Система материально технического обеспечения производства. Материально-техническое обеспечение организации

– система организации обращения и использования средств труда, основных и оборотных фондов предприятия (материалов, сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования). МТО также отвечает и за их распределение по структурным подразделениям и бизнес-единицам и потребление в производственном процессе.

Исходным моментом является определение потребности организации в тех или иных производственных фондах, их объеме и ассортименте на текущий и будущий периоды. В соответствии с этим система МТО должна отвечать некоторым требованиям. Во-первых, она направлена на своевременное и полное удовлетворение потребностей производства. Это обеспечивает непрерывность производственного процесса и влияет на его масштабы. Во-вторых, МТО призвано создавать условия для эффективной деятельности предприятия, оно нацеливает его на экономический ресурс. Кроме того, материально-техническое обеспечение само по себе способно обеспечить приоритет потребителя в хозяйственном отношении.

Таким образом, система МТО имеет ряд функций, следуя которым, она поддерживает производительность труда и эффективность производства:

1) планирование потребности в материальных ресурсах. Это значит, что МТО на основе имеющихся данных о таких показателях производства, как материалоемкость и фондоотдача, определяет оптимальное количество ресурсов, которые необходимы для осуществления одного производственного цикла и выпуска определенной партии товаров и услуг;

2) заготовительная функция. МТО ведет на предприятии оперативно-заготовительные работы в соответствии с планами потребностей, контролирует процесс заключения договоров, обрабатывает все «ошибки» производства;

3) хранение заготовленного сырья и материалов, т. е. организация складского характера. Кроме того, МТО разрабатывает указания, принципы и инструкции, в соответствии с которыми хранение и использование запасов должны осуществляться;

4) осуществление учета и строгого контроля над выдачей сырья и материалов производству и пр.

Материально-техническое обеспечение производства – довольно широкое понятие, поэтому может иметь несколько форм.

1. Поставки готовой продукции, полуфабрикатов и услуг промышленного характера по прямым хозяйственным связям.

2. Оптовая торговля средствами производства, а также изготовленными товарами посредством складов, через сети магазинов и товарозаготовительные базы.

3. Обменные и заемные операции в случае недостатка ресурсов или денежных средств в виде инвестиций.

4. Использование вторичных ресурсов, переработка отходов.

5. Лизинг, который является одним из главных финансовых инструментов, посредством которого возможны долгосрочные капиталовложения в переоснащение и модернизацию производства. Это позволяет создать устойчивую материально-техническую базу и способствует росту конкурентоспособности выпускаемых товаров.

6. Покупка сырья и материалов через товарные биржи, а также осуществление импортных закупок по соответствующим договорам о партнерстве с иностранными фирмами.

7. Развитие подсобного хозяйства (добыча сырья, изготовление тары) и осуществление централизованного распределения материальных ресурсов.

Следовательно, система МТО является необходимым условием развития производства, поскольку осуществляет общий контроль над заготовительными и производственными работами, а также позволяет адекватно оценивать реальные возможности и резервы фирмы.

2. План МТО

План материально-технического обеспечения представляет собой совокупность документов, в которых отражена и оценена потребность в материальных ресурсах и предложены варианты источников удовлетворения данной потребности. Иными словами, план МТО – это важнейшая часть долгосрочного стратегического планирования организации и ее экономического развития. Исходным моментом планирования является определение структуры потребности, т. е. номенклатуры материальных и природных ресурсов, которые необходимо приобрести для осуществления производственного процесса. Сама номенклатура имеет вид справочника, в котором указаны точные названия, стандарты, размер, форма и марки каждого вида сырья и материала. Стоимость необходимых для потребления ресурсов определяется планово-заготовительными ценами, состоящими из следующих элементов:

1) цен оптовых поставщиков. Они определяют величину предложения первичных продавцов – владельцев ресурсов и стоимость единицы сырья, по которой сделка купли-продажи может быть осуществлена;

2) железнодорожных тарифов, которые играют немаловажную роль при определении фактической цены приобретаемого сырья. Они также находят свое отражение в конечных ценах и определяют величину себестоимости доставки;

3) снабженческо-сбытовой организации, которая перекупает у оптовиков ресурсы по оптовым ценам, затем перепродает их по завышенным ценам. В них она включает стоимость собственных услуг посредничества. Таким образом, ее прибыль составляет разницу между оптовой ценой ресурсов и ее собственной;

4) издержек по таре, которые включают все денежные затраты, связанные с упаковкой;

5) расходов по доставке на предприятие – это денежные средства, которые организация оплачивает за доставку непосредственно на склад предприятия или непосредственно в его подразделения (цеха) для последующей обработки.

Таким образом, можно сказать, что планово-заготовительные цены включают в себя все расходы организации по покупке и доставке запланированного объема необходимых ресурсов. В соответствии с этим номенклатура сырья и материалов также дополняется данными об их планово-заготовительных ценах и приобретает вид номенклатуры-ценника, т. е. содержит не только виды материалов, но и их фактическую стоимость. Номенклатура-ценник – наиболее полный документ предстоящих расходов. Благодаря его наличию организация соотносит необходимое с возможным и определяет ту величину сырья и материалов, которая сможет удовлетворить потребности производства и в то же время будет оптимальной по цене. Условиями разработки обоснованных планов материально-технического обеспечения являются прогрессивные нормы расхода сырья и топлива. Норма расхода оборотных средств – это наибольшая цена, ее максимально допустимая величина, которая устанавливается в соответствии с определенными производственными условиями материальных затрат на производство единицы продукции.

Существует несколько классификаций планов МТО.

1. По длительности планового периода:

1) текущие планы, которые составляются на ближайшее время;

2) перспективные, которые организация планирует осуществить в будущем в зависимости от сложившейся на производстве ситуации.

