Различные способы развития внимания. Внимание

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию, которая позволяет «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность или сосредоточенность такой деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием . Таким образом, внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Без внимания восприятие невозможно.

Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее , произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное .

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки. Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.

Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.

Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности.

При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий. Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели (например, реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета). Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.

Все три вида внимания – это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.

Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и производимого материала. Объем внимания можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами.

Концентрация внимания – свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.


При наличии такой сосредоточенности человек практически не воспринимает посторонние факторы. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен.

Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.

Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания.

Распределение внимания – свойство, благодаря которому возможны выполнения двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека и осуществляются, хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения. У человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

психология внимание память

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным внимание, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

По мнению Л.С. Выготского, с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые яркими, необычными свойствами привлекают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.

Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.

По данным наблюдений и экспериментальных исследований последовательность основных этапов детского внимания выглядит так:

  • 1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
  • 2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
  • 3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
  • 4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
  • 5. Четыре с половиной - пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
  • 6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
  • 7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

Внимание играет важную роль в различных профессиях, связанных с осмыслением большого количества информации и общением. Именно поэтому, важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и развития. Среди подобных условий можно назвать следующие.

Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека:

  • - правильный распорядок дня, полноценное питание и отдых;
  • - своевременная диагностика и лечение нарушений зрения, слуха, заболеваний внутренних органов.
  • - учет дневного ритма работоспособности;
  • - чередование умственных и физических занятий.

Создание благоприятной рабочей обстановки:

  • - отсутствие сильных внешних раздражителей - обеспечение тишины (легкий шум способствует сосредоточенности);
  • - обеспечение гигиенических условий работы;
  • - оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений);
  • - привычные условия работы.

Организация деятельности:

  • - установить приоритеты (определить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному);
  • - поставить конкретные задачи;
  • - определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения.

Воспитание критического отношения к себе и работе: после завершения деятельности необходимо проанализировать, достигнута ли поставленная цель, что способствовало ее достижению, а что мешало.

Кроме того, развитие ощущений (музыка, произведения искусства), воспитание восприимчивости и наблюдательности, а также повышение интеллектуального уровня имеют большое значение для развития внимания.

Способами как развития, так и тренировки внимания, могут быть:

  • - медитация (один из терминов, употребляющихся для обозначения способа переключения внимания с внешнего мира на мир внутренний). Существуют разные техники медитативного погружения: медитация на пламени свечи, на медитативных свечах, прослушивание аудиокассет с записью сеанса медитации.
  • - пальминг (происходит от слова palm, что в переводе на русский язык означает “ладонь”). Ладони человека представляют собой превосходный инструмент для защиты глаз. Когда человек закрывает глаза, это способствует их расслаблению и отдыху. Однако глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них подает даже ничтожное количество его лучей. Упражнение, позволяющее добиться этого было названо Уильямом Бейтсом “пальминг”. Упражнение: поставить перед собой какую-нибудь из любимых вещей (лучше яркого цвета). Затем несколько минут смотреть на предмет внимательно, спокойно. После этого следует закрыть глаза, попытаться вспомнить предмет в деталях и удержать их в уме. Затем открыть глаза, посмотреть на предмет и определить, какие подробности были забыты в умственном образе. Упражнение следует повторять до тех пор, пока предмет не будет точности воспроизведен в умственном образе.

Еще одним способ тренировки внимание может быть способ “запоминания лиц”. Для этого следует сесть, сосредоточиться и попробовать описать черты лица знакомых: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы. Оказывается, что не каждый человек может в точности воспроизвести в памяти лица даже самых близких людей. Это упражнение хорошо тренирует наблюдательные способности.

