со звуком С прибавляет в лукошко еще один овал. Игра заканчивается, когда мы полностью «заполнили лукошко словами».

Можно взять настоящее лукошко и заполнять его «словами» — кубиками из строительного набора.

В этой игре можно давать любые задания – в одно лукошко положить слова со звуком С, а в другое – слова со звуком Сь. Или собрать в лукошко только слова, в которых звук С стоит в середине слова. Или только слова,начинающиеся со слога Са.

Дети обычно хорошо помнят, где находится придуманное каждым ребенком слово в лукошке, какого оно цвета, показывают пальчиком: «Это я положил. А это Светино слово». Если Вы играете в паре с ребенком, то он хорошо помнит, где Ваше слово, а где его слова и «кто больше слов положил»:).

Игра «Сумка и сетка»

Эта игра родилась у меня неожиданно на речевых занятиях с дошкольниками. Я знаю, что не всем детям интересно подбирать слова со звуками, а мне хотелось сделать это задание увлекательным для малышей. Но очень не хотелось использовать для мотивации соревнование (кто больше придумает слов?) Почему?

  • Во-первых, потому, что некоторые дети в этом соревновании заведомо находятся в невыгодном положении.
  • Во-вторых, потому что слишком много в нашей жизни конкуренции, и слишком мало при этом сотрудничества.

Поэтому мы стали играть в игру «сумка и сетка» — в игру, которая учит делать задания всем вместе и вместе радоваться общим результатам. И всем детям упражнение по подбору слов со звуками стало нравиться, более того, дети продолжали игру в сумку и сетку даже после занятий.

Как играть?

  • Рисуем прямоугольник с ручками – это наша сумка, в которую мы будем складывать продукты. Рядом рисуем овал с ручками. Это наша сетка.
  • Определяем с детьми, с какого звука начинается слово «сумка». Да, со звука С. Это звук твердый. Поэтому в сумку мы будем класть продукты, в названии которых есть твердый согласный С.
  • А слово «сетка» с какого звука начинается? Да, со звука Сь. Это звук мягкий. Поэтому в сетку мы будем класть только слова, в названии которых есть мягкий звук Сь.
  • Начинаем собираться в путешествие и складывать необходимые вещи в сумку и сетку. Задача – не перепутать, что куда положить. И успеть собраться в дорогу и уложить предметы в сумку и сетку за 5 минут. Ставим таймер.

Варианты игры:

  • Можно дать детям набор картинок, которые надо разложить в сумку, в сетку, при этом есть лишние картинки, которые надо отложить в сторону и не нужно использовать в игре (так как в этих словах нет заданных звуков).
  • Можно поставить задачу по-другому, без картинок – придумать как можно больше наименований со звуками С и СЬ. Каждое придуманное ребенком или группой детей слово рисуем как прямоугольник внутри контура сумки или сетки. И выполняем задачу – наполнить сумку и сетку за заданное время.

Мы с детьми в этой игре придумывали более 50 слов! Я всегда удивляюсь активности детей в этом упражнении, удивляюсь тому, как им хочется «уложить» свое слово в общую сетку или сумку. В конце игры мы радуемся, что вместе смогли так много придумать!!!
Кстати, еще одна идея, которая подойдет для детей от 6 лет и старше. Перед началом игры спросите детей, сколько слов вы вместе сможете положить в сумку и сетку. Запишите предполагаемый результат. Потом сравните. Покажите детям, сколько они планировали слов подобрать и сколько реально нашли. Обычно дети говорят, что смогут подобрать 10, 15, 20 слов. Как же они удивляются, что смогли подобрать всей группой так много слов, в два – три раза больше! «Даже не ожидали! «– так обычно восклицают они. И это очень важно для формирования у малышей уверенности в себе, представления, что они могут очень многое, даже то, что еще пока о себе не знают!

Вот слова для сумки и сетки по теме «Продукты. Еда», которые мы насобирали все вместе:). Признаюсь, что я даже не ожидала, что сумка и сетка у нас будут такими наполненными, даже места не хватило! А дети были довольными и счастливыми от своего успеха!

СЛОВАРЬ ДЛЯ ИГРЫ:

  • В сумке будут: салат, суп, соус, сардельки, сушки, масло, сыр, спагетти, капуста, рассольник, соль, сахар, ананас, абрикос, суфле, слива, рис, чернослив, спаржа, кокос, редис, брусника, смородина, сыроежка, расстегай, сок, сырники, сметана, квас, морс, бефстроганов.
  • В сетке будут сосиски, сироп, семечки, лосось, карась, апельсин, сельдь, подосиновики, лисички, персики, кисель, овсяная каша, сёмга.

Игра «Угадай, что в руке»

Положите в мешочек предмет или игрушку, в названии которой есть звук С (или звук Сь – в зависимости от задания). Дайте мешочек в руки ребенку. Предложите на ощупь догадаться, что лежит в мешочке. Ребенку нужно не только отгадать, но и правильно произнести звук в названии этого предмета.

Игры для автоматизации звука С во фразах

Игра «Иди сюда»

Это игра для группы детей, но в нее можно играть и в паре. Тогда нужно показать вместе с ребенком инсценировку, как зверюшки играют в такую игру.

Вариант 1. Игра в группе. Ведущий в игре встает в стороне от группы детей. Он зовет кого-то из детей к себе, называя по имени. При этом он должен придумать слово со звуком С. Например, ведущий — Вася. Вася зовет: «Лена, иди сюда! Я нашел свисток!» (то есть ребенок придумал, что он нашел – предмет, в названии которого есть звук С). Лена подбегает к Васе и придумывает, что она нашла и кого позовет. Лена зовет: «Катя! Иди сюда! Я нашла киску!». Катя подбегает и придумывает, что она нашла. Повторять слова нельзя. Катя говорит: «Денис! Иди сюда! Я нашла сказку!» и так далее. В игре надо следить за правильным произношением звука. Если звук произнесен неправильно, то нужно еще «что-то найти», то есть придумать еще одно слово со звуком С и правильно его произнести.