2. По стадии разработки:

1) предварительные планы – разрабатываются в соответствии с экономическими и производственными ожиданиями;

2) окончательные планы – определяются путем изменения предварительных с учетом динамики цен и общей экономической ситуации в стране.

3. По масштабу действия:

1) планы предприятий;

2) планы структурных подразделений, цехов.

3. Методы определения потребности в МТО

Материально-техническое обеспечение – это способ контроля и распределения ресурсов в процессе производства. Посредством системы МТО предприятие осуществляет покупку и расход сырья и материалов для производства наиболее рациональным способом. Для этого ведется учет данных текущего потребления, в соответствии с чем составляются планы на долгосрочный период. Это позволяет грамотно расходовать бюджет организации, поскольку сокращаются производственные издержки.

Само по себе материально-техническое обеспечение одной из своих задач имеет покупку необходимых предприятию материальных ресурсов, а также их централизованное распределение по производственным подразделениям – цехам, где они проходят дальнейшую обработку. Посредством этого, определяя структуру собственной потребности в факторах производства, организация делает вывод о том, насколько необходимо наличие МТО.

Потребность и необходимость создания системы МТО для осуществления хозяйственных и производственных функций могут быть определены следующими методами.

1. Нормативный. Данный метод основан на применении прогрессивных и технически обоснованных норм расхода. Таким образом,

где Р м – существующая потребность в сырье и материалах;

Н р – норма расхода;

V – объем производства товаров и услуг.


Таким образом, потребность в ресурсах находится в прямой зависимости от масштабов производства. Норма расхода устанавливается каждым предприятием в отдельности на основе данных о его финансовой стабильности и развитости. В любом случае фирма, минимизирующая издержки, всегда стремится установить минимальную величину расхода ресурсов, которая определяет максимальную цену, которую организация готова заплатить за производство единицы продукции.

2. Статистический метод – метод динамичных коэффициентов. Здесь в расчет берутся данные о расходе материалов, который был произведен в предыдущем периоде, в соответствии с чем необходимость в МТО определяется через учет фактического потребления и его изменения по отношению к будущему периоду.

Р м = Р ф? К пр? К н,

где Р ф – фактическое потребление ресурсов в процессе производства в текущем периоде;

К пр – коэффициент, показывающий изменение плана на будущее потребление по сравнению с предыдущим;

К н – коэффициент, который характеризует снижение норм расхода на перспективу, т. е. он рассчитывается на будущий период.


Данный метод определения потребности в МТО применяется исключительно в том случае, когда необходимо точно рассчитать потребность в материалах при массовом производстве и продукции широкой номенклатуры, а расход сам по себе незначителен.

3. Метод прогнозирования основан на изучении статистических рядов потребления материальных ресурсов за определенный промежуток времени (несколько лет или месяцев) и их динамичности. Это позволяет создать практико-математическую модель изменения потребности, посредством которой составляется прогноз потребления.

Следовательно, выбор одного из вышеперечисленных методов зависит исключительно от направления и структуры расходования сырья и материалов при производстве определенного набора благ, а также от периода, на который осуществляется планирование, типа материала, его качества, обмена и характера.

4. Организация оперативной работы по МТО

Оперативная работа по материально-техническому обеспечению включает несколько элементов. Во-первых, она подразумевает получение и учет фондовых извещений на центрально-распределяемую продукцию. Это характерно главным образом для государственных предприятий. Во-вторых, посредством МТО организация составляет заказы на получение материалов от поставщиков факторов производства, заключает с ними соответствующие договоры на поставку и осуществляет контроль за их исполнением. Кроме того, к оперативной работе относятся специфицирование производственных фондов и выбор форм поставок. Специфицирование представляет собой определение потребности предприятия в материалах и сырье по номенклатуре-ценнику, в котором все материальные ресурсы распределены по типам, профилям, размерам и другим детальным характеристикам. Таким образом, оптимальная структура и объем поставок определяются именно посредством специфицирования.

Существуют следующие виды поставок сырья и материалов и других необходимых производственных фондов.

1. Транзитная, или прямая. При такой форме поставки материальные ресурсы в соответствии с потребностями в них предприятия поступают к потребителю прямо от изготовителя или владельца факторов производства. Здесь нет никаких посредников, поэтому отношения «продавец – покупатель» характеризуются прямыми хозяйственными связями. Положительным аспектом здесь является то, что процесс поставки значительно ускоряется, укрепляются хозяйственные связи, отсутствуют промежуточные (посреднические) операции, и, как следствие, сокращаются транзакционные издержки. Такая форма поставки целесообразна при больших объемах потребления на постоянной основе.

2. Складская поставка более удобна в том случае, когда сырье и материалы потребляются в небольшом количестве. Материальные ресурсы первоначально закупаются по оптовым ценам посредниками, поступают на склады, а затем продаются конечному потребителю. При этом производственные запасы снижаются, а оборачиваемость оборотных средств растет. Кроме того, предприятия получают возможность завозить материалы в удобное для них время и в нужном количестве, которое будет соответствовать норме потребности. В свою очередь, поставщики-посредники могут заблаговременно подготовить груз к транспортировке, что позволяет доставить его по первому требованию организации. Однако сами потребители несут дополнительные расходы за услуги посреднических организаций – так называемые складские наценки. Поэтому при всех плюсах данной формы поставки она значительно увеличивает общие издержки производства.