  • - активизация слухового центра. Известный российский физиолог академик П. Анохин в своих исследованиях установил, что в деятельности человеческого мозга порой возникают ситуации, когда происходит активизация всех его структур. В этом случае они работают как одно целое и выполняют поставленную задачу наиболее эффективно. Для создания такой ситуации разработан комплекс специальных упражнений, вовлекающих в процессы деятельности мозга дополнительные структуры, в частности слуховой центр.
  • 1. Проходя по улице, нужно стараться поймать и удержать в памяти отдельные фразы проходящих мимо людей.
  • 2. Нужно стараться различать голоса часто встречающихся людей и припоминать каждый персонифицированный голос, когда вновь услышите его. Таким образом, можно составить себе зрительный образ говорящего.
  • 3. Стоя так, чтобы не видеть разговаривающих между собой людей, попытаться различить их голоса и установить личность каждого из них.
  • 4. Можно постараться припомнить слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня. Очень немногие люди в состоянии дословно повторить то, что им было сказано всего несколько минут назад.
  • 5. Присутствуя на лекции, собрании, заседании, постараться затем записать все, что запомнили из услышанного. Мысленно обсуждая речь, передайте, по возможности дословно, употребленные в ней слова. Это не только полезно для развития слухового восприятия, сосредоточения и внимания, но и служит одним из лучших средств в совершенствовании ораторского искусств

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые -- произвольным. Непосредственное внимание -- это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических Функций, пытался проследить Л. С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его доведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольное внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Л. С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд -- это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала -- в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем - и в отношении самого себя.

Исходным моментом для развития внимания, как способности сосредоточения и направления своей психической деятельности, являются безусловные ориентировочные рефлексы, характерные для человека уже в самом раннем детстве. Ребенок двухнедельного возраста отчетливо реагирует на громкие звуки, яркие по своей окраске предметы, несколько позже -- на движущиеся предметы. Эти реакции, однако, являются непродолжительными: сознание ребенка не задерживается сколько-нибудь значительное время на предмете, вызвавшем ориентировочный рефлекс.

Первые попытки сосредоточения на каком-либо предмете наблюдаются у детей приблизительно в шестимесячном возрасте в связи с тем, что к этому времени дети начинают усиленно манипулировать с теми или другими предметами -- брать их в руки, тянуться к ним, бросать на пол и смотреть, что с ними сделалось и т. д. Однако эти первые опыты сосредоточения отличаются крайней неустойчивостью: ребенок легко и быстро отвлекается от одних предметов и переходит к другим.

Дети преддошкольного возраста способны проявить несколько большую сосредоточенность. На втором году жизни различные предметы включаются в пока еще несложную игровую деятельность детей: например, они пользуются лопаточкой, когда разгребают песок, накладывают его в формочки или в кузов детской тележки, перевозят с места на место и т. д. Все это требует уже значительного сосредоточения внимания на выполняемых действиях и связанных с ними предметах. Однако и в этот период своего развития внимание детей все еще отличается большой неустойчивостью: начав одно действие, они часто его не заканчивают и переходят к другому, иногда совершенно отличному от первого.

Более устойчивым становится внимание детей в дошкольном возрасте. Дети 4--5 лет могут уже длительное время заниматься каким-либо делом, играть, слушать рассказы взрослых. В шестилетнем возрасте дети могут непрерывно играть в течение часа и более, тогда как у трехлетних детей игра редко продолжается дольше 20 мин. При всем том внимание детей дошкольного возраста продолжает оставаться непроизвольным: оно возбуждается и поддерживается внешними раздражениями, привычным характером игровых операций, а также указаниями и требованиями взрослых. Как правило, дети дошкольного возраста еще не обладают способностью произвольно управлять своим вниманием.

Непроизвольное внимание в течение еще долгого времени остается характерным и для детей младшего школьного возраста. У них слабо развита способность распределения внимания: будучи заняты одним делом, они плохо справляются с другим параллельным заданием.