Вариант 2. Инсценировка. Если Вы будете проводить такую игру с игрушками на индивидуальном занятии, то расскажите ребенку, как однажды игрушки играли в игру «Иди сюда». Предложите поиграть так же. Подбираете для игры игрушки со звуком с: киска, лиса, собака, лось, матрос, кукла Саша и другие. Далее инсценируете игру с игрушками. За первого водящего говорите Вы, а далее играет ребенок, выполняя все роли по очереди. Например, лиса говорит: «Киска! Иди сюда! Я нашла сосиску». Подбегает киска и зовет следующую игрушку: «Матрос! Иди сюда. Я нашла колесо».

Игра «Магазин»

Вам понадобятся игрушки или картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук С (см. список слов со звуками С и Сь в начале статьи). Чтобы «купить» игрушку или картинку в нашем магазине, нужно правильно ее назвать, «выговорив» все звуки и сказать, где находится звук С в данном слове – в начале слова, в его середине или в конце слова. При произнесении названия предмета звук С чуть-чуть выделяется, произносится утрированно, например, «сссслон – звук С твердый, стоит в начале слова», «миссссска – звук С твердый, стоит в середине слова», «лосььььь – звук С мягкий, находится в конце слова».

Примерный диалог в игре дан ниже (диалог, разумеется, можно изменять, насытив другими словами со звуком С). Обратите внимание на правильное произношение звука С детьми во всех репликах диалога продавца и покупателя.

Примечание: Данный диалог можно вводить тогда, когда ребенок уже достаточно хорошо произносит звук с. Иначе тройная задача «произнести правильно звук + вести диалог+ определять, где находится звук в слове» будет слишком сложной для детей.

— Здравствуйте!

— Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Что Вы хотите приобрести?

— Дайте, мне, пожалуйста, слона. Сколько он стоит?

— У нас в магазине есть секрет. Отгадаете секрет — сможете получить слона в подарок. Скажите, где в слове слон спрятан звук С?

— В слове «сссслон» звук С твердый, стоит в начале слова.

— Правильно! Вот Ваш слон! До свидания! Будем Вас рады видеть еще!

— До свидания!

Чистоговорки для автоматизации звуков С и Сь

Чистоговорки часто кажутся не специалисту смешными и ненужными или даже бесполезными. И действительно, на первый взгляд, зачем ребенку в пять – шесть лет повторять такие простые слова и фразы, которые понятны даже двухлетке? На самом же деле, чистоговорки очень нужны. Спортсмен перед прыжком делает разбег, чтобы достичь лучшего результата. Так и чистоговорка – это своеобразный «разбег» для ребенка, который помогает ему перейти от правильного произношения звука в слоге к правильному произношению звука во фразе. Это тренировка артикуляционных органов, в которой ребенку легко проследить за своим правильным произношением. Кроме того, чистоговорки-рифмовки можно вполне сочинять вместе с ребенком и составлять свои собственные варианты. Ниже Вы найдете и видео с чистоговорками – песенками для автоматизации правильного произношения звуков С и СЬ.

Чистоговорки с твердым звуком С для автоматизации звука С:

Чистоговорки с мягким звуком Сь:

Чистоговорки-песенки (видео) для автоматизации свистящего звука С.

Оса — автоматизация твердого согласного С

Лиса — автоматизация твердого согласного С

Юмористические чистоговорки «Исправь ошибку»

Существует особый вид чистоговоркок – чистоговорки- шутки с преднамеренной ошибкой. Вот наши авторские чистоговорки с ошибками. Придумывайте подобные чистоговорки сами – это просто и весело! Дети тоже могут участвовать в придумывании чистоговорок – шуток для их сверстников и малышей. Обязательно записывайте сочинения детей. Этим Вы не только сохраняете незабываемые мгновения детства на будущее ребенка, но и показываете ему, как важно и значимо его речевое творчество.

  • Са-са-са-са, надо мной летит лиса. (Не лиса, а оса!)
  • Сы-сы-сы-сы, у синички есть усы. (Нет, у синички усов нет. А у кого они есть? Какое слово заблудилось? У котенка есть усы, у бельчонка есть усы, у тигренка есть усы – придумайте разные правильные варианты чистоговорки)
  • Су-су-су-су, я котеночка пасу. (Нет, котеночка не пасут. Нужно сказать по-другому: я козленочка пасу, или я ягненочка пасу).
  • Со-со-со-со, загрустило колесо (Нет, колесо не живое, нужно сказать по-другому: «со-со-со-со, покатилось колесо, отвалилось колесо, завертелось колесо, закружилось колесо, заскрипело колесо» – придумайте разные варианты).

Кроме чистоговорок, есть еще очень интересные речевые упражнения под названием «Отвечалки- повторялки».

Отвечалки – повторялки со звуком С

Приведу пример отвечалок, придуманных известным логопедом Т. А. Ткаченко. Много разных отвечалок- повторялок Вы найдете в ее книгах из серии «Правильно произносим звуки». Во время отвечалок – повторялок нужно приучать ребенка следить за тем, чтобы правильно произносить звуки. Можно сразу же давать ответ к вопросу в отвечалке — повторялке, а лучше всего дать задание догадаться, как нужно ответить на вопрос. Правило – в слове ответа должен быть звук с и это слово должно рифмоваться.

