Стефан яворский камень веры. Митрополит Стефан Яворский: биография, взгляды

Стефан Яворский , митрополит (1658-27.11.1722), церковный и государственный деятель, крупнейший представитель западно-русской философской школы, духовный писатель. Родился в м. Явор под Львовом в православной семье, получив при крещении имя Симеон. Впоследствии родители, спасаясь от униатских поползновений польской короны, переселились в Нежин. Как философ сформировался в Киево-Могилянской академии, где обучался непосредственно у Варлаама Ясинского, и в иезуитских школах Лемберга (Львова), Познани. В Киевской академии достиг звания префекта, затем был произведен в игумены Киево-Николаевского монастыря. Речь, произнесенная Стефаном на похоронах фельдмаршала Шеина, произвела впечатление на Петра, по настоянию которого он в 1700 был посвящен в митрополита Рязанского и Муромского. С 1702 занимал посты администратора, блюстителя, викария и экзарха Московского Патриаршего Престола, по учреждении Св. Синода (1721) был назначен президентом последнего.

Традиции киевских и польских школ 2-й пол. XVII в. определили характер основного философского сочинения Стефана «Философское состязание», прочитанного в Киево-Могилянской академии в 1693-94. В этом сочинении Стефан суммировал основные идеи Второй схоластики. Во-первых, это признание материи и формы в качестве равноценных принципов природных вещей, в отличие от томизма, абсолютизировавшего значение формы. Форма, понимаемая как идея и возможность предмета, рассматривается Стефаном как существующая в самой материи и зависящая от нее. «Общим субъектом» всех изменений, присутствующим в каждом предмете и обусловливающим «взаимный переход подлунных тел», является сотворенная Богом первоматерия. Во-вторых, это идея о несводимости бытия вещи ни к форме, ни к материи. Отсюда акт и потенция рассматриваются не как 2 отдельные реальности, но как 2 аспекта конкретной вещи. В-третьих, для Стефана различие между сущностью и существованием имеет место не в действительности, а лишь в понятиях. В-четвертых, Стефан, как умеренный номиналист, утверждает примат единичного перед универсальным, считая, что «универсальное является ничем или вторичным». Отсюда вывод о том, что предметом познания является конкретное бытие вещей. Одним из методологических оснований философских взглядов Стефана являлась теория «двух истин» (религиозного и философского знания). На философских взглядах Стефана не могла не сказаться его приверженность западно-русской богословской традиции. Представителей этой традиции в России называли «пестрыми», считали их уже не православными, но еще не католиками. Философские принципы данной богословской школы выражены в сочинении «Камень веры» (впервые полностью опубликовано в 1728). К ним относится, во-первых, значительное по сравнению с византийской традицией расширение предмета богословия. Стефан не ограничивал этот предмет Богом в Себе, но включал в него все проявления Божества в мире, в силу чего предмет философии значительно сужался. Во-вторых, Стефан считал, что между философией и богословием не должно существовать промежуточных дисциплин. В XVIII в. такое понимание соотношения философии, метафизики и богословия легло в основу школьных программ. Социальные взгляды Стефана Яворского новаторством не отличались. Он признавал права царя на верховную власть в государстве, которое, по его мнению, должно обеспечить общее благо всем подданным. Надежды на избавление от несовершенств земного существования Стефан связывал с обретением Царства Божия. Если Феофан Прокопович подверг идеологическому уничтожению параллелизм светской и духовной власти, который в н. XVIII в. влачил хотя бы теоретическое существование в умах князей Церкви и православного населения, то Стефан сделал все возможное, чтобы этот параллелизм сохранился в сознании русского общества. Рассматривая деятельность Стефана на ниве русской культуры в целом, ему следует вменить в заслугу подготовку образованных кадров служителей Православной церкви.

Ка́мень ве́ры (полное название: «Камень веры: православным церкве святые сыном на утверждение и духовное созидание. Претыкающымся же о камень претыкания соблазна на востание и исправление ») - полемическое произведение митрополита Стефана Яворского , направленное против протестантской проповеди в России .

Камень веры.
Камєнь вѣры: православнымъ цєрквы святыѧ сыномъ на утвєрждєнїє и духовноє созиданїє. Прєтыкающымсѧ жє ω камєнь прєтыканїѧ соблазна. На востанїє и исправленїє

Жанр Богословие
Автор Стефан Яворский
Язык оригинала церковнославянский
Дата написания 1718 год

Книга в первую очередь рассчитана на православных, склоняющихся к протестантству . Митрополит Стефан рассматривает догматы, оспариваемые в то время протестантами .

История создания

Поводом для написания книги, как сказано в её предисловии, стало дело против ересеучителя Димитрия Евдокимова в 1713 году. Димитрий родился и был воспитан в Православии, но в зрелом возрасте перенял протестантские воззрения у одного кальвиниста, он оставил поклонения иконам , Кресту и святым мощам ; Евдокимов распространял своё учение и собрал вокруг себя людей, разделяющих его неправославные взгляды. Один из последователей Евдокимова цирюльник Фома Иванов дошел до такой дерзости, что публично произносил в Чудове монастыре хулу на святого Алексия-митрополита и разрубил ножом его икону. . В 1713 году был собран собор, на котором судили отступников и их предали анафеме . Фома Иванов принес покаяние за свой поступок, но его всё равно судили после этого гражданским судом и предали смертной казни. Остальных последователей, поскольку они не изменили своих воззрений, оставили под церковным запрещением. Вскоре Евдокимов овдовел и решил жениться вторично; он принес покаяние и был принят обратно в церковное общение, где заключил свой брак с новой супругою.

Митрополит Стефан работал над составлением своего знаменитого «Камня веры», который должен был служить, по его мысли, главным орудием православной полемики против протестантизма. Сам Стефан только в 1717 году после многих исправлений решил приступить к печатанию «Камня веры». В своём письме к архиепископу Черниговскому Антонию (Стаховскому) митрополит Стефан просил последнего, «аще где либо [в книге] жестокая досада на противников обретается, оную надобе удалити или умягчити» .