Дети первого-второго классов школы отличаются небольшим объемом внимания. По некоторым исследованиям, он в 2--3 раза меньше, чем у взрослого человека. Эти особенности внимания должны учитываться при организации учебного процесса в младших классах школы: главное значение приобретает наглядный метод преподавания, по своему содержанию и форме уроки должны отличаться занимательностью, не исключается игровая форма учебных занятий, учебная работа проводится в относительно медленном темпе в соответствии с особенностями распределения и объема внимания младших школьников.

Незначительной является также и устойчивость внимания младших школьников. Редко они могут сохранять полное внимание дольше 12--15 мин. Это объясняется быстрым утомлением нервной системы учащихся в связи с пока еще непривычными условиями и ответственным характером учебных занятий. Бороться с этим нежелательным явлением можно путем периодической смены характера учебных занятии в течение урока, а также путем включения в урок физических упражнений в виде так называемых «физкультминуток», которые содействуют борьбе с умственным утомлением и освежают внимание учащихся.

Однако, учитывая особенности непроизвольного внимания младших школьников, школа ставит перед собой задачу постепенного развития у учащихся способности преднамеренного внимания. Этому содействуют:

1. мобилизация сознательного отношения учащихся к учебной работе; ясная и конкретная постановка учебных заданий, создание отчетливого представления о результате, к которому надо стремиться;

2. мобилизация активности учащихся на уроке, обучение их определенным приемам учебной работы, развитие у них наблюдательности, умения активно воспринимать учебный материал;

3. постоянная требовательность преподавателя к вниманию учащихся, воспитание у них ответственного отношения к учебным занятиям и к качеству выполняемой учебной работы;

4. развитие устойчивости внимания школьников путем постепенного повышения объема, продолжительности и трудности учебных заданий. Для развития произвольного внимания важно, чтобы учебные задания составляли известную трудность для учащихся, но в то же время были для них посильны.

5. воспитание у учащихся устойчивых и серьезных интересов, являющихся одним из важнейших источников преднамеренного внимания у учащихся в старших классах школы.

Последовательность основных этапов развития детского внимания можно представить в виде своеобразного «хронологического» резюме по данным соответствующих наблюдений и экспериментальных исследований:

1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5. Четыре с половиной - пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

Существуют различные тесты на внимания и упражнения на его тренировку, которые можно использовать при обучении детей, потому что они как интересны, так и полезны для общего развития ребенка.

В этой статье пойдет речь о том, как развить внимание. В сети можно найти много статей на эту тему и массу полезных упражнений на развитие внимания. Чтобы привнести что-то новое в эту тему, я подойду к проблеме концентрации внимания с той стороны, на которой не делают акцент многие информационные источники, но которая, тем не менее, является важной составляющей умения фокусировать внимание.

Раньше я думал, что внимание – это что-то вроде какой-то изолированной мышцы. Либо она у вас развита, и вы можете в любой момент направить внимание в нужную точку и удерживать его на ней. Либо она у вас не развита, и вы постоянно отвлекаетесь и у вас не получается долго удерживать внимание на чем-то одном.

Мне кажется, что это довольно популярное мнение. И люди, которые хотят научиться лучше концентрироваться, думают, что все, что им нужно – это просто натренировать эту мышцу всякими упражнениями.
Упражнения – это бесспорно хорошо, внимание тренировать нужно. Но этого не достаточно. Что нужно делать еще, я расскажу в этой статье. В этом и заключается мой «новый» взгляд на проблему внимания.

От чего зависит ваше внимание

Внимание действительно можно сравнить с мышцей. Только эта мышца не изолирована, ее работа очень сильно зависит от работы других «мышц». И мышцу внимания очень сложно напрячь и задействовать в работе, когда остальные мышцы не в тонусе.

Например, трудно сосредоточиться, когда вы чем-то взволнованы и нервничаете, когда вы испытываете сильные желания, отвлекающие вас от работы, когда вы слишком напряжены или устали, когда вы не обдумали важную проблему, и мысли о решении этой проблемы лезут вам в голову…

Внимание зависит от многих вещей, а не только от того, насколько натренирована эта «мышца». И к проблеме внимания нужно подходить комплексно, что я и попытаюсь сделать в этой статье.