В оперативную работу МТО, помимо всего вышеперечисленного, входит количественный и качественный прием нужных материалов, а также процесс организации снабжения ими производственных подразделений – цехов. Управление доставкой ресурсов в цеха основано на соответствии лимитам и планам-графикам. Лимит – строго ограниченное количество (минимум или максимум) материалов, которые могут быть доставлены непосредственно на производство за определенный период времени. Соответственно, доставка материалов в цех может быть осуществлена двумя способами:

1) децентрализованным . Иными словами, цеха сами получают и вывозят сырье с производственного склада цеховым транспортом. Данный способ, как правило, характерен для предприятий, осуществляющих индивидуальное или мелкосерийное производство;

2) централизованным , который больше подходит для предприятий, нацеленных на массовое производство. Склады по графику подают цехам требующиеся в определенном количестве материальные ресурсы. Это дает возможность заранее подготовиться к доставке и позволяет более целесообразно использовать рабочий транспорт и вспомогательные рабочие предприятия, которые непосредственно и занимаются развозкой сырья по цехам. Кроме того, посредством централизованной доставки система учета и контроля за прохождением сырья и материалов от центрального склада до рабочего места значительно упрощается.

Таким образом, каждое предприятие выбирает оптимальные для себя способы покупки и доставки фондов на производство и делает это на основе специализации и масштабов производства.

На организацию транспортного, ветеринарно-санитарного обеспечения и бытового обслуживания войск (сил).

МТО является составной частью всестороннего обеспечения Вооруженных Сил. Оно организуется и осуществляется во всех видах операций (боевых действий) и повседневной деятельности войск (сил).

Целью является бесперебойное удовлетворение потребностей войск (сил) в необходимых видах материальных средств и поддержание вооружения и военной техники в готовности к боевому применению (использованию по назначению).

Состав единой системы МТО ВС РФ

Бригады мто (по количеству армий).

Железнодорожные войска.

Складская инфраструктура, комплексные базы МТО (филиалы), арсеналы, склады, базы ракетно-артиллерийского вооружения, автомобильного и бронетанкового имущества.

Ветеринарно-эпизоотические отряды, центры ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторной диагностики.

Ремонтные мастерские, лаборатории службы горючего.

Органы ВОСО (военных сообщений).

Другие подразделения и организации материально-технического обеспечения, предназначенные для всестороннего МТО бригад.

Современное состояние организации МТО войск и направления его совершенствования

Заключается в выполнении следующих мероприятий:

-принятие (уточнение) решения на МТО и его планирование;

-проведение тыловой и технической разведки;

-подготовка, построение и применение всех сил и средств МТО

Бесперебойное обеспечение войск (сил) вооружением, военной техникой, ракетами, боеприпасами, военно-техническим имуществом и другими материальными средствами;

Комплексное использование всех видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного и трубопроводного)

-эксплуатация и восстановление вооружения и военной техники;

Защита, оборона, охрана и маскировка соединений, частей и организаций материально-технического обеспечения;



Развертывание системы управления и управление материально-техническим обеспечением войск (сил) в операции (боевых действиях);

Организаторы:

в военном округе – заместитель командующего войсками военного округа по МТО;

В армии – заместитель командующего войсками армии по МТО

в бригаде – заместитель командира бригады по МТО;

В батальоне (дивизионе) – заместитель командира батальона по МТО

направления его совершенствования:

в состав подразделений подвоза должны быть включены современная и перспективная модернизированная техника повышенной грузоподъемности, перспективные комплекты технических средств в целях мобильности и обеспечения автономности;

Создание собственной системы материально-технического обеспечения войск, включенной в состав частей и подразделений тактического звена;

-принципиальное изменение схем материального обеспечения как в мирное, так и в военное время;

-внедрение совершенно новой схемы обеспечения горючим;

Организация передачи на аутсорсинг функций обеспечения.

4. Термины, понятия и определения МТО войск (МТО, материальные средства, виды МТО, специальные виды МТО)

МТО - представляет собой комплекс мероприятий направленных:

на своевременное и полное удовлетворение потребностей войск (сил) в различных видах материальных средств и создание (накопление) их запасов;

на обеспечение надежной эксплуатации и восстановления вооружения и военной техники;

на поддержание в исправном состоянии и развитие обеспечивающей инженерно-технической инфраструктуры аэродромной сети;

Виды МТО

материальное; транспортное; ракетно-техническое;

артиллерийско-техническое; танкотехническое;

автотехническое; инженерно-техническое;

техническое обеспечение РХБ защиты; техническое обеспечение связи и АСУ;

техническое обеспечение по службам материального обеспечения;



метрологическое обеспечение;

ветеринарно-санитарное;

квартирно-эксплуатационное;

Финансовое.

Специальные виды :

Ракетно-артиллерийское, инженерно-ракетное, инженерно-аэродромное, аэродромно-техническое, инженерно-авиационное, электромеханическое, инженерно-космическое, железнодорожно-техническое, инженерно-радиоэлектронное,

Организуется и осуществляется с целью своевременного и полного удовлетворения потребностей войск (сил) в вооружении и военной технике, ракетах, боеприпасах, взрывчатых веществах, ракетном топливе и горючем, средствах защиты личного состава и ведения РХБ разведки, продовольствии, вещевом, авиационно-техническом, инженерно-аэродромном, шкиперском, инженерном, бронетанковом автомобильном, ветеринарно-санитарным, квартирном имуществе и других видах материальных средств.

Задачи:

определение потребности в материальных средствах на операцию (боевые действия);

истребование, получение (прием) и создание в войсках (силах) установленных запасов материальных средств; обеспечение сохранности материальных средств;

организация учета и отчетности при хранении и расходовании материальных средств;

организация и контроль законности расходования материальных средств и доведения их до потребителей; планирование и обеспечение своевременного восполнения расхода и потерь запасов;

подвоз материальных средств войскам (силам);

Является одной из составляющих системы мто войск, и представляет собой комплекс мер и мероприятий, направленных на решение задач технической направленности обеспечения войск транспортом, вооружением, военной техникой, ракетами, боеприпасами и военно-техническим имуществом.