  • Заглянуло что в оконце? Солнце, солнце, солнце, солнце.
  • Что мы будем пить сейчас? Квас, квас, квас, квас.
  • Кого мы видели в лесу? Лису, лису, лису, лису.
  • Что есть девичья краса? Коса, коса, коса, коса.
  • Где я яблоки найду? В саду, в саду, в саду, в саду.
  • Что зимой в руках у Саньки? Санки, санки, санки, санки.
  • Что в обед нам всем нальют? Суп, суп, суп, суп.

Скороговорки и фразы со звуком С

Стихи со звуком С

В стихах нужно следить за правильным произношением ребенком освоенного им звука С или СЬ. Если малыш ошибается, то попросить его поправить себя, напомнить, что его язычок уже научился говорить звук С. Также обратите внимание на интонационную выразительность речи ребенка. С какой интонацией лучше произнести фразу? Попробуйте одну и ту же фразу повторить удивленно,радостно, печально, восхищенно, испуганно.

Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А вернемся к маме (А. Барто).

Сидел воробей на сосне.
Заснул – и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне –
До сих пор бы сидел на сосне.

Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Мимо столярной идешь мастерской-
Стружкою пахнет
И свежей доской. (Дж. Родари)


Сорока однажды на груше сидела,
Сорока однажды на груше сидела,
Решала сорочьи дела.
И спрыгнула раз – и обратно взлетела,
И спрыгнула два – и обратно взлетела,
И спрыгнула три – и обратно взлетела,
Но всё же решить не смогла
Сорока сорочьи дела. (Е. Бергер)

Кискино горе.
Плачет киска в коридоре.
У нее
Большое горе.
Злые люди
Бедной киске
Не дают
Украсть
Сосиски. (Б. Заходер).

Две синицы прилетели на сосну,
Две синицы засвистели про весну.
— Сколько света! Сколько света!
Стала синей высота!
Скоро лето! Скоро лето!
Красота! Красота! (В. Суслов)

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку! (А. Барто)

Снег растаял! Снег растаял!
Эта новость не простая!
Это значит – наступает
Настоящая весна!

Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой.
Что из стран далёких
Принесла с собой.

Сосулька испугалась высоты.
Сосулька от испуга стала плакать.
И потому опять настала слякоть.

Сонный день, сонный день.
Сонным ветрам дунуть лень.
Сонным курам клюнуть лень.
Сонный день, сонный день…

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!
Наша Симочка идет –
Через киску упадет!

Спит в углу моя слониха,
Двое маленьких слонят
Спать давным – давно хотят.

Совята.
Взгляни на маленьких совят,
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят, они едят,
Когда едят, они не спят.

Колыбельная.
Спят луга, спят леса,
Пала свежая роса.
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят.
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит.

В лесу темно.
Все спят давно.
Одна сова не спит.
На суку сидит.

Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам –
Песни севера петь
По лесам и степям.

Такой мороз!
Такой мороз!
Берет за нос,
Дерет до слёз.
Такой мороз трескучий!
Пристал, пристал, прискучил.
Такой мороз, такой мороз!
Укроешь нос,
К бровям прирос.
Такой мороз здоровый!
Идёт, хрустит дорогой.

Сосны.
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода. (И. Токмакова)

Как-то четверо ребят
С горки покатилось.
Двое в саночках сидят.
Сколько в снег свалилось? (Н. Кончаловская).

Пословицы и поговорки со звуком С

Почему так говорят?

  • Не в свои сани не садись.
  • Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит.
  • Береги нос в сильный мороз.

Видео для речевых занятий с детьми по автоматизации свистящих звуков С и СЬ. Песенки.

Варит сам самовар.

Соня очень любит спать. Стали Соню соней звать.

Соня — сонюшка

Поросёнок.

Стихи-диалоги со звуком С

Прочитайте стихотворение по ролям.

Спят ли волки?
Спят. Спят.
Спят ли пчелки?
Спят. Спят.
Спят ли птички?
Спят. Спят.
А лисички?
Спят. Спят.
Все на свете
Спят. Спят.
Только я и паровоз –
Мы не спим,
Мы не спим,
И летит до самых звёзд
К небу дым,
К небу дым.

Игра-диалог для автоматизации звука С и Сь во фразах по стихотворению «Все ли сыты»

В основе этой придуманной мной игры для речевых занятий с детьми – стихотворение И.Г. Сухина.

Играем так. Раскладываем перед ребенком картинки с изображением девочек (можно найти много картинок в Интернете и распечатать их для этой игры). Под каждой картинкой должна быть надпись (напечатано имя девочки).

Как играть?

  • Знакомимся с карточками. Ребенка просят прочитать или отгадать имена девочек. В каждом имени есть звук С. Проверяем, запомнил ли ребенок все имена (в одной игре участвуют 3-5 карточек).
  • Далее загадываем одну из девочек. Для этого под одну из картинок мы кладем пиктограмму – схематичное изображение недовольной рожицы. Эта девочка в игре будет голодна, «не сыта». Ее нужно будет отгадать в игре. Положить пиктограмму под изображение девочки нужно так, чтобы ребенок не видел Ваших действий.
  • Просим малыша угадать, кого забыли накормить, кто не сыт? Проговариваем текст. Например, ребенок спрашивает: «Сыта ли Света?» Вы отвечаете «Света сыта», если эта картинка не загадана. Или отвечаете «Света не сыта! Она голодна!» Тогда ребенок угадал, поздравьте его, и в следующей игре поменяетесь ролями – ребенок Вам загадывает девочку, а Вы его спрашиваете и должны угадать имя загаданной девочки.

Игра очень интересная! Дети обожают угадывать! Иногда им нужно подсказывать имена, если они еще не умеют читать.

Полезные советы по проведению речевой игры «Все ли сыты?»