главы книги:

  1. о святых иконах
  2. о Знамении Честного Креста
  3. о Святых Мощах
  4. о Святейшей Евхаристии
  5. о призывании святых
  6. о входе святых душ, вышедших из тела, в небесные обители и причастии небесной славы прежде второго пришествия Христа
  7. о благотворении преставившимся, то есть о молитвах, милостынях, постах и особенно бескровных жертвах, приносящихся за умерших
  8. о преданиях
  9. о Святейшей Литургии
  10. о Святых Постах
  11. о добрых делах, способствующих вечному спасению
  12. о наказании еретиков

Стефан защищает иконы на том основании, что они святы не вещественно, а образно. В отличие от идолов иконы не являются телом Бога. Они служат нам напоминанием о библейских событиях. Впрочем, Стефан признает, что крайними иконоборцами являются лишь кальвинисты . Лютеране «приемлют некоторые иконы» (Распятие, Тайная Вечеря), но не поклоняются им. Вместе с тем Стефан замечает, что не всякий образ Бога достоин поклонения. Так на Шестом Вселенском соборе было запрещено изображать Христа в виде агнца. При этом Стефан полагает, что поклонение иудеев Медному змею (от Моисея до Езекии) было благочестивым.

Стефан отвергает протестантскую экклезиологию, доказывая, что церковь не могла превратиться в Вавилонскую блудницу , несмотря на то что Древний Израиль многократно отходил от Бога. Для описания богослужения Стефан использует слово «латрия», а характерную практику поминовения усопших он именует «агиомнисией».

Оспаривая протестантские мнения, Стефан обильно черпает доводы из католической системы, хотя и отвергает некоторые католические догматы (например, чистилище). Католические элемент вошёл в статьи об оправдании, о благих делах («для спасения требуются добрые дела так же, как и добрая вера»), о сверхдолжных заслугах , об евхаристии как жертве, о наказании еретиков. Протоиерей Иоанн Морев провёл анализ книги «Камень веры» и обратил внимание на то, что Стефан просто переводил, переписывая, или пересказывал целые огромные куски текстов у латинских западных авторов: Беллярмина и Бекана . Среди таковых заимствований у вышеназванных авторов был текст апологетики инквизиции.

Судьба книги

Книга вызвала сильное неудовольствие ориентирующихся на немецких протестантов придворных кругов. Издание книги многих задевало, в том числе и Феофана Прокоповича , которого многие обвиняли в симпатиях к протестантизму и даже в ереси. Немецкие протестанты восприняли издание книги «Камень веры» как вызов, который требовал немедленного ответа. Информация о книге уже в мае 1729 года появилась в Лейпцигских учёных актах, а вслед за тем в том же году был издан полемический трактат йенского богослова Иоганна Франца Буддея «Апологетическое письмо в защиту лютеранской церкви». Сильнее всего противников книги задело то, что она повторяет католические взгляды на инквизицию и оправдывает смертную казнь еретиков . Любимец Петра Великого Михаил Ширяев написал в защиту «Камня веры» одно из своих стихотворений .

В это время в России анонимно вышел злостный памфлет, впоследствии ставший известным под названием «Молоток на камень веры», автор которого намеренно создавал оскорбительный карикатурный пасквиль с элементами политического доноса в адрес своего оппонента. Митрополит Стефан Яворский представлен как тайный католический агент, действующий в интересах папы, сознательно противящийся церковной политике Петра I и вынашивающий честолюбивые планы восстановления патриаршества. Местоблюститель обвиняется во всевозможных грехах: в неповиновении царю и саботаже его поручений, страсти к стяжанию и роскоши, в симонии , сочувствии политическим заговорам Мазепы и царевича Алексея против царя. Поступки же нравственные и осуждению не подлежащие, представляются как проявление иезуитской хитрости. Автор с откровенным презрением относится к русскому народу, православному духовенству и монашеству . В целом сочинение не отличается богословской глубиной, нападки на митрополита Стефана занимают больше места, чем критика его богословских взглядов. В конце своего сочинения автор «Молотка…» выражает уверенность, что царствующая императрица Анна Иоанновна , «подобная во всем Петру, истинная петрова наследница», не потерпит торжества противников царя Петра I, и книга «Камень веры» будет запрещена. Надежды автора «Молотка…» оправдались. Высочайшим указом от 19 августа 1732 года книга «Камень веры» была запрещена .

Вопрос об авторстве до сих пор остаётся однозначно нерешённым. Автор пасквиля - человек, безусловно, информированный о многих обстоятельствах личной жизни митрополита Стефана, в том числе в Киеве, его взаимоотношениях с высшим духовенством и священством Рязанской епархии. Он также хорошо осведомлен о взаимоотношениях Местоблюстителя с императором, понимает обстоятельства дворцовых интриг при смене власти. Почти нет никакого сомнения, что это не иностранец, и не простой пастор, живший в России, а человек, вхожий в высшие круги управления Церкви или государства . Современные исследователи сходятся в том, что её публикация была выгодна именно Феофану; более того там содержится лестный отзыв о нём. Современный исследователь Антон Григорьев называет наиболее вероятным кандидатом на авторство Антиоха Кантемира .

В 1730 году был лишён сана и заточен в Кириллов монастырь архиепископ Киевский Варлаам (Вонатович) за то, что не отслужил вовремя молебна на восшествие императрицы на престол; но больше всего он провинился в том, что плохо удерживал свое духовенство от толков об еретичестве Феофана и дозволил у себя в Киеве новое издание «Камня веры» .

В 1735 году был арестован и Феофилакт, за которым числилась важная вина, издание «Камня веры» и который, кроме того, по своей чистосердечной откровенности и доверчивости к окружающим, не раз дозволял себе лишние речи и о патриаршестве, и о Феофане, и о немцах, и о том, что императрица Анна села на престол, обойдя цесаревну .

В царствование Елизаветы Петровны книга вновь была напечатана в 1749 году. Затем её издавали несколько раз в уже в XIX веке : в 1836 и 1843 годах.

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

В эпоху больших перемен в жизни России и Православной Церкви во время царствования императора Петра I произошло и значительное событие в православном богословии, а именно: написание Местоблюстителем Патриаршего престола Рязанским митрополитом своего главного богословского сочинения – книги «Камень веры». Книга направлена против всех еретиков, но в основном против кальвинистов и протестантов. В ней можно найти много великолепных аргументов в защиту Православия на основании и Священного Писания , и Вселенских Соборов, и святых отцов и учителей Церкви, и философских логических доводов. Здесь проявляются необычайно глубокие богословские познания митрополита Стефана (Яворского) во всех этих источниках. Чтобы лучше понять историю этой книги, необходимо сказать несколько слов о самом ее авторе.

Митрополит Стефан (Яворский; 1658–1722), безусловно, является одной из самых ярких личностей Петровских времен. С детства, имея большую склонность к наукам, он получил обширное образование и преподавал в Киевской академии. В 1700 году Киевский митрополит Варлаам (Ясинский) отправил его в Москву для посвящения себе в викарии. Но здесь его ждал неожиданный поворот событий. В Москве на похоронах боярина Шеина Стефан произнес речь, поразившую царя Петра I, который предложил ему Рязанскую кафедру . Так неожиданно он стал митрополитом Рязанским и, после смерти Патриарха Адриана, Местоблюстителем Патриаршего престола.