Транспортное обеспечение – комплекс мероприятий по подготовке, эксплуатации, техническому прикрытию и восстановлению транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, внутреннего водного и трубопроводного), предназначенных для организации всех видов воинских перевозок, подвоза материальных средств и эвакуации.

Ракетно-техническое обеспечение- накопление до установленных норм запасов ракет и боевых частей к ним в обычном снаряжении, обеспечение их технической исправности, содержание в установленных степенях боевой готовности, проведение регламентных работ, своевременную подготовку их к боевому применению и доставку войскам, а также техническую и специальную подготовку личного состава.

Техническое обеспечение по службам материального обеспечения организуется и осуществляется в целях обеспечения штатной техникой служб материального обеспечения, поддержания в исправном состоянии и постоянной готовности к использованию авто, дорожной, ж/д и инженерно-аэродромной техники, средств аэродромно-технического обеспечения полетов, средств заправки, перекачки и транспортирования ракетного топлива и горючего, техники вещевой и ветеринарно-санитарной служб, технических средств приготовления пищи, выпечки хлеба, и другой техники служб материального обеспечения, а также обеспечения надежной ее эксплуатации и восстановления.

Банно-прачечные пункты

Передвижные хлебозаводы.

Личного состава – 1092 чел.

Автомобилей – 408 ед.

В оборонительном бою ПУ МТО бригады размещается на удалении до 20 км от переднего края. В наступательном бою ПУ МТО бригады размещается на удалении 15 км от переднего края наших войск. На марше ПУ МТО следует в голове колонны основной группировки подразделений материально-технического обеспечения.

Сторожевые посты должны прикрывать дороги и тропы, ведущие к районам размещения частей и подразделений МТО. В состав сторожевого поста может выделятся от 2 – З-х человек до отделения. Ему указывается позиция на удалении до 1,5 км от охраняемого объекта.

Дозоры от частей МТО высылаются при угрозе нападения противника с целью своевременного его обнаружения и выявления намерений. Они выполняют свои обязанности и могут действовать на удалении 2 – 3 км от них.

Требования по защите, обороне, охране и маскировке пунктов управления материально-техническим обеспечением войск.

Отчетно-информационные документы предназначаются для доклада вышестоящему командованию (донесения, сводки, информации, сообщения, отчеты и другие, которые разрабатываются для доклада вышестоящему начальнику о результатах выполнения полученных задач, о положении и состоянии МТО, а также для информации подчиненных, взаимодействующих частей (подразделений), органов МТО об обстановке)

3. Справочные документы разрабатываются в качестве исходных и подсобных (рабочих) документов при планировании МТО и проведении других мероприятий по руководству МТО (различные расчеты, ведомости, таблицы, схемы, справки, описания и другие документы, разрабатываемые в качестве исходных и вспомогательных документов при планировании МТО боевых действий соединения (части) и проведении других мероприятий по руководству МТО.).

Основные боевые документы МТО:

план тылового обеспечения (детально разработанное и оформленное на карте решение на МТО с приложением пояснительной записки);

рабочие карты;

решения на материально-техническое обеспечение (на основании и в развитии разрабатываются исполнительные и планирующие документы; оформляется на карте с приложением необходимых расчетов);

распоряжения по МТО (боевые, предварительные);

расчеты планирования материально-технического обеспечения;

Для управления частями мто соединения применяются проводные, радио-, радиорелейные, подвижные и сигнальные средства, с помощью которых организуется телефонная, телеграфная, фельдъегерско-почтовая связь и передача данных.

23.Сводка по МТО (раскрыть содержание, методику составления)

Сводка по МТО частей разрабатывается заместителем командира части по МТО на основании донесений подразделений, информации штаба и служб МТО. Сводка состоит из следующих разделов:

«Размещение частей (подразделений) МТО»

«Материальное обеспечение»

«Заявка на подачу материальных средств»

«Состояние путей подвоза и автотранспорта»

«Потери от воздействия противника»

«Трофеи»

«Выводы о состоянии материально-технического обеспечения»

К материальным средствам по службе горючего и смазочных материалов относятся: горючее (бензины, газотурбинное, дизельное топливо, мазут), масла, смазки и специальные жидкости; техника для транспортирования, заправки, перекачки, хранения, контроля качества горючего, средства ремонта и техническое имущество, бланки и книги учета и отчетности.

По горючему – заправка

В армии на 2 суток,

Войсковые запасы подразделяются на расходную часть и неприкосновенный запас. Расходная часть предназначается для обеспечения боевых действий и удовлетворения текущих потребностей войск. Неприкосновенный предназначен для решения непредвиденных задач и расходуется с разрешения командира соединения.

Размеры неприкосновенного запаса составляют: стрелковых боеприпасов - 0,1 бк, находящихся у личного состава, а также в боевых машинах; горючего – 0,2 заправки в баках машин; продовольствия –
1 (или 3) сутодачи у личного состава (или в боевых машинах).

В зависимости от обстановки и выполняемой боевой задачи решением вышестоящего командующего (командира) могут создаваться дополнительные запасы материальных средств. создаются путем уплотненной загрузки тягачей и автомобильных подразделений подвоза. дополнительные запасы горючего могут составлять до 0,2 запр. по автобензину и до 0,4 запр. по дизельному топливу

27. Схема эшелонирования материальных средств. Содержание материальных средств рассмотреть на примере эшелонирования войсковых запасов горючего и смазочных материалов.