  • Также можно поиграть и с именами мальчиков. Список имен для игры Вы найдете ниже.
  • В игре нужно обратить внимание не только на правильное произношение звуков С и Сь, но и на правильную интонацию – вопросительную и повествовательную в вопросе и в ответе.
  • Можно как вариант игры дать задание ребенку выбрать угощение и «накормить» девочку, найдя картинку с изображением еды, в названии которой есть звук С.
  • Для одной игры берите 4-5 картинок с именами девочек, не более. Затем в последующих играх меняйте картинки на новые, с новыми именами. Тогда ребенку не надоедает игра. Кроме того, он знакомится с новыми именами. И мы продолжаем упражнять его в правильном произнесении звука С.

Примерный диалог в игре

Сыта Нюся?
Сыта Нюся.
Сыта Настя?
Сыта Настя.
Сыта Софья?
Сыта Софья.
Сыта Анфиса?
Сыта Анфиса.
Сыта Тося?
Нет. Тося не сыта!
(И.Г. Сухин)
Имена для игры:

  • Имена девочек: Нюся, Настя, Софья, Соня, Оксана, Анфиса, Света, Тося, Таисия, Ася, Дуся, Ксения, Сима, Муся.
  • Имена мальчиков: Саша, Савва, Сева, Вася, Осип, Сеня, Степа, Стасик, Максим, Афанасий.

Подвижная игра «Солнечные зайчики»

Дайте одному ребенку зеркальце. Он говорит текст:

«Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком –
Пусть бегут к тебе!»

Ведущий, говоря текст, должен правильно произнести в нем звук С. Иначе зеркальце переходит к другому ребенку. Если ребенок ошибся, попросите его поправить себя.

Подвижная игра «Два Мороза». Автоматизация звука С в речи

Разделите площадку для игры на две половины. На одной половине площадки будут гулять дети, на другой – жить два Мороза. На стороне, где живут дети, начертите дом, куда ребята будут убегать от Морозов.

Морозы говорят:

«Я Мороз Красный нос!

Я Мороз Синий нос!»

И вместе: «Заморозим вас!».

Дети отвечают Морозам:

«Не боимся мы угроз!

И на страшен нам Мороз!»

После этих слов ребята бегут на свою сторону в дом, а морозы их ловят и пойманных детей уводят на свою половину. Пойманные дети становятся помощниками Морозов и в следующей игре тоже ловят детей.

Загадки со звуком С

Заучивая с детьми загадки, нужно всегда это делать ради решения какой-то интересной жизненной задачи. Например, выучить загадки для того, чтобы загадать их бабушке или папе или загадать на детском утреннике или Дне рождения. Необходимо следить за правильным произношением звуков С и СЬ ребенком в тексте загадки. Ниже Вы найдете перечень загадок, в которых часто встречается звук С:

Уснули телята,
Уснули цыплята,
Не слышно веселых скворчат из гнезда.
Один только мальчик –
По имени Ванька,
По имени Ванька
Не спит никогда! (Отгадка – Ванька – Встанька)

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Отгадка – лед).

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья).

Кто на себе свой дом носит? (Улитка).

Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск. (Гроза).

В воде искупался, а сух остался. (Гусь).

Пословицы и поговорки со звуком С.

Попросите ребенка ответить на вопрос: «Почему так говорят?»

  • Береги нос в большой мороз.
  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • Весна красна цветам, а лето- снопами.

Рассказы для упражнения детей в правильном произношении звука С и СЬ

Рассказ «Лесенка» (авторы — В.И. Рождественская, Е.И. Радина. Из книги:Воспитание правильной речи у детей) для автоматизации произношения звука С

Прочитайте рассказ ребенку. Вместе вспомните те слова из рассказа, в которых есть звук С и звук СЬ. Зачитайте предложения с теми словами, которые ребенок не заметил, и попросите найти слова со звуком С в данном предложении. Инсценируйте рассказ с помощью игрушек. При инсценировании нужно следить за правильным произношением звука С ребенком, просить его исправить свою ошибку.

«Стоит на дворе лесенка. На ней пять ступенек. На первую ступеньку вскочил петух и громко запел: «Ку-ка-ре-ку!».
На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала: «Мяу-мяу-мяу».
На третью ступеньку прыгнул пёс. Сидит, на кошку рычит.
На четвертую ступеньку сел Боря. Сидит, ножками болтает.
А на пятую ступеньку села Сима. Песенку запела:
«Мы сидим на лесенке,
И поем мы песенки».
Вдруг подул ветер. Часто, часто застучал дождь.
Петух прыгнул под крыльцо. И пёс туда же забрался.
Кошка ловко прыгнула в окошко.
А Боря и Сима сидят, с лесенки не уходят. Плачут.
Пришла мама. Детей с лесенки сняла и увела их домой».

Рассказ для автоматизации правильного произношения звука С во фразовой речи «Сонин уголок». Автор – М.Ф. Фомичева. Из книги «Воспитание у детей правильного произношения»

«У Сони свой уголок. Там стоят Сонин стол, стул. Стол стоит у окна. Окно выходит в сад. На окне стоят кактусы. На маленькой скамейке у стола Сонины куклы: Оксана и Алиса. Над скамейкой полка. На полке стоят Сонины книги. Соня любит свой уголок»

После чтения рассказа задайте вопросы по его содержанию. Попросите ребенка еще раз прослушать рассказ и запомнить его (можно выложить на мольберте или коврографе из картинок комнату Сони). Далее скажите ребенку: «Представь, что ты художник и рисуешь Сонину комнату. Как бы ты ее нарисовал?»

Ребенок отвечает примерно так: «Я бы нарисовал стол и стул. Стол я бы нарисовал у окна. На столе была бы голубая скатерть. А на окне я бы нарисовал бы кактусы. Кактусы были бы зеленые и с большими колючками, на одном кактусе я бы нарисовал большой цветок – он он расцвел, — и так далее».