«Причина назначения малороссиянина Яворского... очевидно, заключалась в учености Яворского. Последний приехал в Москву в начале 1700 года в сане игумена Никольского пустынного монастыря; Киевский митрополит Варлаам Ясинский прислал его... к патриарху Адриану, прося посвятить... на вновь учреж­денную епархию Переяславскую (Переяславля Южного). Но Петр нашел в Стефане человека, какой ему был нужен в Великой России, и потому он велел патриарху поставить его в архиереи на одну из ближайших к Москве епархий. В марте же очистилось место митрополита Рязанского, и Адриан объявил Яворс­кому, чтоб готовился к посвящению». Но тот отказался. «Патриарх рассердился, не велел пускать Стефана из монастыря и дал знать царю. Тот велел спросить у Стефана, что за причина такого поступка? Стефан написал: «Вины, для которых я ушел от посвящения: 1) писал ко мне преосвященный митрополит Киевский, чтоб я возвращался в Киев и его во время старости не оставлял при его немощах и недугах; 2) епархия Рязанская, на которую меня хотели посвятить, имеет еще в живых своего архиерея, а правила св. отец не повелевают живу сущу архиерею, иному касатися епархии – духовное прелюбодеяние! 3) изощренный завистию язык многие досады и поклепы на меня говорил: иные рекли, будто я купил себе архиерейство за 3000 червонных золотых; иные именовали меня еретиком, ляшенком, обливаником; 4) не дано мне сроку, чтоб я мог приготовиться на такую высокую архиерейства степень очищением совести своея, чтением книг богодухновенных». Это любопытное объяснение показывает, как смотрели в Москве на ученых малороссийских мо­нахов, поставляемых на великороссийские епархии: некоторые (вероятно, те, которые сами хотели быть архиереями) не щадили для них названий еретика, ляшенка (полячишка). Но... Стефан был поставлен митрополитом на Рязань и в том же году, как мы видели, был переведен в Москву» .

Митрополит Стефан, полагавший многие труды на благоустроение Церкви, дружил со святителем Димитрием Ростовским (1651–1709). Это были люди одного духа. Святитель Димитрий благоговейно обращался к нему в письмах: «Великий Господин и отец мой благодетельный!», «Милостивый мой о Святом Дусе отче и благодетелю!» У них даже был уговор, что когда один из них умрет, то другой приедет его отпевать. Так и случилось. Святителя Димитрия Ростовского отпевал митрополит Стефан (Яворский).

Он составил «Надгробную» на святителя Димитрия. Вот небольшой отрывок из нее:

Вси вы, Ростова града людие, рыдайте,

Пастыря умершего слезно поминайте,

Димитрия владыку и преосвященна,

Митрополита тиха и смиренна,

Его же митрополит со псалмопением,

Стефан Рязанский со благоговением,

И со священным собором погребе всечестно,

И со множеством народа яко всем известно...

Сначала отношения между Петром I и митрополитом Стефаном были очень хорошими. Но затем царь понял, что ученость не препятствует, а наоборот, помогает последнему отстаивать канонические устои Церкви, которые иногда шли вразрез с личными представлениями Петра. Отношения начали портиться. 17 мая 1712 года митрополит Стефан произнес проповедь , которая «не могла, конечно, понравиться Петру. В ней Стефан критиковал, прежде всего, создание института так называемых фискалов, которые были контролерами со стороны светской власти по делам духовного суда. Это было первым ак­том серьезного и открытого сопротивления правительству, совершенным публично, перед лицом собравшегося в церкви народа. Стефан позволил себе также крайне резкие замечания относительно внутреннего состояния государства, которое «в кровавых бурях волнуется» .

Окончательно испортились отношения после дела о еретике Дмитрии Тверитинове. В действиях Патриаршего Местоблюстителя царь видел превышение власти. «Стефан... был вызван в Петербург, и здесь дело о Тверитинове рассматривалось в Сенате. По свидетельству одного современного известия, в первое заседание «начали говорить немирно и нечинно, но рвением и укоризнами митрополита всячески поносили с великим и бесчинным криком». Вот воспоминания самого митрополита Стефана: «...а ныне, мая в 14 день, по прежнему указу пришел я в судебную избу для слушания и решения того же дела, и меня превосходительные господа сенаторы с великим моим стыдом и жалем изгнали вон, и я, плачущ исходя из палаты судебной, говорил: бойтеся Бога, для чего не по правде судите?» .

«В Петербурге Яворский должен был встретиться с человеком, против которого незадолго перед тем действовал как против еретика, встретить товарищем по архиерейству и в приближении у царя» – с архиепископом Новгородским Феофаном (Прокоповичем) (1681–1736). Царь – «Преобразователь нашел наконец между духовными человека с обширною ученостью, с блестящими дарованиями и вполне сочувствующего преобразованию, и понятно, что, чем сильнее становились столкновения царя с Яворским, тем более сближался он с Прокоповичем» .

«Ни Петр не чувствовал к Стефану большого расположения, ни Стефан к Петру, но Петр считал Стефана честным и полезным человеком, а потому и удерживал его, вопреки давнему желанию Рязанского архиерея удалиться от дел и уехать на родину в Малороссию» . И действительно, митрополит «Стефан не был ни гордецом, ни карьеристом, ни «князем Церкви» .

Но, тем не менее, постоянные доносы и разбирательства следовали одно за другим. Они подтачивали здоровье митрополита Стефана. Когда под давлением Петра было упразднено патриаршество, он был практически устранен от дел и являлся только номинальным Президентом Синода. «Стефан с этого момента переключил свою полемическую энергию в написание своего объемистого сочинения «Камень веры», подарившего Русской Церкви по­лемический аппарат для опровержения протестантства. Конечно, Стефану вовремя было сказано, что такое сочинение, вредное для государства, нуждавшегося в привлечении иностранцев, не будет напечатано. При жизни своей Стефан и не увидел его в печати. Полтора десятка лет «Камень веры» пролежал в рукописи на попечении иерархов-консерваторов. Стефан из чужака постепенно превратился в столпа старомосковской ортодоксии» .