28. Организация подвоза материальных средств (определение,условия, факторы, виды транспорта,способы подвоза)

Является одной из основных задач мто войск. Он организуется и осуществляется в любых условиях обстановки в интересах всестороннего, полного, бесперебойного материального обеспечения войск для накопления, восстановления и поддержания на складах установленных норм запасов материальных средств всеми видами транспортных средств.

Подвоз материальных средств включает в себя комплекс мероприятий: по подготовке материальных средств, средств механизации, транспортных средств (автомобильного, трубопроводного транспорта); их выделению для выполнения всех видов перевозок; погрузке и перевозке материальных средств всеми видами транспорта и их выгрузке.

Другие мероприятия.

МТО бригады при подготовке и в ходе наступления на обороняющегося противника организуется с учетом ряда факторов:

-способы перехода бригады в наступление;

-боевые задачи бригады;

-построение боевого порядка бригады;

-роль и место бригады в оперативном построении армии;

-масштабы применения ОМП противником и нашими войсками;

-установленный старшим начальником порядок материально-технического обеспечения;

-наличие и состояние сил и средств МТО, путей подвоза и эвакуации;

-физико-географические особенности района боевых действий

Подготовка размещение и перемещение батальона мто в наступлении

Наступление является одним из видов общевойскового боя, имеет целью разгромить противостоящего противника и овладеть назначенными рубежами или районами местности и создать условия для ведения последующих действий. Оно заключается в поражении противника всеми имеющимися средствами, атаке, продвижением войск в глубину его расположения, уничтожении и пленении живой силы, захвате вооружения и техники, различных объектов и намеченных районов местности

Бригада может наступать на направлении главного удара или на других направлениях в составе других ударных группировок войск. При этом бригада может наступать в первом эшелоне армии, составлять ее второй эшелон, находится в общевойсковом резерве или входить в состав оперативной маневренной группы фронта.

Наступление бригады осуществляется из положения непосредственного соприкосновения с ним, а на поспешно перешедшего к обороне – с выдвижением из глубины. Обычно проводится из исходного района, назначаемого на удалении 20 - 40 км от переднего края обороны противника и осуществляется с развертыванием частей в боевой порядок для атаки с ходу. При этом назначаются исходный рубеж и рубежи развертывания: в батальонные колоны – на удалении 12-15 км от переднего края обороны; в ротные колонны – на удалении 4-6 км; взводные колонны – на удалении 2-4 км; рубеж перехода в атаку – удаление до 600 м от переднего края.

Ширина полосы фронта наступления: взвод – до 300 м; рота – до
1 км (на участке прорыва – 500 м); батальон – до 2 км (на участке прорыва до 1 км) (до 5 км); бригада – 4-6 км (до 20 км).

Подвоз запасов в условиях преднамеренной обороны осуществляется в первую очередь обеспечиваемым подразделениям первого эшелона и артиллерии, предназначенным для действий на направлении сосредоточения основных усилий, а в ходе боя - обеспечиваемым подразделениям, ведущим бой за удержание наиболее важных районов обороны

Подвоз боеприпасов обеспечиваемым артиллерийским подразделениям в ходе боя батальоном производится по мере необходимости и может осуществляться следующими способами:

доставка боеприпасов в назначенный пункт встречи и в дальнейшем следование с представителем обеспечиваемого артиллерийского подразделения непосредственно на огневые позиции;

доставка боеприпасов в пункт передачи материальных средств;

Включение в состав походных колонн обеспечиваемых артиллерийских подразделений транспортных средств батальона с запасами материальных средств и перемещение их в ходе боя до момента передачи боеприпасов. Автомобильная техника, возвращающаяся после выгрузки или передачи материальных средств, может использоваться для выполнения эвакуационных перевозок, а также для эвакуации раненых и больных.

Заправка военной техники обеспечиваемых подразделений горючим, как правило, осуществляется при подготовке к бою и после выполнения поставленной задачи на основании решения командира бригады, который устанавливает порядок, время, маршруты выдвижения обеспечиваемых воинских частей для заправки военной техники горючим.

В обороне заправка военной техники горючим производится со строгим соблюдением мер маскировки и осуществляется:

военной техники, находящейся на занимаемых ею позициях, как правило, в темное время суток способом подхода средств заправки к заправляемой военной технике;

военной техники, находящейся в глубине обороны, в конце дня боя комбинированным способом в зависимости от конкретной обстановки (подходом средств заправки к заправляемой военной технике или наоборот, а также с использованием полевых заправочных пунктов).

Для ремонта и эвакуации бронетанковой, автомобильной техники, РАВ, вооружения, военной техники войск из состава батальона выделяются ремонтные роты. Действия рот организуются и осуществляются на основе решения командира батальона и указаний заместителя командира бригады по МТО.

Эвакуация военной техники и вооружения включает:

вытаскивание застрявшей, опрокинутой, заваленной, затонувшей техники;

приведение ее в транспортабельное состояние и транспортирование поврежденных (неисправных) или не имеющих экипажей, расчетов или водителей машин из районов боевых действий и с мест выхода из строя к маршрутам эвакуации, в места ремонта;

Подготовка, размещение и перемещение батальона материально-технического обеспечения в обороне

В обороне батальон располагается с учетом боевого порядка и задач бригады; безопасного удаления от обеспечиваемых подразделений при применении ядерного оружия; радиационной, химической и биологической обстановки; характера местности.

С началом оборонительного боя и при его ведении в полосе обеспечения (на передовой позиции), при необходимости, может выделяться часть транспортных средств автомобильной роты батальона с запасами боеприпасов и инженерных средств заграждения, а также ремонтной роты (АВ и БТ), которые размещаются за боевыми подразделениями, обороняющими передовую позицию.