Для хорошей концентрации внимания должны быть соблюдены следующие условия.

Способ 1: Давайте своим мыслям и переживанием перевариться

Иногда я просыпаюсь в выходной день с утра и, сделав зарядку и приняв душ, сразу берусь за книгу. Эта книга может быть не самая интересная и увлекательная, но, тем не менее, с утра чтение идет легко, и я не отвлекаюсь.

Но если я принимаюсь за чтение сразу после того, как занимался каким-то другим занятием, требующим большого вовлечения в процесс (например, писал статью, отвечал на комментарии, переписывался с другом, играл в покер на компьютере и т.д.), у меня с трудом получается сосредоточиться, особенно если книга скучна.

Почему же так происходит, что в одно время легче сосредоточиться, а в другое это сделать сложнее? Так бывает не только из-за того, что с утра мозг свежий и отдохнувший и готов к поглощению информации.

Дело в том, что по утрам голова, как правило, еще не забита какими-то мыслями и заботами. И поэтому от деятельности, требующей концентрации внимания, ничего не отвлекает. Но, если мозг уже начал обработку какой-то информации и не закончил ее, то «необработанные» мысли и переживания будут постоянно отвлекать вас от чтения, работы и другой активности.

Поэтому, прежде чем приступать, например, к чтению после того, как я два часа непрерывно писал статью, я провожу 10 – 15 минут в покое и даю информации немного «перевариться». Иначе я не смогу нормально читать и буду постоянно отвлекаться на мысли, вроде: «как я плохо построил структуру статьи, нужно переделать», «вот в том месте текста можно было написать лучше», «это лишнее, надо убрать», «а это можно добавить» и т.д. и т.п.

Создание статей – это достаточно трудоемкий в плане умственных затрат процесс. Когда я некоторое время этим занимаюсь, мой мозг переключается в определенный режим, соответствующий этой деятельности. И требуется время, чтобы он вышел из этого режима и обдумал те вещи, которые не успел обдумать по ходу этого процесса.

Поэтому я позволяю своему мозгу немножко отдохнуть, чтобы все «непереваренные» мысли могли усвоиться, и я бы тогда смог нормально приступить к чтению.

Вы не сможете сконцентрироваться на каком-то процессе, если в вашей голове существует множество подавленных эмоций, необработанной информации, «повисших» проблем, которым вы не уделили достаточно внимания. Для многих людей, которые живут в авральном темпе, мало отдыхают, редко остаются наедине с самими собой, резко перескакивают с одного процесса на другой — это является постоянной проблемой.

Они получают много информации, и мозг не успевает ее переварить, потому что ему просто не дают этого сделать.

Поэтому чаще делайте перерывы в работе, во время которых старайтесь ничем не заниматься. Не обязательно нужно целенаправленно вызывать какие-то мысли, которые вы хотите обдумать до конца. Просто расслабьтесь. Мысли, которые ваш мозг хочет обдумать и, которые, впоследствии могут создать вам проблемы с концентрацией внимания придут к вам сами.

То же самое относиться к эмоциям. Если вас что-то тревожит, постарайтесь разобраться в причинах своих эмоций и решить нерешенные проблемы. Иначе подавленные переживания будут беспокоить вас, и мешать вашей концентрации. Даже, если вы понимаете, что не можете решить какую-то проблему, то уделите ей хотя бы какое-то время. Пускай проснувшиеся внутри эмоции немножко утихнут, дайте им немного времени, вместо того, чтобы сразу загонять их вглубь, отворачиваясь от них, отвлекаясь на что-то еще.

Если какие-то эмоции или желания все равно не уходят, просто посидите немного спокойно. Пока вы сидите, старайтесь осознавать эти желания, при этом не вовлекаться в них. Например, вам не дает сосредоточиться сексуальное желание. Любые мысли о работе постоянно прерываются всякими фантазиями и картинками в голове.