В этом упражнении – словесном рисовании – не только автоматизируется звук С во фразовой речи, но ребенок учится употреблять в речи сослагательное наклонение глаголов (нарисовал бы). Словесное рисование всегда интересно детям, так как дает возможность для творчества и широкий простор для воображения.

Рассказ «В саду» для автоматизации правильного произношения звука С. Автор – М. Ф. Фомичева. Из книги «Воспитание у детей правильного произношения».

С этим рассказом можно провести речевую работу, аналогичную описанной выше.

Текст рассказа:

«Соня и Саня в саду. У Сони совок. Она высыпает в миску сухой песок. У Сани самокат. Самокат стоит у скамейки. Саня на скамейке смотрит книгу. У Сони и Сани собака Бокс. Бокс в своей будке. У будки стоит миска. В миске суп для Бокса. В саду – клумба. Соня и Саня сами посадили на клумбе маки. Высоко над садом летел самолет. Соня и Саня увидели самолет».

Рассказ «Семья» (слова с мягким согласным СЬ). Автор – М. Ф. Фомичева.

«Сегодня дома вся семья. Все отдыхают в саду. Сима и Сеня сидят в беседке. Сима собирает синие бусинки. Сеня делает свисток. Мама беседует с Люсей. Папа и Вася гонят из сарая гусей».

До новых встреч на сайте «Родная тропинка». Если эта статья Вам помогла и показалась интересной, буду благодарна за комментарий. Поделитесь ссылкой на статью со своими друзьями, которым интересна тема развития речи детей. Всегда рады Вас видеть в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы», в которой Вы найдете много дополнительного материала по развитию речи детей.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Небольшие затруднения с речью и артикуляцией испытывает множество детей, но, как правило, к 5–7 годам такие проблемы исчезают сами собой. Речевой аппарат ребенка развивается, улучшается звукоизвлечение, и малыш начинает говорить чисто. Существуют и такие проблемы, которые, без должного к ним внимания, сохраняются на протяжении всей жизни. Здесь может потребоваться логопед или самостоятельные упражнения по логопедии и артикуляции. Чем раньше заняться исправлением и преодолением нарушений речи, тем легче этот процесс произойдет для ребенка. Начать постановку звука можно самостоятельно - в большинстве случаев логопедия и логопедические упражнения не представляют сложности.

В логопедии постановка какого-либо звука - это особый процесс, который сочетает в себе развитие навыков произношения определенной буквы, а также формирование связи между кинестетикой, зрением и нервной системой. Таким образом, в ходе постановки ребенок учится произносить букву по первому требованию в различных сочетаниях и изолированно.

У детишек часто встречаются нарушения произношения свистящих - это могут быть как сигматизмы (когда вместо звука с или сь ребенок произносит их искаженную версию), или же парасигматизмы - в этом случае происходит замена свистящего на какой-либо другой (переднеязычный, шипящий).

Постановка звука очень и очень важна. Дело в том, что любые речевые нарушения воздействуют на нервную систему. Неверное или нарушенное звукопроизношение может стать причиной следующих заболеваний:

  • дисграфия - различные нарушения письменной речи, автоматическая перестановка букв во время письма, подмена букв и прочее;
  • дислексия - невозможность адекватно читать текст и складывать буквы в связный текст;
  • дислалия - серьезные нарушения в произношении тех или иных звуков.

Как нужно говорить звук С и мягкое Сь

Правильное произношение свистящих зависит от формы языкового мускула - нужно отследить, чтоб язык занимал верное положение. Нормальное произношение происходит так: расслабленный плоский язык боковыми краешками прижимается к зубам, а его кончик уперт в основание нижних передних резцов. Язык принимает форму горочки, и имеет ложбину в средней части.

Если малыш в детстве не расставался с соской, то вероятно у него ровный, плоский язык, а ложбинка и переход слабо выражены. Если нет ложбинки, с чьей помощью формируется струйка воздуха при выдыхании, то не появится струя, формирующая свистящие звуки.

Правильная артикуляция Сь и С

Губки следует растянуть в легкой улыбке, чтоб обнажились зубы. Зазор между зубами не более двух миллиметров. Расслабленный кончик языка зафиксирован на нижнем зубном ряду. Фронтальный сегмент спинки языка формирует щелку с верхними резцами, тогда как середина языковой спинки приподнимается к твердой части неба. Язык боковыми краями прижат к зубам, мягкая часть неба приподнята, прижимается к глотке, тем самым закрывая воздуху доступ в носовую полость. Связки в это время должны быть расслаблены, без голосовой вибрации.

Упражнения для произношения звука С и Сь

Чтобы развить правильное произношение звука Сь, потребуется выполнить упражнения на фонематический слух. Перед тем, как делать упражнения, убедитесь в том, что ребенок знает, как следует произносить звук С и Сь (уже были занятия такого рода), и способен различить звуки Д и Т, а также В и Ф.

Лучшие упражнения, которые помогают развить фонематический слух и вплотную подойти к правильному произношению звука С и Сь, базируются на звукоимитации. Предложите ребенку несколько картинок, на которых изображены:

  • обыкновенный насос;
  • велосипедная шина, проколотая гвоздем;
  • воздушный шарик, из которого выходит воздух.

Набор картинок может отличаться в зависимости от возраста и интересов ребенка, главное - наглядно, на доступных и понятных ребенку примерах показать, как отличаются звуки С и Сь. Упражнения на запоминание звука продолжить угадыванием звуков, или же развитием навыков фонематического слуха.