При ведении бригадой позиционной обороны для обеспечения подразделений, ведущих бой за главную полосу, в первую очередь используются основные силы и средства батальона, при необходимости проводится маневр ими, вносятся изменения в размещение подразделений батальона.

При подготовке бригады к ведению маневренной обороны батальон располагается за конечным рубежом обороны второго эшелона (общевойсковым резервом) бригады. Районы расположения батальона определяются старшим начальником или выбираются командиром батальона и согласовываются со штабом бригады.

Район расположения бмто должен обеспечивать:

удобное размещение подразделений батальона с учетом выполняемых задач;

рассредоточенное и скрытное размещение военной техники и личного состава батальона;

наличие дорог;

Батальону назначаются основной и запасный районы расположения . Запасный район расположения батальона выбирается и по возможности готовится в инженерном отношении на удалении 5 - 7 км от основного района.

Общая площадь района расположения батальона составляет до 80 кв.км (без рот обеспечения
до 40 кв.км).

Подготовка, размещение и перемещение батальона материально-технического обеспечения на марше

При подготовке частей (подразделений) МТО бригады к выполнению задач в ходе марша проводится ряд мероприятий:

-доукомплектование подразделений МТО личным составом, техникой и имуществом;

Осуществляется техническое обслуживание, ремонт и подготовка к маршу техники служб МТО, табельного имущества и запасов материальных средств;

-организуются тренировки личного состава в посадке на технику,

Проводятся занятия и инструктажи с водителями по особенностям предстоящего марша, маршрутам движения, мерам безопасности;

Батальон материально-технического обеспечения может совершать передвижение своим ходом (маршем), перевозиться железнодорожным, морским, внутренним водным и воздушным транспортом или перемещаться комбинированным способом.

Передвижение бмто осуществляется в составе бригады или самостоятельно и заканчивается сосредоточением в указанном районе.

Распоряжение на передвижение батальону отдает заместитель командира бригады по МТО.

При совершении марша бмто в составе бригады и роты обеспечения батальонов перемещаются в колоннах обеспечиваемых подразделений. Остальные подразделения батальона следуют по одному маршруту на удалении 5-10 км от главных сил бригады

Построение походной колонны батальона (без рот обеспечения) при совершении марша (как вариант) может быть следующим: штаб батальона; автомобильная рота, с запасами материальных средств; рота материального обеспечения батальона; ремонтная рота (бронетанковой и автомобильной техники); ремонтная рота (РАВ, вооружения, военной техники родов войск).

В зависимости от условий обстановки походная колонна батальона может иметь различное построение походного порядка. При совершении марша в предвидении вступления в бой в голове походной колонны батальона следуют, как правило, подразделения батальона с запасами боеприпасов, а при совершении марша на расстояния более одного суточного перехода вне угрозы столкновения с противником - с запасами горючего.

Дистанции при движении походных колонн батальона устанавливаются: между походными колоннами рот и им равных подразделений батальона – 2-3 км; между походными колоннами взводов и им равных подразделений – 0,5-1 км; между автомобилями – 25-50 м.

маршрутам движения и походным колоннам батальона.

Средняя скорость движения подразделений батальона определяется как отношение расстояния перехода к общему времени, отведенному на марш, исключая время на привалы, и может составлять: для смешанных походных колонн батальона
20-25 км/ч; для автомобильных походных колонн – 25-30 км/ч.

Для своевременного начала марша и регулирования скорости движения походных колонн батальона назначаются исходный рубеж (пункт) и рубежи (пункты) регулирования с указанием времени их прохождения головами походных колонн батальона. Рубежи (пункты) регулирования, как правило, назначаются через 3-4 ч движения.


МТО войск, его роль, задачи и значение в современном бою

МТО представляет собой комплекс мероприятий направленных:

на своевременное и полное удовлетворение потребностей войск (сил) в различных видах материальных средств и создание (накопление) их запасов;

на обеспечение надежной эксплуатации и восстановления вооружения и военной техники;

на поддержание в исправном состоянии и развитие обеспечивающей инженерно-технической инфраструктуры аэродромной сети;

Материально-техническое обеспечение

Логи́стика - стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками.

Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса, как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы.

Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Термин имеет иноязычное происхождение, русский эквивалент - снабжение (аналогично, логист - снабженец ).

Происхождение термина

Термин появился первоначально в интендантской службе армии . Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI .

Военная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны . Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика

По экономическому пониманию, логистика - наука об управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых - снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение - уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности.

Понятие логистики включает в себя множество поддисциплин: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL - от англ. «first-party logistics» - подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Закупочная логистика

Основная статья : Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочкая логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

Сбытовая логистика

Целью сбытовой логистики (логистики распределения) является обеспечение доставки товаров в нужное место в нужное время с определенными затратами . С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика

Основной задачей транспортной логистики является осуществление деятельности по планированию, организации доставки материальных ресурсов от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки. Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.

Участники рынка транспортной логистики

Логистика запасов

Политика управления запасами состоит из решений - что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по раздельности, а можно централизированно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Складская логистика

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом

Экологическая логистика

Основная статья : Экологическая логистика

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде . Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Бережливая логистика

Синтез логистики и Лин концепции позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все фирмы и предприятия, задействованные в потоке создания ценности, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Приципы Лин технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. Лин логистика использует принцип совокупной логистической стоимости, Total Logistics Cost, TLC , что позволяет:

  • Сократить запасы по всей цепи;
  • Снизить затраты на транспортировку и хранение;
  • Наладить логистическое сотрудничество.

Другие сферы применения

В последнее время наметилась тенденция применения принципов логистики не только в экономике и финансах , но также в социальной области (социальная логистика): политика (политическая логистика ), муниципалитетах (муниципальная логистика), педагогика (педагогическая или образовательная логистика), психология (педагогическая психологизированная логистика), медицина (медицинская логистика) и демография демографическая логистика); виртуальная логистика, городская логистика и др.