Если вы будете просто гнать от себя эти мысли, они вернуться бумерангом и могут стать еще более надоедливыми. Вместо этого просто понаблюдайте за возникшим желанием со стороны. Старайтесь при этом меньше думать о чем-то и что-то представлять. Просто смотрите, как желание возникает и медленно исчезает. Уделите ему немного времени и внимания, не поддаваясь ему, и тогда оно уйдет.

Я понимаю, что иногда это бывает сделать сложно. Часто, вместо того, чтобы продолжать работу и стараться привести внимание в фокус, дав голове отдохнуть, мы начинаем отвлекаться на что-то: заходить в социальные сети, болтать с друзьями в скайпе или заниматься всякой ерундой. А работа при этом будет стоять и не сдвинется с места. Мозгу однозначно надо отдыхать, но он почему-то этого не всегда хочет. Какая-то интенсивная работа как будто вводит его в определенный ритм, и он желает в этом ритме оставаться и продолжать хаотически поглощать информацию, вместо того, чтобы отдыхать.

В такие моменты, лучше оторваться от деятельности, которая вас «засасывает» в себя. Если вы сидите у компьютера – отойдите от него, пройдитесь, разомните мышцы, сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов, дайте мозгу успокоиться и «переварить» всю информацию.

И когда вы после этого вновь приступите к работе или обучению, вам будет намного легче сконцентрироваться, вот увидите. Не нужно уделять «необработанным» мыслям слишком много времени, иначе у вас не будет времени на все остальное. Просто уделяйте им чуточку внимания каждый день.

В статье про синдром дефицита внимания (эта статья и статья которую вы сейчас читаете дополняют друг-друга), я советовал заниматься медитацией для улучшения концентрации внимания. Практика медитации, как раз-таки помогает вам натренировать «мышцу внимания».

Но, не только в этом заключается ее польза для концентрации. Во время медитации вы стараетесь ни о чем не думать, но мысли, как правило, все равно приходят к вам. Некоторые люди считают, что главная цель медитации – это полностью избавиться от этих мыслей.

Но это не совсем так. Как я писал выше, в современном и напряженном городском темпе жизни человек ежедневно получает очень много информации. И зачастую, мозгу не хватает времени, чтобы эту информацию обработать. Поэтому в минуты покоя вы всегда о чем-то думаете. И это нормально.

Легко полностью избавиться от мыслей, если, например, вы живете где-нибудь в монастыре, не смотрите телевизор, не заходите в интернет, не общаетесь с кучей людей, не имеете большое количество забот и планов. Но в условиях современного быта – это сделать не так просто: информации слишком много! А медитация дает отличную возможность мозгу «переварить» огромный массив впечатлений. То, что современному городскому жителю во время медитации приходит много мыслей – это не всегда плохо.

Иногда, этот «внутренний диалог» — это просто шум неусвоенной информации, которая в данный момент обрабатывается и освобождает ваш ум от себя. Это можно сравнить с характерным «потрескиванием» жесткого диска компьютера, когда система обращается к нему, например, загружая какое-то приложение.

Так что медитация играет сразу несколько ролей в развитии концентрации внимания. Во-первых, она тренирует вашу «мышцу» концентрации. Во-вторых, она позволяет мозгу обработать данные. В-третьих… Еще об нескольких ролях медитации я расскажу потом в этой статье.

Если вашу голову переполняют мысли и вы не можете ни на чем сосредоточиться, попробуйте хотя бы 10 минут. И потом, попробуйте сосредоточиться опять. Вы увидите, что это стало сделать намного проще. Ваш собственный опыт будет намного убедительнее всех моих объяснений!

Способ 2: Концентрируйтесь на одной задаче

Ученые доказали, что мультизадачность (процесс, при котором, человек выполняет несколько задач одновременно) вредит выполнению каждого процесса в отдельности, входящего в ряд выполняемых человеком задач.