Правильная артикуляция при произнесении звука С

Кончик язычка зафиксирован на нижних зубках, губы сильно раздвинуты в улыбке и не перекрывают зубов, зубы практически сомкнуты. Воздух следует выпускать с усилием, ощущая его движение по желобку. Если поднести к ротовой полости ладонь, и произнести звук С, то на коже ощущается прохладная воздушная струя.

После того как упражнения со звуком Сь выполнены, можно переходить к звуку С. Важно объяснить ребенку разницу, показать её наглядно и дать почувствовать кинестетически и артикуляционно разницу между звуками С и Сь. Сделайте акцент на том, что при произношении звука Сь ребенок улыбается, тогда как твердое, глухое С вызывает гримасу, более похожую на оскал.

Подготовительные упражнения

Прежде всего нужно выявить умение выпускать воздушную струйку с усилием. Нужно набрать воздуха, подуть с усилием через губы, сложенные в трубочку. Можно контролировать струю воздуха рукой (для взрослых), а вот ребенку лучше позволить сдуть с руки кусочек ваты, перышко или небольшую бумажку.

Чтобы лучше прочувствовать формирование желобка во время произношения С или Сь, нужно выполнять упражнения для гибкости и подвижности языка. Нужно вытянуть язык, спокойно уложить его на губу. Вдоль языка (в месте появления канавки) нужно положить гладкую палочку, спичку или зубочистку, а затем надавливать для появления желобка. Зубы широко разомкнуты, губы немного округляются, в этой позиции нужно несколько раз выдуть сильную воздушную струйку. Упражнения следует повторять до закрепления результата.

Со временем можно переходить к более сложной версии этого упражнения - повторять всё то же самое, но уже без палочки.

Чтоб верно произносить звук С, необходимо контролировать позицию языка и губ, а также ощущать струю прохладного воздуха, которая движется во время произнесения по языку. Если по каким-то причинам не получается произнести звук С правильно, следует вернуться к подготовительным упражнениям и пройти их повторно, только после этого возможна автоматизация произнесения.

Артикуляционные упражнения

  • Широкая улыбка – нужно держать губы в улыбочке (аналогично произнесению звука и), при этом контролировать натяжение губ - зубы должны быть открыты.
  • Свист - при сжатых зубах необходимо вытянуть губы трубочкой, как во время посвистывания.
  • Когда оба упражнения будут освоены, нужно чередовать их на медленный счет, ритмично и размеренно.
  • Чистка зубов - хорошее упражнение для артикуляции, выполняется так: губы разомкнуты в широкой улыбке, кончик языка оглаживает зубы - сначала верхние, снизу вверх и слева направо, затем нижние.
  • Следующие упражнения полезно выполнять по очереди.
  • Стрелка часов - губы разомкнуты в улыбке, зубы приоткрыты, кончик языка поочередно касается уголков рта. Необходимо контролировать неподвижность нижней челюсти (подбородок двигаться не должен).
  • Качели - с помощью этого упражнения можно добиться высокой подвижности языка. Расслабленный, широкий язычок поднимается максимально к кончику носа, затем вытягивается в сторону подбородка. После этого язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней, затем касается пространства между верхними зубами и губой, а после этого упирается в пространство между нижними зубами и нижней губой. Нужно следить, чтоб язык все время оставался плоским и широким, губы не обтягивали линию зубов.

Упражнения по автоматизации

Постановка звука начинается с выявления проблем в произношении, затем необходимо подготовить речевой аппарат и ротовую полость к правильному произношению, научиться произносить звук правильно, поставить легкое произношение и автоматизировать его. Для этого используется следующий метод: нужно постепенно вводить звук сначала в слоги, после этого в простые и сложные слова, после чего предложения и свободную речь.

Изолированное произношение достигается многократным произношением изолированного звука при постоянном контроле движения зубов, языка и губ.

Когда ребенок начнет легко выполнять простые и сложные артикуляционные упражнения, и будет извлекать звук правильно, нужно вводить в занятие произношение прямых и обратных слогов. Прямые слоги - Са, Сы, Сэ, Со, Су. Обратные - Ас, Ыс, Эс, Ос, Ус. Автоматизация мягкого Сь также важна - Ся, Сю, Си, Сё и в обратном положении.

Постановка звука (автоматизация) в самостоятельной речи - самый сложный этап, тяжело привыкнуть говорить правильно, поэтому в повседневной жизни и в быту нужно акцентировать внимание на ошибочном произношении и добиваться верного.

Постановка звука и автоматизация в логопедии обусловлены не только необходимостью поставить произношение, но и преодолеть неправильные условно-рефлекторные соединения и связки.

Важна не только постановка звуков, но и автоматизация произношения губы и язык должны автоматически принимать нужное положение для того, что произнести звук правильно. Автоматизация в живой разговорной речи может производиться с помощью заучивания стихов и песен - логопедия большое внимание уделяет именной ритмическим упражнениям. Если возникают сложности с подбором подходящего материала, всегда можно посмотреть видео, где показана правильная автоматизация звука с помощью песен, стихов и скороговорок.

Ольга Кузнецова
НОД по звуковой культуре речи «Звук [С]» (средняя группа)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 «Ладушки»

Конспект

Непосредственно -образовательной деятельности в средней группе

Тема : «Звуковая культура речи . Звук «с»

Направление : «Познавательно-речевое развитие»

Образовательные области : «Коммуникация» , «Познание» , «Социализация» , «Здоровье»

Составила :

воспитатель

Кузнецова О. В.

Программное содержание :

ОО «Коммуникация» .

1. Образовательные задачи :

Познакомить с произношением звука «с» ;

Учить правильному произношению звука »с» в слогах, в слогах, предложениях;

2. Развивающие задачи :

Развивать фонематический слух детей;

Развивать внимание, мышление, связную речь;

Развивать двигательную координацию;

3. Воспитательные задачи :

Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи ;

Формирование интереса к занятию;

ОО «Познание» .