Задачи, решаемые логистикой

  1. выбор вида транспортного средства;
  2. выбор типа транспортного средства;
  3. определение маршрутов;
  4. организация транспортировки груза;
  5. ответственное хранение на складских площадях;
  6. формирование сборных заказов;
  7. таможенные услуги

Обучение логистов

Подготовка логистов осуществляется по комплексной программе. Собственно логистическое обучение включает темы:

  • Теоретико-методологические основы логистики
  • Объекты логистического управления
  • Функции логистики
  • Основные логистические концепции и системы
  • Прикладная логистика в применении к производственным процессам
  • Прикладная логистика в применении к снабжению и закупкам
  • Прикладная логистика в применении к транспортным процессам
  • Прикладная логистика в применении к складированию и управлению запасами
  • Экологическая логистика
  • Муниципальная логистика
  • Интегрированная логистика
  • Бережливая логистика
  • Политика распределения и

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СЛУЖБ МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ, МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Структура и функции материально-технического обеспечения на предприятии

Под материально- техническим снабжением предприятия понимается процесс обеспечения его всеми видами материально- технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального осуществления его производственной деятельности.

Для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное материально-техническое обеспечение.

Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества.

Решая эту задачу, работники органов снабжения должны изучать и учитывать спрос и предложение на все потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций, выбирать наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизировать запасы, снижать транспортно-заготовительные и складские расходы.

1 .Планирование, которое предполагает:

Изучение внешней и внутренней среды предприятия, а также рынка отдельных товаров;

Прогнозирование и определение потребности всех видов материальных ресурсов, планирование оптимальных хозяйственных связей;

Оптимизацию производственных запасов;

Планирование потребности материалов и установление их лимита на отпуск цехам;

2.Организация, которая включает:

Сбор информации о необходимой продукции, участие в ярмарках, выставках-продажах, аукционах и т.п.;

Анализ всех источников удовлетворения потребности в материальных ресурсах с целью выбора наиболее оптимального;

Заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции;

Получение и организацию завоза реальных ресурсов;

Организацию складского хозяйства, входящего в состав органов снабжения;

Обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами;

3.Контроль и координация работы, в состав которых входят:

Контроль за выполнением договорных обязательств поставщиков, выполнение ими сроков поставки продукции;

Контроль за расходованием материальных ресурсов в производстве;

Входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;

Контроль за производственными запасами;

Разработка мероприятий по координации снабженческой деятельностью и повышение её эффективности.

В условиях рынка у предприятий возникает право выбора поставщика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресурсов. Это заставляет снабженческий персонал предприятия внимательно изучать качественные характеристики продукции, изготовляемой различными поставщиками.

Критериями выбора поставщика могут быть надежность поставки, возможность выбора способа доставки, время на осуществление заказа, возможность предоставления кредита, уровень сервиса и др.

Организация построения, характер и методы работы служб снабжения на предприятиях отмечаются своеобразием. В зависимости от объёмов, типов и специализаций производства, материалоёмкости продукции и территориального размещения на предприятиях складываются различные условия, требующие соответствующего разграничения функций и выбора типа структуры органов снабжения. На небольших предприятиях, которые потребляют малые объёмы материальных ресурсов в ограниченной номенклатуре, функции снабжения возлагаются на небольшие группы или отдельных работников хозяйственного отдела предприятия.

На большинстве средних и крупных предприятий эту функцию выполняют специальные отделы материально-технического снабжения (OMTС), которые построены по функциональному или материальному признаку. В первом случае каждая функция снабжения (планирование, заготовка, хранение, отпуск материалов) выполняется отдельной группой работников. При построении снабженческих органов по материальному признаку определенные группы работников выполняют все функции снабжения по конкретному виду материалов.

Характерный тип структуры службы снабжения - смешанный (рис. 1.1), когда товарные отделы, группы, бюро специализированы на снабжении конкретными видами сырья, материалов, оборудования. Однако наряду с товарными, в состав отдела снабжения входят функциональные подразделения: плановое, диспетчерское.

Смешанный тип структуры отдела снабжения является наиболее рациональным методом строения, способствует повышению ответственности работников, улучшению МТО производства.

Плановое бюро (группа) выполняет функции по анализу окружающей среды и рыночным исследованиям, определению потребности в материальных ресурсах, оптимизации рыночного поведения по наиболее выгодному обеспечению, формированию нормативной базы, разработке планов снабжения и анализу их выполнения, контролю за выполнением поставщиками договорных обязательств. На рис. 1.1 представлена организационная структура отдела МТО смешанного типа.


Рис. 1.1. Организационная структура отдела МТО (смешанный тип)

Товарная группа (бюро) выполняет комплекс планово-оперативных функций по обеспечению производства конкретными видами материальных ресурсов: планированию, учёту, завозу, хранению и отпуску материала в производстве, т.е. регулирует работу материальных складов.

Диспетчерская группа (бюро) выполняет оперативное регулирование и контроль за выполнением плана снабжения предприятия и цехов сырьём и материалами; устраняет неполадки, возникающие в ходе снабжения производства; контролирует и регулирует ход поставок материалов на предприятие.

На предприятиях машиностроения служба снабжения кроме отдела МТ0 включает и отдел внешней кооперации (или бюро, группу), который может входить в состав ОМТО.

Отделы (бюро, группы) внешней кооперации обеспечивают производство полуфабрикатами (заготовками, деталями, узлами). Они также могут строиться по функциональному или товарному признаку.

Для осуществления технического перевооружения и реконструкции производство предприятия создают отделы оборудования, которые обычно входят в состав капитального строительства.