Например, водители, которые разговаривают с пассажирами во время управления автомобилем, намного чаще ошибаются, чем те водители, которые этого не делают.
Выполнение каждого процесса, согласно исследованиям, идет более медленно и менее эффективно, если вы пытаетесь выполнять их несколько сразу. Поэтому ошибочно думать, что если вы будете делать несколько дел одновременно, то вы сделаете их быстрее и лучше.

На мой взгляд, мультизадачность может негативно отражаться на концентрации внимания. Бывает, что ваш мозг не может удерживать фокус на каком-то процессе, потому что ему становится скучно, а не потому, что у него низкие способности к концентрации внимания.

Многие люди боятся скуки и, поэтому, они слушают музыку, когда занимаются спортом, разговаривают по телефону во время вождения, отвлекаются на общение в социальных сетях во время работы. Их мозг привыкает к мультизадачности, и им становиться еще сложнее концентрироваться на каком-то одном процессе длительное время.

Чтобы сохранять концентрацию, вы должны приучить свой мозг перестать бояться скуки. Если вы будете постоянно переключаться с задачи на задачу или выполнять их в параллельном режиме, то минуты покоя станут еще более нестерпимыми для вас, и вы будете стремиться чем-то заполнить образовавшееся свободное «информационное окно».

Следует придерживаться «информационной гигиены», основные этапы которой я попытался описать здесь. Некоторые мои советы можно отнести к развитию памяти. Очень сложно запомнить какую-то информацию, если вы после того, как ее получили, сразу начинаете заниматься чем-то еще и не даете ей «перевариться».

Умение концентрироваться – очень важное умение. Оно помогает не только лучше выполнять работу или внимательнее читать книги. Концентрация внимания подразумевает способность не обращать внимания на посторонние мысли, цели, задачи, желания!

Если вы хотите , то вам очень потребуется удерживать внимание на вашей цели (избавиться от зависимости, стать здоровым и т.д.), а не отвлекаться на, связанный с отменой никотина, временный дискомфорт в вашем теле или всякие посторонние мысли («а не выкурить ли мне последнюю сигарету»).

Если вам нужно научиться выступать на публике, вам очень пригодится внимание для того, чтобы сохранять фокус на вашей презентации, а не обдумывать мысли вроде: «что обо мне думает публика».

Если вы хотите назначить свидание девушке и переступить через , то лучше вам думать только о своей цели, не отвлекаясь на страх.

Такие понятия как «сила воли», «самоконтроль» и есть, с определенной точки зрения отражения способности удерживать внимание на одной цели, отсекая все лишнее. Если и нельзя обозначит полное тождество между этими понятиями, то точно можно сказать, что они очень сильно взаимосвязаны.

Как вы думаете, насколько сильна эта связь? Буду рад, если вы напишите свое мнение в комментариях.

Хорошая концентрация внимания позволит вам не отвлекаться на сиюминутные желания и достигать долгосрочных целей. Она поможет вам осознавать свои эмоции и эмоции других людей и глубже их понимать. Она сделает вас способным абстрагироваться от мелких будничных мыслей и научит мыслить в перспективе.

Тренировка внимания и памяти важна в развитии человека. В 5–6 лет формируется логическое мышление. Детям необходимо выполнять тренинг на развитие внимательности каждую неделю. Также коррекционное образование обязательно должно содержать тренировочные игры и тесты на внимательность. Но тренинг на улучшение внимательности полезен не только детям. Выполняя простые упражнения, вы улучшите свою концентрацию на целях и задачах.

Развитие внимания в онтогенезе зависит от нескольких факторов:

  • Формирование дикции человека. Тренинг с целью улучшить речь поможет в развитии внимания, так как в нем используются универсальные задания для мышления. Человек концентрируется на произношении звуков и букв.
  • Хорошее логическое мышление. Упражнения и тесты для ума помогают улучшить внимательность. Кратко пройдите тест на IQ, многие задания из него показывают, насколько вы внимательны к деталям.