Расширять кругозор детей;

Закрепить знания детей о приметах весны;

ОО»Социализация».

Продолжать развивать наглядно-образное мышление;

Учить не выкрикивать с места;

ОО»Здоровье».

Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

Материалы : картинки с изображением предметов, рисунок солнышка, лукошко, кружочки, плакат для чистоговорки.

Словарная работа : снег, сапожки, санки, самолёт, коса, солнышко, сковорода, лиса.

Предварительная работа :

Развитие моторики артикуляционного аппарата;

Отгадывание загадок;

Беседа о весне;

Рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса.

Ход НОД:

Дети, сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями) .

Сейчас я вам хочу загадать загадки.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет,

Что же это? (Самолёт) .

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На\бруски надел я планки,

Дайте снег. Готовы…. (санки) .

Видишь : белая зима,

Видишь : в инее дома,

Чтобы не застыли ножки,

Обувай скорей …. (сапожки) .

Дразнишь- она кусается,

Смотришь- уже ласкаешься

На цепи она сидит,

Дом всегда сторожит. (собака) .

Что объединяет все эти слова?

На какой звук они начинаются ?

(Ответы детей : на звук «с» )

Правильно, на звук «с» .

Какой интересный звук . Зубки передние сомкнём, язычку выйти не дадим. Кончик языка коснётся нижних передних зубов. И выдохнем воздух, произнося «с-с-с-с.» .

Теперь давайте с вами проведём артикуляционную гимнастику.

Мы подуем высоко : с-с-с (встаём на носочки) .

Мы подуем низко : с-с-с (присесть) .

Мы подуем далеко : с-с-с,

Мы подуем близко : с-с-с. (руки ко рту) .

Молодцы, садитесь на свои места. Теперь внимательно слушаем и повторяем вместе со мной.

Са-са-са- под сосной сидит лиса.

Су-су-су- суп собаке я несу.

Сы-сы-сы- встал слонёнок на весы.

Со-со-со- сыплет снег на колесо.

Ос-ос-ос- на палубе матрос.

Ис-ис-ис- я ем рис.

Какой звук чаще всего мы произносили?

Ответы детей : чаще всего произносили звук «с» .

Правильно. Сейчас мы поиграем. Я буду произносить звуки , слоги, слова, а вы хлопните, если услышите звук «с» .

С, к, в, м, с;

Са, ма, су, ву, ты;

Сок, мак, рис, кот, сор, дом.

Какое же сейчас время года?

Ответы детей : весна.

Какие признаки весны вы знаете?

Ответы детей : растаял снег, набухли почки, появилась травка, распустились листья.

Почему же это произошло?

Ответы детей : Это произошло потому, что солнышко начало пригревать землю.

Давайте проведём солнечную физминутку.

Вот как солнышко встаёт,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх, потянуться) .

К ночи солнышко зайдёт,

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки, руки опустить на пол) .

Хорошо, хорошо солнышко смеётся.

А под солнышком нам весело живётся.

(Прыгаем на месте, хлопаем в ладоши) .

Вот только солнышко у нас грустное. Оно растеряло все слова из лукошка и очень расстроилось. Как же ему помочь? В лукошке лежали слова со звуком «с» , они потерялись. Вы будете придумывать слова со звуком «с» , брать кружочек и называть слово, а потом кружочек класть в лукошко.

Дети придумывают слова со звуком «с» , называют их, а затем кладут кружочки в лукошко. В конце воспитатель подсчитывает количество кружочков.

Молодцы! Сколько слов со звуком «с» вы знаете. И наше солнышко снова стало весёлым. (Переворачиваю солнышко и теперь оно «улыбается» ).

Теперь давайте расскажем солнышку стихотворение, но не обычное, а по картинкам. (Чистоговорка с показом) .

Мы учим звук С : са-са-са, са-са-са.

Стол, самолёт, сковородка, лиса.

Санки, смородина, миска, носок.

Сыр, самокат, абрикос, колосок.

Стул, снеговик, самосвал, колбаса.

Мы знаем звук С : са-са-са, са-са-са.

Солнышко приготовило нам игру «Солнечные зайчики» . Ведущий выходит и чётко говорит следующие слова, обращая особое внимание на слова со звуком «с» .

«Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе»

После этого с помощью зеркала пускает солнечных зайчиков, а все остальные их пытаются поймать. (Игра повторяется 2-3 раза) .

Рефлексия.

Что мы сегодня делали на занятии?

Ответы детей : - Познакомились со звуком «с» ;

Проговаривали его, играли в различные игры со звуком «с» ;

Проговаривали чистоговорки.

Елена Зубченко
Конспект интегрированной образовательной деятельности. Направление «Познавательно-речевое развитие». «Звуки С, Сь» (средняя гр.)

Конспект интегрированной образовательной деятельности

Направление «Познавательно-речевое развитие »

«Звуки С , Сь»

(средняя группа )

Цель : формирование фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звуков С , Сь в словах, фразах и предложениях.

Задачи :

Образовательные :

Закрепление у детей правильного произношения звуков С , Сь в слогах, словах и предложениях;

Расширение глагольного словаря, словаря прилагательных;

Совершенствование синтаксического строя речи (умения строить простые предложения) ;

Развивающие :

- развитие фонематического слуха, зрительного и слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ассоциативного мышления, тактильных чувствительности;

Воспитательные :

Формирование положительной установки на интегрированную образовательную деятельность ,

Воспитание самоконтроля за речью,

Воспитание доброжелательных отношений, навыков взаимодействия.

Оборудование : семафоры, игрушки для игры «Чудесный мешочек» , атрибуты для игры «Подбери пару» , фланелеграф, картинки для составления рассказа «Синий сарафан» , карандаши, магнитофон.