Формирование нормативной базы, прогнозирование и разработка планов МТО, установление хозяйственных связей и координация работы служб снабжения, входящих в предприятие, сконцентрированы на базе службы снабжения предприятия. Взаимодействие подразделений службы снабжения предприятия осуществляется на основе функциональных связей, а не административного подчинения.

Одним из звеньев организации МТС является складское хозяйство, основная задача которого заключается в приёме и хранении материалов, их подготовке к производственному потреблению, непосредственно снабжении цехов необходимыми материальными ресурсами.

Завоз материалов и работа складов организуются на основе оперативно- заготовительных планов.

1.2. Организация поставок материальных ресурсов на предприятие

Поставки материальных ресурсов на предприятие осуществляются через хозяйственные связи. Хозяйственные связи – процесс установления взаимоотношений между поставщиками и покупателем или посреднической организацией по поводу закупки материальных ресурсов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Рациональная система хозяйственных связей предполагает минимизацию издержек производства и обращения, полное соответствие количества, качества и ассортимента поставляемой продукции потребностям производства, своевременность и комплектность её поступления.

Хозяйственные связи между предприятиями могут быть прямыми и опосредованными (косвенными), длительными и краткосрочными.

Прямые представляют собой связи, при которых отношения по поставкам продукции устанавливаются между предприятиями- изготовителями и предприятиями- поставщиками прямо, непосредственно. Прямые хозяйственные связи для предприятий- наиболее экономичные и прогрессивные по сравнению с косвенными, так как они, исключая посредников, уменьшают издержки обращения, документооборот, укрепляют взаимоотношения между поставщиками и потребителями.

Опосредованными считают связи, когда между этими предприятиями имеется хотя бы один посредник. Поставки продукции потребителю могут осуществятся смешанным путём, т.е. как напрямую, так и через посредников (дистрибьюторов, джобберов, агентов, брокеров).

Дистрибьюторы и джобберы - это фирмы, осуществляющие сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных предприятий-производителей готовой продукции. Дистрибьюторы в отличии от джобберов- достаточно крупные фирмы, которые располагают собственными складами и устанавливают длительные контрактные отношения с промышленными предприятиями. Джобберы, наоборот, скупают отдельные крупные партии товаров для быстрой перепродажи.

Агенты и брокеры - это фирмы или отдельные предприниматели, осуществляющие сбыт продукции промышленного предприятия на основе комиссионного вознаграждения.

Опосредованные хозяйственные связи требуют дополнительных затрат на покрытие расходов деятельности посредников между предприятиями- потребителями и предприятиями-изготовителями.

Для технико-экономического обоснования выбора формы снабжения используется формула 1.1:

K (П тр – П скл) / (С скл – С тр) (1.1)

где Р max - максимальное количество материала, которое эко­номиче­ски целе- сообразно получить от складских орга­низа­ций, натур, ед. измере­ния;

Материально-техническое обеспечение

Логи́стика - стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками.

Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса, как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы.

Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Термин имеет иноязычное происхождение, русский эквивалент - снабжение (аналогично, логист - снабженец ).

Происхождение термина

Термин появился первоначально в интендантской службе армии . Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI .

Военная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны . Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика

По экономическому пониманию, логистика - наука об управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых - снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение - уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности.

Понятие логистики включает в себя множество поддисциплин: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL - от англ. «first-party logistics» - подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Закупочная логистика

Основная статья : Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочкая логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

Сбытовая логистика

Целью сбытовой логистики (логистики распределения) является обеспечение доставки товаров в нужное место в нужное время с определенными затратами . С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика

Основной задачей транспортной логистики является осуществление деятельности по планированию, организации доставки материальных ресурсов от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки. Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.

Участники рынка транспортной логистики

Логистика запасов

Политика управления запасами состоит из решений - что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по раздельности, а можно централизированно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Складская логистика

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом

Экологическая логистика

Основная статья : Экологическая логистика

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде . Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Бережливая логистика

Синтез логистики и Лин концепции позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все фирмы и предприятия, задействованные в потоке создания ценности, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Приципы Лин технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. Лин логистика использует принцип совокупной логистической стоимости, Total Logistics Cost, TLC , что позволяет:

  • Сократить запасы по всей цепи;
  • Снизить затраты на транспортировку и хранение;
  • Наладить логистическое сотрудничество.

Другие сферы применения

В последнее время наметилась тенденция применения принципов логистики не только в экономике и финансах , но также в социальной области (социальная логистика): политика (политическая логистика ), муниципалитетах (муниципальная логистика), педагогика (педагогическая или образовательная логистика), психология (педагогическая психологизированная логистика), медицина (медицинская логистика) и демография демографическая логистика); виртуальная логистика, городская логистика и др.

Задачи, решаемые логистикой

  1. выбор вида транспортного средства;
  2. выбор типа транспортного средства;
  3. определение маршрутов;
  4. организация транспортировки груза;
  5. ответственное хранение на складских площадях;
  6. формирование сборных заказов;
  7. таможенные услуги

Обучение логистов

Подготовка логистов осуществляется по комплексной программе. Собственно логистическое обучение включает темы:

  • Теоретико-методологические основы логистики
  • Объекты логистического управления
  • Функции логистики
  • Основные логистические концепции и системы
  • Прикладная логистика в применении к производственным процессам
  • Прикладная логистика в применении к снабжению и закупкам
  • Прикладная логистика в применении к транспортным процессам
  • Прикладная логистика в применении к складированию и управлению запасами
  • Экологическая логистика
  • Муниципальная логистика
  • Интегрированная логистика
  • Бережливая логистика
  • Политика распределения и