Митрополит Стефан писал свою книгу в основном против протестантских заблуждений, поэтому вопросов опровержения католических ересей он касается только вскользь. Хотя он широко пользовался в своих трудах западными источниками Беллярмина и Бекана, но, как писал об этом А. Архангельский в своей работе «Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом» (Казань, 1883): «несмотря на такую сильную зависимость «Камня веры» от сочинения Беллярмина, он вполне может быть назван камнем православной веры: католические идеи, которым, кажется, легко было проникнуть в произведение м. Стефана, не проникли в него» . В тех случаях, когда он выбирал материал из произведений этих католических авторов, он удалял явные католические тенденции . Конечно, как и в Петровское время, так и в дальнейшем, в том числе и сейчас также существовало и существует и противоположное богословское направление, тяготеющее к протестантизму. Поэтому существовали и существуют и противоположные высказывания, обвиняющие митрополита Стефана в склонности к католицизму. Но, несмотря на различные оценки, в России даже противники признавали, что его личность почиталась весьма высоко: по обширной учености, силе красноречия, твердости и искусству в поражении врагов, а также по ревности о славе Божией и о благе Православной Церкви, он сравнивался с Василием Великим и Иоанном Златоустым .

«При преемниках Петра направление Яворского восторжествовало, что, как известно, стоило больших тревог и неприятностей Феофану (Прокоповичу – авт.). Самым сильным и опасным для него противником по учености оставался теперь (архиепископ Тверской – авт.) Феофилакт (Лопатинский; ок. 1680–1741), великий почитатель Стефана, называвший последнего батюшкой. После неудачного доноса на Феофана в 1718 г. он замолчал и не выс­казывался против не сочувствующего ему богослова, по крайней мере открыто, до 1728 г.; в этом году, пользуясь переменой обстоятельств, он снова выступил открытым сторонником Стефана и противником Феофана, издав «Камень веры» . Печать тиража продолжалась и в 1729-ом году в Москве. «Камень веры» в нашем отечестве имел огромный успех: первое его издание разошлось весьма быстро и вскоре потребовалось другое .

Архиепископ Феофан, конечно, был очень недоволен, и теперь он открыто показал свои протестантские воззрения. Вот что он писал о митрополите Стефане и книге «Камень веры»: «В самом деле, он столько собрал побасенок о видениях, об одержимых духами, о чудесах, происшедших от Креста, икон, мощей, что в умных людях вызывает смех, а в неразумных удивление. Нельзя не удивляться, как смиренный Феофилакт, архиепископ Тверской и Кашинский, одобрил эту книгу своей цензурой. Изрыгая в угоду католикам свои гнуснейшие ругательства на протестантов, автор, однако умалчивает о спорных предметах между римской и русской , например: о папе, о чистилище и о прочем» . Как не вспомнить здесь слова апостола Павла: «называя себя мудрыми, обезумели» ()? Судя по всему, архиепископ Феофан не читал полностью эту книгу, потому что в ней как раз есть опровержение на учение католиков о чистилище и на некоторые другие их лжеучения. Например, в вопросе о том, кому принадлежит право созывать Соборы, митрополит Стефан Яворский приписывает это право светской власти – императору, а католики – папе . (Но и в склонности к цезарепапизму митрополита Стефана обвинить нельзя, поскольку из «Камня веры» последующей цензурой были изъяты главы, где он доказывает, что царская власть не имеет права вмешиваться в дела Церкви.) Поэтому обвинения архиепископа Феофана – это обыкновенная клевета.

Протоиерей Г. Флоровский писал в книге «Путях русского богословия»: «Не будь в феофановых трактатах имени русского епископа, их автора всего естественнее было бы угадывать в среде профессоров какого-нибудь протестантского богословского факультета. Все здесь пронизано западным духом, воздухом Реформации» .

Поэтому, конечно, практически все епископы были в оппозиции к богословским взглядам архиепископа Феофана (Прокоповича). «Вскоре тем же способом против Феофановского направления высказался и Киев с своей академией; там тоже вышло издание «Камня веры» с благословения архиепископа Варлаама (Вонатовича)» в 1730-ом году. И, в третий раз, в 1749-ом году книга была издана снова в Москве.

«Камень веры» для противников Феофана был чем-то вроде знамени, около которого и сосредоточилась борьба богословских направлений. На него же («Камень веры» – авт.) обратили внимание и заграничные богословы, рассчитывавшие на привлечение России к своим вероисповеданиям. Воспользовавшись ослаблением значения Феофана при Петре И, католичество немедленно открыло в России пропаганду из Польши. Парижская Сорбонна со своей стороны прислала в Россию ловкого агента, аббата Жюбе, чтобы завязать с русским духовенством сношения о соединении Церквей. К тому же делу пристал живший в России при испанском посольстве доминиканец Рибейра, имевший много знакомств между противниками Феофана... При таких обстоятельствах как только «Камень веры» был издан, так протестантские богословы принялись его разбивать, а католические, напротив, защищать. В 1729 г. в Иене явилось с опровержением его «Письмо» Буддея, а Рибейра напечатал на это письмо «Ответ» в защиту Яворского» . «Буддей... восхвалил новгородского архиепископа Феофана Прокоповича и порицал Феофилакта Лопатинского. Феофилакт изъявил подозрение, что Буддей выставлен как псевдоним, а настоящий автор опровержения на «Камень веры» – не кто иной, как сам Феофан Прокопович, а последнего давно уже обвиняли в расположении к протестантству» .

Письмо Буддея мы не представляет собою серьезного полемического сочинения против «Камня веры». Из обширного полемического материала, находящегося в последнем, Буддей касается только некоторых пунктов и дает на них ответы, слабые, находящие для себя опровержение в самом «Камне веры» .

«Издатель «Камня» Феофилакт и сам написал на Буддея «Апокрисис». Но с воцарением Анны Иоанновны обстоятельства совершенно изменились. Рибейра и Жюбе исчезли из России за границу» . «Тогда как Феофилакту не дозволили писать сочинение в защиту Яворского, книга Рибейры была переведена на русский язык двумя духовными лицами, архимандритами и членами Синода: Евфимием Колетти и Платоном Малиновским... Феофан, и преж­де расположенный к протестантству, увидел, что открыто стать на протестантскую сторону теперь будет выгодно, потому что, с могуществом любимца императрицы Анны, Бирона, немцы-лютеране подняли голову и получили первенствующее значение в России. Феофан притянул в тайную канцелярию переводчиков книги Рибейры и написал кабинетным министрам записку, в которой старался льстить протестантам, наводнившим тогда служебные сферы в России... И Евфимий, и Платон в 1734 году были исключены из числа членов Синода; у них отняты были монастыри, которыми они управляли, а в июне 1735 года Евфимий Колетти был лишен священства и монашества и переименован в прежнее мирское имя Елевферия. После расстрижения его подвергли доп­росам и пыткам» .