Как развить внимание

Чтобы улучшить вашу внимательность и концентрацию, выполняйте следующие занятия:

  • Концентрация. Упражнение часто применяется в психологии. Выберите какой-либо один предмет. Наблюдайте за стрелкой часов, вашим домашним животным, деревом за окном. Около пяти минут, больше ни на что не отвлекайтесь. Усложните занятие, включив музыку или телевизор. Формирование внимательности будет легче, если вы постараетесь всегда выполнять только одно занятие, ни на что не отвлекаясь.
  • Выстрой ряд. Это занятие не только полезно для развития внимательности. Оно положительно влияет на формирование памяти. Разложите перед собой ряд игральных карт. Запомните, какая карта за которой следовала. Сфотографируйте. Затем перемешайте карты и попробуйте по памяти воссоздать ряд.
  • Картинка по памяти. Посмотрите на картинку в течение пяти минут, затем опишите все, что вы запомнили. Чем больше деталей останутся в памяти, тем лучше.
  • Круг-квадрат. Занятие часто встречается в психологии. Возьмите в каждую руку по фломастеру. Ваша задача – одновременно рисовать левой рукой круг, а правой – квадрат. Усложните занятие. Нарисуйте идеальные круги и квадраты за минуту. Если у вас получится более 7 одновременных ровных фигур – у вас хорошо развита внимательность.
  • Спокойствие. Это расслабляющее занятие. Закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании или биение сердца. Постарайтесь ни на что не отвлекаться.
  • Слуховое внимание. Нужно тренировать не только глаза, но и слух. Когда едете в автобусе на работу, попробуйте прислушаться к какому-либо разговору. Или же, гуляя на природе, сосредоточьтесь на окружающих вас звуках. Чем они тише, тем лучше.

Как научить ребенка концентрировать внимание

  • Преподносите информацию в форме игры. Заинтересуйте малыша. Детям нравится все яркое. Занятие должно захватывать все внимание.
  • Одна из ваших основных целей – научить доводить дело до конца. Мотивируйте его, чтобы работа обязательно была выполнена.
  • Предлагайте интересное занятие на развитие логического мышления. Есть некоторые основные приемы развития внимания. Улучшить навыки можно, задавая интересные вопросы. Предлагайте малышу понаблюдать: «Как ты думаешь, где любит спать хомячок?», «Давай поищем на этом дереве желтые листики»
  • Показывайте, как важно быть внимательным. Объясните, что когда он внимателен, то аккуратнее пишет буквы и цифры. И если строить башенку и ни на что не отвлекаться, она получится очень ровной. Просите ребенка, чтобы он был внимательным, внимательно слушал вас. Расскажите историю и спросите, что из нее малыш запомнил. Эти рекомендации помогут не только улучшить концентрацию, но и помогут ребенку стать аккуратнее.

Приёмы развития внимания для детей

В тетради «Развиваем внимание и логическое мышление» для детей 5–6 лет приведены развивающие задания и таблицы, которые тренируют концентрацию внимания. Автор пособия – Елена Бортникова. Основные задания – дорисовать недостающую фигуру или же соединить имеющиеся.

Некоторые задания, которые предлагает Елена Бортникова, представляют собой таблицы, в которых нужно зачеркнуть определенные фигуры или буквы.

Елена Бортникова разработала несколько прописей, которые развивают концентрацию внимания и логическое мышление. Они будут полезны как для домашнего изучения, так и для первых классов в школе.