Предварительная работа : уточнение произношения звуков С , Сь изолированно, в словах, предложениях; разучивание артикуляционных упражнений, пальчиковой гимнастики «Насос» , прослушивание детьми рассказа «Синий сарафан» .

Ход занятия.

Организационный момент

(формирование положительной установки на занятие) .

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Педагог : - Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? (Будем играть, будем заниматься, будем слушать и т. д.)

Психогимнастика

Педагог : - Ребята, посмотрите в окошко. Какое сейчас время года? (Ответы детей)

Когда идет дождик, нам грустно. Покажите, как мы грустим. (Дети изображают грусть ) . Когда светит солнышко, нам радостно и весело. Покажите, как нам радостно. (Дети изображают радость ) .

Артикуляционная гимнастика

(развитие артикуляционной моторики) .

Педагог :- Ребята, внимательно послушайте слова, которые я произнесу и ответьте, какой звук встречается во всех словах : осссень, груссстно, сссолнышко, весссело. (Звук С ) . Чья это песенка? (Это песенка водички) . Давайте вспомним и выполним упражнения для язычка, чтобы правильно спеть песенку водички

(Дети выполняют артикуляционные упражнения «Язычок ищет щелочку в заборчике» , «Катушка» , «Киска выгибает спинку» ).

Педагог : - А теперь мы споём песенку водички сначала громко, а потом тихо. (Дети произносят длительный звук С , а логопед контролирует правильность произнесения звука каждым ребенком ).

Пальчиковая гимнастика.

Логопед предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику «Насос» , используя карандаши.

Игра «Поймай звук »

(Детям раздают семафоры) .

Педагог : - Ребята, у вас в руках семафоры. Если услышите звук С , поднимайте их.

С, М, П, С, К,С и т. д.

Аналогично со слогами : СО, ВА, МО, СА, ТУ, СЫ и т. д.

Аналогично со словами : суп, дом, миска, кот, нос.

Игра «Чудесный мешочек»

В комнате слышится мяуканье кошки.

Педагог : - Ребята, как вы думаете, кто это? (Ответы детей) .Давайте мы её позовем : «Кис, кис, кис!» .

Логопед подходит к столу, поднимает накидку, там сидит игрушечная кошка, рядом с ней красивый мешочек.

Педагог : -Посмотрите, кто к нам пришел в гости? Это киска.

Киска : - Здравствуйте, ребята. Мне так понравилось, как вы поете песенку водички. Я принесла вам что-то интересное . У меня в мешочке много разных предметов, в названии которых есть песенка водички. Вот только я не знаю, для чего все эти предметы нужны. Вы мне подскажите?

Дети подходят к столу, по одному достают из мешочка игрушки, называют их и объясняют, для чего они нужны, составляя простые предложения.

Дети : - Свистулька свистит. Свечка светит. Бусы носят.

(Часы, солонка, кисточка, стул, краски) .

Логопед следит за правильным произнесением детьми звуков С и Сь .

(По окончании игры логопед незаметно прячет кошку под следующую накидку, лежащую на соседнем столе.)

Физминутка (с музыкальным сопровождением)

Сели-встали, сели-встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к поясу прижали

И скорее поскакали.

Игра «Подбери пару»

Вновь слышится мяуканье кошки. Логопед обращает на это внимание детей и просит её позвать. Подходит к столу, где под накидкой находит кошку.

Киска : - Ребята, мне так понравилось с вами играть. Я приготовила вам ещё одну интересную игру . Посмотрите, что у меня есть (на столе выставлены атрибуты для игры : стакан, сахар, слива, посуда, бусы, апельсин). Я скажу вам слово, а вы подумаете и назовете, что из этих предметов подходит к моему слову.

Киска : «Сладкий» Дети : «Сахар»

(чистая (посуда,стеклянный (стакан,красивые (бусы, вкусный (апельсин, кислая (слива) .

Составление рассказа «Синий сарафан»

(Логопед раздает детям картинки для составления рассказа, выставляет фланелеграф).

Педагог : -Ребята, давайте поблагодарим киску за интересные игры и расскажем ей рассказ «Синий сарафан» .

Педагог : - У мамы слонихи была дочка – маленький слоненок. Кто был у мамы?

Первый ребенок : - Дочка – маленький слоненок.

Выходит с картинкой слоненка, прикрепляет её на фланелеграф.

Педагог : - Мама сшила дочке синий сарафан. Что сшила мама?

Второй ребенок : -Мама сшила синий сарафан.

Педагог : - Пришла в гости лиса, посмотреть на синий сарафан и сказала : Кто пришел?Что сказал?

Третий ребенок : - Пришла лиса и сказала : «Какой красивый синий сарафан!»

Выходит ребенок с картинкой лисы и крепит картинку на фланелеграф.

Педагог : - Прибежала собачка посмотреть на синий сарафан. Кто прибежал?

Что сказал?

Четвертый ребенок : -Прибежала собачка и сказала : «Какой красивый синий сарафан!»

Педагог : -Заглянула к слоненку киска. Кто заглянул? Что сказал?

Пятый ребенок : -Заглянула киска и сказала : «Какой красивый синий сарафан!»

Педагог : - А теперь, ребята, давайте скажем «Какой красивый синий сарафан» так, чтобы все поверили, что сарафан был действительно красивый

(отрабатывается восклицательная интонация) .

Итог занятия.

Педагог : - Молодцы, ребята, очень хорошо сегодня занимались. Какую песенку мы старались сегодня петь правильно и четко (Песенку водички) . Киске тоже очень вы понравились, она решила угостить вас своими любимыми конфетками – ирис «Кис-кис» .