«Об издании «Апокрисиса» нечего было и думать; нужно было бояться беды за издание и самого «Камня веры», который немедленно был запрещен. Книга эта вместе с книгой Рибейры была приплетена к делу о латинской пропаганде в России и к политическим розыскам в недоброжелателях немецкого правительства. Запрещение снято с нее уже при императрице Елизавете. Около 1732 г. в публику пущен был против нее рукописный протестантский пасквиль «Молоток на Камень веры», где Яворский прямо назывался папистом и иезуитом, и с угрозами поносились все его приверженцы. Вскоре дело дошло и до «Апокрисиса» (архиепископа Тверского – авт.) Феофилакта, который Феофилакт на всякий случай скрыл. Некоторые его приближенные, подпав под тогдашние розыски о разных запрещенных тетрадях, выдали своего доброго и доверчивого архипастыря и доставили копию «Апокрисиса» тайной канцелярии» .

«В... 1730 году был лишен сана и заточен в Кириллов монастырь .

«В 1735 году был арестован и Феофилакт, за которым числилась важная вина, издание «Камня веры» и который, кроме того, по своей чистосердечной откровенности и доверчивости к окружающим, не раз дозволял себе лишние речи и о патриаршестве, и о Феофане, и о немцах, и о том, что императрица Анна села на престол, обойдя цесаревну» .

«Несчастный Феофилакт, содержавшийся до сих пор под синодальным арестом, в 1738 г. попал в тайную канцелярию, измучен пытками, лишен сана и посажен в Выборгский замок. Множество духовных лиц было заточено по монастырям и крепостям и сослано в Сибирь» . «Это событие произошло как бы в угоду протестантам; его приписывали силе немцев, заправлявших тогда делами в России. Скорее, однако, тут следует видеть известную злобу Феофана Прокоповича, который уже не одного из тех, кого считал своими врагами, замучил без сострадания, и в том числе своего предшественника в сане архиепископа, Феодосия Яновского» .

«По свержении Бирона правительница Анна подписала указ «снова признавать Феофилакта в сане архиепископа». Петербургский архиепископ Амвросий перевел его в свой дом, и здесь вокруг него, недвижимо распростертого, собрались члены Синода, и был объявлен ему указ, восстанавливающий его в прежнем достоинстве. Все рыдали. Здесь посетила его цесаревна Елисавета и спросила его: «Знаете ли вы меня? «Знаю, что ты искра великого Петра», – отвечал он. Цесаревна, отвернувшись, заплакала и дала 300 руб. на лечение. Она уже царствовала, когда Феофилакт почил, 6 мая 1741 года. Да будет благословенно имя великого исповедника!» .

Продолжил многострадальную историю книги «Камень веры» священномученик Арсений (Мацеевич; 1697–1772). По богословским взглядам митрополит Арсений был близок к митрополиту Стефану (Яворскому). Преосвященный Феофан пустил в оборот анонимный «Молоток на Камень веры», где утверждался миф о митрополите Стефане как о тайном иезуите, приверженце папы, и отвергалось православное учение об иерархии, монашестве, иконопочитании, почитании святых и необходимости добрых дел для спасения . Священномученик Арсений написал книгу «Возражение на молоток», в которой выступил защитником митрополита Стефана и обличителем протестантов .

Как человек честный и бескомпромиссный, священномученик Арсений не остался в стороне от дела императрицы Екатерины по изъятию церковных имуществ и прямо высказался по этому поводу, за что был лишен сана и заточен в Ревельскую тюрьму под именем Андрея Враля . «Все последующее время жизни владыка Арсений провел в полном одиночестве – с 1771 года он был фактически заживо погребен. Его содержали безвыходно: даже дверь была заложена кирпичами, осталось только окошечко, в которое ему подавали пищу» .

Предвидя кончину, митрополит Арсений просил прислать священника со Святыми Дарами. Священника допустили, взяв с него подписку: «Обязуюсь, что я об имени и состоянии его спрашивать не буду и никому об нем отнюдь объявлять не имею...». Когда открыли законопаченную дверь и впустили священника, тот в страхе выбежал оттуда, так как увидел там не колодника, а архиерея в облачении . Ничто не могло заглушить память о священномученике Арсении, и его имя всегда вспоминалось народом с любовью и благоговением.

Дальнейшая история книги Стефана (Яворского) «Камень веры» более благоприятна. В 1836 году, в царствование императора Николая I, было возобновлено ее издание . Впоследствии была издана первая часть книги о святых иконах, славянский текст в ней передается русскими буквами.

Необходимо остановиться еще на одном вопросе. Насколько правдивы обвинения митрополита Стефана (Яворского) в католицизме? «Он происходил из православного шляхетского семейства в Галиции, родился в 1658 г., учился в Киевской академии» . «После Киевской Академии, как усердный ученик, он благословлен был семьей и киевскими наставниками усовершенствоваться в латинской богословской науке в иезуитских коллегиях в пределах тогдашней Польши» . Он «учился в заграничных иезуитских школах во Львове и Познани, по возвращении из-за границы в Киев постригся в монашество и поступил на службу в родную академию» .

«На юго-западе России это было делом обычным» . Согласно этому прискорбному обычаю «православные юноши благословлялись своими духовниками на прямой обман. Для прохождения богословских классов в римо-католических школах они должны были принимать латинство на условиях Флорентийской унии, а когда возвращались с дипломами домой, то своя иерархия прощала им... и восстановляла в Православии» . Поэтому Стефан (Яворский) притворно временно принимал унию, чтобы получить образование, впрочем, как и Феофан Прокопович . «Отец Стефана еще в ранней молодости переселился в деревню Красиловка близ Нежина, чтобы избежать преследования со стороны униатов» , поэтому Стефан не понаслышке знал, что такое гонение на православных. Тем труднее для него было терпеть обучение у иезуитов. «Нелегко было учиться среди чужого окружения, но ради приобретаемых знаний Стефан вытерпел все испытания» . Всей дальнейшей жизнью митрополит Стефан показал себя не только истинно православным, но и защитником канонических устоев Церкви.