Методы развития внимания, которые предлагает Е. Бортникова в пособии

Вы можете сделать упражнения для ребенка, взяв за основу те упражнения, которые предлагает Елена Бортникова. Ее рекомендации помогут вам сделать процесс обучения интересным и полезным:

  • Буквенные таблицы. Елена Бортникова предлагает такое упражнение на внимание. Начертите таблицу, где каждая клетка – одна буква. Напишите пять строчек из повторяющихся букв. Предложите ребенку зачеркнуть несколько определенных букв из таблицы.
  • Повторение. Нарисуйте подряд несколько геометрических фигур. Пусть ребенок продолжит ряд. Он сам должен понять закономерность этого упражнения.
  • Найти лишнее. Елена Бортникова предлагает задание, в котором нужно раскрасить тот предмет, который не относится к группе. Можете нарисовать несколько цветов и какое-либо животное. Или же молоток среди посуды.
  • Найти отличия. Бортникова в пособии показывает те занятия, которые вы можете разработать дома для своего ребенка. Нарисуйте несколько картинок, которые отличаются лишь парой деталей. Предложите ребенку найти отличия.
  • Целое из половины. Елена Бортникова предлагает упражнение, в котором нужно нарисовать только часть какой-нибудь картинки. Чтобы ребенку было интересно, возьмите за основу изображение животного или знакомой малышу игрушки. Пусть ребенок, фантазируя, дорисует другую половину картины.

Способы развития внимания, которые не требуют подготовки

Тренинг в игровой форме легко делать во время прогулок:

  • «Съедобное - несъедобное». Помните известную детскую игру «съедобное - несъедобное»? Это прекрасное упражнение на тренировку внимания. Называйте различные предметы и продукты, кидая ребенку мячик. Если вы назвали съедобное – малыш должен поймать мяч, если несъедобное – отбить в вашу сторону.
  • «Летает – не летает». Занятие похоже на предыдущее. Когда вы называете то, что летает, малыш должен поднять руки. Если животное не летает – присесть. Когда ребенок поймет правила задания и будет хорошо справляться с ним, можете немного его запутать. Поднимайте руки на нелетающих предметах. Так вы научите ребенка самостоятельно мыслить и анализировать ситуацию.
  • «Веселая прогулка». Пройдитесь с ребенком по улице. Лучше выбрать тот маршрут, по которому вы редко гуляете. Когда придете домой, расспросите ребенка, где именно вы ходили и что видели. Запомните какие-то детали, спросите, заметил ли их ребенок. Такое занятие применяется в психологии для развития зрительной памяти. В следующий раз еще раз прогуляйтесь и попробуйте заметить что-то новое на привычном маршруте.

Тренинг на внимание можно проводить в форме игры с несколькими детьми. К примеру, такие коллективные игры, которые формируют логическое мышление:

  • Запрещенная буква. Эта игра подходит для детей младшего школьного возраста. Предлагайте детям отвечать на ваши вопросы по очереди, но при этом запретите называть какую-либо букву. Проигрывает тот, кто произнес запрещенную букву. Это также хорошее упражнение для того чтобы улучшить словарный запас.
  • Игра в подсказки. Попросите одного ребенка отойти в сторону. Загадайте оставшейся группе детей какое-либо слово. Отгадывающий должен догадаться, какое слово вы загадали группе. Ребята могут подсказывать. Например, отгадывающий говорит «Какая первая буква в слове?». И дети должны перечислить те слова, в которых эта буква встречается. Чтобы ребятам было легче играть, нарисуйте клеточки для букв слова как в кроссворде.
  • Неверно! Ведущий говорит детям какое-либо утверждение. Например, «голубь умеет летать» или «бегемот красного цвета». Задание таково. Если вы говорите правду, дети должны хлопать. Если утверждение неверно – громко топать. Игру можно сделать более познавательной, если придумать неожиданные утверждения и усложнить задание.
  • Кружок-хлопок. Очень сложное задание на распределение внимания. Предложите детям рисовать круги в течение минуты и считать их. При этом хлопайте, дети также должны считать хлопки. Выигрывает тот, кто правильно посчитал и нарисованные кружки, и хлопки.

Ежедневно занимаясь с детьми во время прогулки, вы поможете им хорошо развить внимание и научиться сосредотачиваться.