Конечно, митрополит Стефан (Яворский) принес из Малороссии в Московскую академию вместе с киевскими учителями «и все Киевские школьные порядки, разделение классов, состав курса, школьные должности, экзамены, диспуты, школьное проповедничество...» И вся Московская академия «быстро преобразовалась по образцу Киевской академии; прежнее эллино-славянское образование ее заменилось латинским» . Кроме того, конечно, образование на западе привнесло в богословие владыки Стефана некоторый оттенок схоластики и некоторую резкость в полемике с еретиками. Но это никак не отразилось на его догматических взглядах, которые оставались твердо православными, и не омертвило его богословия. «Архиепископ Филарет (святитель Филарет (Дроздов) – авт.) о нем пишет в своем «Обзоре»: «Даже сочинитель лютеранского пасквиля на Стефана говорит о Стефане, что он «имел удивительный дар слова и едва подобные ему в учительстве обрестись могли. Мне случалось, – продолжает он, – видеть в церкви, что он мог, уча слушателей, заставить плакать или смеяться...» .

Митрополит Стефан (Яворский) выражается понятиями традиционной богословской школы, которые вошли в фундаментальные труды по догматическому богословию, например митрополита Макария (Булгакова), которых придерживались многие святые отцы (Филарет Московский, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадтский и др.) и выдающиеся богословы («Русский Златоуст» Иннокентий Херсонский , который в 1997 был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии и др.). Поэтому в книге «Камень веры» мы можем увидеть такие термины, как удовлетворение, цена, заслуги, пресуществление. Это можно было бы назвать влиянием католического образования, если бы эта терминология прочно не утвердилась в Православии.

Например, «митрополиту Елевферию (Богоявленскому – авт.) принадлежит труд (объемом в 196 страниц) об искуплении, в котором, в частности, читаем: «Пусть термины – удовлетворение, заслуги – взяты в богословии из римского права; но дело, конечно, не в них, как словах, а в самых актах Искупления, которые для лучшего человеческого понимания их более правильно определяются этими терминами. И применять их к сему делу, по-моему, нисколько не предосудительно» .

Сам главный противник митрополита Стефана, Феофан Прокопович, которого не напрасно обвиняли в склонности к протестантизму, тем не менее, пользовался этой терминологией. Вот, например, что он пишет: «в смерти Иисуса Христа и дано было удовлетворение божественному правосудию в качестве наказания за первородный грех» . В то время эта терминология считалась истинно православной, и даже протестантствующим не приходило в голову спорить о ней.

Указанная терминология опирается на понятия справедливости и правосудия Божия. Здесь необходимо, хотя бы кратко, остановиться этом важном вопросе, так как в нем кроется корень неправильного учения о Боге и многих споров. Некоторые древние еретики не верили, что один и тот же может быть и правосуден и благ. Поэтому они верили в двух Богов – Ветхого и Нового Заветов. По их мнению, первый – правосуден, второй – благ. Некоторые нынешние богословы также не верят, что один и тот же Бог может быть и правосуден и благ, но подходят к этому вопросу с другой стороны. Они утверждают, что у Него действует только любовь, а качество, или свойство Божие, такое, как правосудие или справедливость либо умаляют, либо вообще отвергают. Для них непонятно, как может быть Бог одновременно благ и правосуден. В этом они видят «схоластическое противопоставление» свойств любви и справедливости в Боге» . Чтобы сильно не увеличивать объём повествования, для ответа на этот вопрос уместно будет привести здесь высказывания только трех великих святых отцов, живших разные времена: святителей Кирилла Иерусалимского , Иоанна Златоустого и Григория Паламы, хотя существует огромное количество подобных четких и ясных высказываний у святых отцов всех времен, которые невозможно перетолковать.

Кирилл Иерусалимский: «Итак, прежде всего да положится в основание души вашей учение о Боге: есть един… Он есть благой и вместе правосудный; потому, если когда услышишь слова еретика, что иной бог правосудный и иной благой, тотчас вспомнив это, узнаешь яд ереси, которая дерзает единого Бога разделять нечестивым учением… называется Он Благим, и Правосудным, и Вседержителем и Саваофом, не есть Он различен и иной. Но будучи Один и Тот же, бесчисленные открывает действия Божества; Он не более по тому свойству, а менее по другому, но по всему подобен Себе Самому. Не по человеколюбию только велик Он, и мал по премудрости, но человеколюбие имеет равное премудрости. Не отчасти видит Он, и отчасти не может видеть, но весь есть Око, весь есть Слух, и весь есть Ум. Не так, как мы, отчасти разумеет и отчасти познает. Богохульна мысль эта и Существа Божественного недостойна… Совершен в видении, совершен в силе, совершен в величии, совершен в предведении, совершен в благости, совершен в правосудии» . «Итак, у тебя, смертного человека, справедливость наблюдается; а у Бога, вечного всех Царя, ужели нет справедливого возмездия? Нечестиво отрицать cиe» .

Григорий Палама: «Предвечное и неописанное Слово Божие и Вседержитель и Всемогущий Сын, мог бы и без того, чтобы воплотиться, всячески избавить человека от тления, смерти и рабства диаволу, – ибо все держится словом силы Его и все послушно Божественной Его власти… Но более соответствующий нашему естеству и немощи, и наиболее отвечающий Совершителю, был тот способ, который был благодаря Воплощению Слова Божия, как способ, заключающий в себе и принцип правосудия, без чего ничто не совершается Богом» .

Иоанн Златоуст: «Если бы Он действовал только по правосудию, то все погибло бы; а если бы только по человеколюбию, то многие сделались бы еще более беспечными. Поэтому, для спасения людей Он разнообразит Свои действия, совершая тем и другим их исправление» . «"Бог – судия праведный, [крепкий и долготерпеливый,] и Бог, всякий день строго взыскивающий"… Но в чем, скажешь, Его человеколюбие, если Он судит по правде? (Златоуст здесь, как и множество других святых отцов, слова «Бог праведный» понимают как правосудный, то есть справедливый – «судит по правде» – прим.) Во-первых, в том, что Он не вдруг посылает наказание, а больше всего – что Он прощает все грехи в купели возрождения; во-вторых, в том, что подает и покаяние. Если ты представишь, что мы грешим каждый день, то особенно увидишь, как неизреченно величие Его человеколюбия. Это самое выражая, пророк и говорит: «Бог – судия праведный, [крепкий и долготерпеливый]"… Он долготерпит для того, чтобы привести тебя в покаяние; а если ты от этого врачевства не получишь никакой пользы, то Он и пошлет наказание» . «Но чтобы ты, слыша о гневе, не подумал, что в Боге есть какие-то противоразумные движения, пророк приписывает Ему правильный и справедливый суд» .

Это важно было отметить, так как в этом кроется корень искажения истины у некоторых современных богословов. Как католики уклонились от истины, ограничившись крайним юридизмом, опираясь исключительно на правосудие, так некоторые богословы внутри Православной Церкви уклонились в другую сторону, отвергая правосудие и, соответственно, вышеуказанную терминологию, признавая одну только любовь Божию. Чтобы защитить свои взгляды они пытаются навесить ярлыки «католиков» и «схоластических богословов» на оппонентов. Например, митрополит Антоний Храповицкий называл святителя Феофана Затворника «схоластическим истолкователем» . Между тем, как в творениях святителя Феофана используется как вышеуказанная юридическая терминология, так и высказывания, говорящие о любви Божией и он не видит в этом никакого противоречия. Это говорит о святителе Феофане, как о еще одном великом святом отце, выражающем истинно православное учение.

«Термин «пресуществление»... (использовался в трудах – авт.) святителей Геннадия Константинопольского, Филарета Московского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, преподобных оптинских старцев, святого Иоанна Кронштадтского , святителя Николая (Велемировича), преподобного Иустина (Поповича) и многих других святых Православной Церкви, которые сознательно употребляли этот термин и не считали его духовно вредным или еретическим. Более того, едва ли кто заподозрит их в богословской необразованности и непонимании специфики католического богословия... Универсальный богословский ярлык «католическое влияние» к вышеперечисленным авторам никак не подходит. Святитель Игнатий (Брянчанинов), например, проявлял в вопросах католического заимствования предельную строгость, но употреблял термин «пресуществление» без каких-либо оговорок: «По призвании архиереем или священником Святого Духа и по освящении образов, эти образы Тела и Крови Христовых пресуществляются в Тело и Кровь Христовы» . Более того, их духовный опыт столь значим, в силу их исторической близости для нас, что едва ли они заслуживают молчаливого игнорирования» .

Поэтому обвинения митрополита Стефана в католицизме не только нисколько не обоснованы, но, как мы видим из истории, родились от бессильной злобы кальвинистов и протестантов, которые не имели достаточно серьезных аргументов и не могли ничем другим ответить на замечательную книгу митрополита Стефана (Яворского) «Камень веры». Итак, кто будет иметь возможность прочесть эту книгу, найдет в ней много полезного для защиты Православия и обращения протестантов, да и просто насладится медом духовным.

(статья дополненная – прим.) 2013.

"Камень веры, православным церкве святыя сыном - на утверждение и духовное созидание, премыкающимся же о камень претыкание и соблазна - на востание и исправление" , обширное сочинение митрополита Стефана (Яворского) (+ 1722) против лютеран .

Книга имеет в виду специально православных, склоняющихся к протестантству , и обнимает все догматы, оспариваемые протестантами. Каждый догмат излагается, затем доказывается, и, наконец, опровергаются возражения на него. Доказательства автор берет из Св. Писания , соборных правил, св. отцов. Оспаривая протестантские мнения, автор обильно черпает доводы из католической системы. Католический элемент вошел в статьи об оправдании, о благих делах, о заслугах сверх требуемых, о наказании еретиков. Мнения, изложенные в статье о наказании еретиков, митрополит Стефан проводил и в жизни, напр. к раскольникам он относился по-инквизиторски.

Работа над книгой была начата в году, во время процесса по делу Тверитинова и других, увлекшихся лютеранством, и является также скрытой полемикой с царем Петром I , благоволившим к протестантам. Окончена книга в г., но при жизни Петра книга не могла быть отпечатана и была издана только при Петре II в г., с разрешения Верховного тайного совета, по засвидетельствованию Феофилакта (Лопатинского) и под его наблюдением.

Протестанты тотчас же по выходе книги начали полемику против нее (рецензия в Лейпцигских ученых актах 1729 г., книга Буддея 1729 г., диссертация Мосгейма 1731 г. и т. д.). Ее взяли под свою защиту католики: доминиканец Рибейра написал опровержение на книгу Буддея. В России вышел злостный памфлет на "Камень веры", "Молоток на камень веры", с выходками против митр. Стефана.

"Первая из них, - говорит Ю. Самарин , - заимствована у католиков, вторая - у протестантов. Первая была односторонним противодействием влиянию реформации; вторая таким же односторонним противодействием иезуитской школе. Церковь терпит ту и другую, признавая в них эту отрицательную сторону. Но ни той, ни другой церковь не возвела на степень своей системы, и ни той, ни другой не осудила; следовательно, лежащее в основании обеих понятие о церковной системе церковь исключила из своей сферы, признала себе чуждым. Мы вправе сказать, что православная церковь не имеет системы и не должна иметь ее".

Литература

  • Баринов Николай, протиерей, Митрополит Стефан (Яворский) и книга «Камень веры» // Сайт священника Николая Баринова

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Стефан Яворский
Камень веры.
Камєнь вѣры: православнымъ цєрквы святыѧ сыномъ на утвєрждєнїє и духовноє созиданїє. Прєтыкающымсѧ жє ω камєнь прєтыканїѧ соблазна. На востанїє и исправленїє
Жанр Богословие
Автор Стефан Яворский
Язык оригинала церковнославянский
Дата написания 1718 год

Ка́мень ве́ры (полное название: «Камень веры: православным церкве святые сыном на утверждение и духовное созидание. Претыкающымся же о камень претыкания соблазна на востание и исправление ») - полемическое произведение митрополита Стефана Яворского , направленное против протестантской проповеди в России .

Книга в первую очередь рассчитана на православных, склоняющихся к протестантству . Митрополит Стефан рассматривает догматы, оспариваемые в то время протестантами .

История создания

Поводом для написания книги, как сказано в её предисловии, стало дело против ересеучителя Димитрия Евдокимова в 1713 году. Димитрий родился и был воспитан в Православии, но в зрелом возрасте перенял протестантские воззрения у одного кальвиниста, он оставил поклонения иконам , Кресту и святым мощам ; Евдокимов распространял своё учение и собрал вокруг себя людей, разделяющих его неправославные взгляды. Один из последователей Евдокимова цирюльник Фома Иванов дошел до такой дерзости, что публично произносил в Чудове монастыре хулу на святого Алексия-митрополита и разрубил ножом его икону. . В 1713 году был собран собор, на котором судили отступников и их предали анафеме . Фома Иванов принес покаяние за свой поступок, но его всё равно судили после этого гражданским судом и предали смертной казни. Остальных последователей, поскольку они не изменили своих воззрений, оставили под церковным запрещением. Вскоре Евдокимов овдовел и решил жениться вторично; он принес покаяние и был принят обратно в церковное общение, где заключил свой брак с новой супругою.

Митрополит Стефан работал над составлением своего знаменитого «Камня веры», который должен был служить, по его мысли, главным орудием православной полемики против протестантизма. Сам Стефан только в 1717 году после многих исправлений решил приступить к печатанию «Камня веры». В своём письме к архиепископу Черниговскому Антонию (Стаховскому) митрополит Стефан просил последнего, «аще где либо [в книге] жестокая досада на противников обретается, оную надобе удалити или умягчити» .

Как писал Антон Карташёв, «Конечно, Стефану вовремя было сказано, что такое сочинение, вредное для го­сударства, нуждавшегося в привлечении ино­странцев, не будет напечатано». 27 ноября 1722 митрополит Стефан скончался, так и не увидев свой труд опубликованным .

главы книги:

  1. о святых иконах
  2. о Знамении Честного Креста
  3. о Святых Мощах
  4. о Святейшей Евхаристии
  5. о призывании святых
  6. о входе святых душ, вышедших из тела, в небесные обители и причастии небесной славы прежде второго пришествия Христа
  7. о благотворении преставившимся, то есть о молитвах, милостынях, постах и особенно бескровных жертвах, приносящихся за умерших
  8. о преданиях
  9. о Святейшей Литургии
  10. о Святых Постах
  11. о добрых делах, способствующих вечному спасению
  12. о наказании еретиков

Стефан защищает иконы на том основании, что они святы не вещественно, а образно. В отличие от идолов иконы не являются телом Бога. Они служат нам напоминанием о библейских событиях. Впрочем, Стефан признает, что крайними иконоборцами являются лишь кальвинисты . Лютеране «приемлют некоторые иконы» (Распятие, Тайная Вечеря), но не поклоняются им. Вместе с тем Стефан замечает, что не всякий образ Бога достоин поклонения. Так на Шестом Вселенском соборе было запрещено изображать Христа в виде агнца. При этом Стефан полагает, что поклонение иудеев Медному змею (от Моисея до Езекии) было благочестивым.

Стефан отвергает протестантскую экклезиологию, доказывая, что церковь не могла превратиться в Вавилонскую блудницу , несмотря на то что Древний Израиль многократно отходил от Бога. Для описания богослужения Стефан использует слово «латрия», а характерную практику поминовения усопших он именует «агиомнисией».

Оспаривая протестантские мнения, Стефан обильно черпает доводы из католической системы, хотя и отвергает некоторые католические догматы (например, чистилище). Католические элемент вошёл в статьи об оправдании, о благих делах («для спасения требуются добрые дела так же, как и добрая вера»), о сверхдолжных заслугах , об евхаристии как жертве, о наказании еретиков. Протоиерей Иоанн Морев провёл анализ книги «Камень веры» и обратил внимание на то, что Стефан просто переводил, переписывая, или пересказывал целые огромные куски текстов у латинских западных авторов: Беллярмина и Бекана . Среди таковых заимствований у вышеназванных авторов был текст апологетики инквизиции.

Судьба книги

Первое издание книги, напечатанное в количестве 1200 экземпляров, разошлось в один год . Книга была переиздана в 1729 году в Москве, а в 1730 году - в Киеве .

Книга вызвала сильное неудовольствие ориентирующихся на немецких протестантов придворных кругов. Издание книги многих задевало, в том числе и Феофана Прокоповича , которого многие обвиняли в симпатиях к протестантизму и даже в ереси. Немецкие протестанты восприняли издание книги «Камень веры» как вызов, который требовал немедленного ответа. Информация о книге уже в мае 1729 года появилась в Лейпцигских учёных актах, а вслед за тем в том же году был издан полемический трактат йенского богослова Иоганна Франца Буддея «Апологетическое письмо в защиту лютеранской церкви». Сильнее всего противников книги задело то, что она повторяет католические взгляды на инквизицию и оправдывает смертную казнь еретиков .

В это время в России анонимно вышел злостный памфлет, впоследствии ставший известным под названием «Молоток на камень веры», автор которого намеренно создавал оскорбительный карикатурный пасквиль с элементами политического доноса в адрес своего оппонента. Митрополит Стефан Яворский представлен как тайный католический агент, действующий в интересах папы, сознательно противящийся церковной политике Петра I и вынашивающий честолюбивые планы восстановления патриаршества. Местоблюститель обвиняется во всевозможных грехах: в неповиновении царю и саботаже его поручений, страсти к стяжанию и роскоши, в симонии , сочувствии политическим заговорам Мазепы и царевича Алексея против царя. Поступки же нравственные и осуждению не подлежащие, представляются как проявление иезуитской хитрости. Автор с откровенным презрением относится к русскому народу, православному духовенству и монашеству . В целом сочинение не отличается богословской глубиной, нападки на митрополита Стефана занимают больше места, чем критика его богословских взглядов. В конце своего сочинения автор «Молотка…» выражает уверенность, что царствующая императрица Анна Иоанновна , «подобная во всем Петру, истинная петрова наследница», не потерпит торжества противников царя Петра I, и книга «Камень веры» будет запрещена. Надежды автора «Молотка…» оправдались. Высочайшим указом от 19 августа 1732 года книга «Камень веры» была запрещена .

Вопрос об авторстве до сих пор остаётся однозначно нерешённым. Автор пасквиля - человек, безусловно, информированный о многих обстоятельствах личной жизни митрополита Стефана, в том числе в Киеве, его взаимоотношениях с высшим духовенством и священством Рязанской епархии. Он также хорошо осведомлен о взаимоотношениях Местоблюстителя с императором, понимает обстоятельства дворцовых интриг при смене власти. Почти нет никакого сомнения, что это не иностранец, и не простой пастор, живший в России, а человек, вхожий в высшие круги управления Церкви или государства . Современные исследователи сходятся в том, что её публикация была выгодна именно Феофану; более того там содержится лестный отзыв о нём. Современный исследователь Антон Григорьев называет наиболее вероятным кандидатом на авторство Антиоха Кантемира .

В 1730 году был лишён сана и заточен в Кириллов монастырь архиепископ Киевский Варлаам (Вонатович) за то, что не отслужил вовремя молебна на восшествие им­ператрицы на престол; но больше всего он про­винился в том, что плохо удерживал свое ду­ховенство от толков об еретичестве Феофана и дозволил у себя в Киеве новое издание «Камня веры» .

В 1735 году был арестован и Феофилакт, за которым числилась важная вина, издание «Камня веры» и который, кроме того, по своей чистосердечной откровенности и доверчивос­ти к окружающим, не раз дозволял себе лиш­ние речи и о патриаршестве, и о Феофане, и о немцах, и о том, что императрица Анна села на престол, обойдя цесаревну .

В царствование Елизаветы Петровны книга вновь была напечатана в 1749 году. Затем её издавали несколько раз в уже в XIX веке : в 1836 и 1843 годах.

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.