Конспект НОД по развитию речи «Зима. Нод по развитию речи старшая группа"зима" Нод по развитию речи тема зима

БДОУ «Пологрудовский детский сад»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима»

Подготовила:

воспитатель 1 квалификационной категории

Кузьмина Дарья Александровна

2017

Тема НОД: «Зимушка-зима».

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное и физическое развитие.

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

- образовательная: учить отвечать на вопросы, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования;

- развивающая: развивать навык словообразования, активизировать словарь детей;

- воспитательная: воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе, прививать любовь к поэтическому слову.

Методы и приёмы: письмо от Зимы, беседа о зиме, загадки о зиме, физминутка, игры «Передай снежок», «Доскажи словечко» , рассказ по мнемотаблице «Зима» , сюрпризный момент, рефлексия.

Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, снежок.

Оборудование : сундучок с заданиями; компьютер; снежок.

Предварительная работа : беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках

Ход НОД I . Организационный момент.
Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты - мой друг

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Ребята, а теперь сядьте все красиво и покажите мне, что вы готовы к занятию.
Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня. II . Мотивация.
Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина? (ответ -
зима )
- Я тоже так думаю! (слайд №1-Волшебница Зима).
Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок -
сундучок – вот он!
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!
Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).
Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов. Если мы на

них ответим, то получим сюрприз, который приготовила нам волшебница-Зима.

III . Целеполагание.

Вы хотите получить сюрприз? (Ответы детей). Что нужно для того, чтобы получить его? (Ответы детей).

IV . Содержательный, деятельностный этап. 1. Закрепить признаки зимы.

Ваня, скажи пожалуйста, какое сейчас время года?
На дворе зима. А как же называются зимние месяцы?

Стали дни короче, Солнце светит мало. Вот пришли морозы - И зима настала!
Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?
Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю снежок из снега и буду вам его давать, а вы берите и отвечайте.

Игра «Передай снежок» Какая у нас зима? ( снежная, холодная, морозная );
что бывает зимой? ( метель ветер, река замерзла );
что можно сказать о снеге? Какой он? ( пушистый, мягкий, укрыл всю землю )
Молодцы, хорошо описали зиму!
2. Развитие связной речи.

Рассказ воспитателя «Гостья зима»

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие рассказанного воспитателем:

Кто пришел к нам в гости?

Какое время года было до этого?

Чем зима накрыла землю?

Какие подарки принесла зима?

Для чего людям нужны эти подарки?

Что такое зимние забавы?

3. Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

4. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:

Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки. Слушайте внимательно и скажите мне, кто рассказал особенно интересно и выразительно о гостье зиме. (Пересказывают 2-3 человека)

Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки» .

5. «Снежок - загадка» отгадывание загадок:

Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)

Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)

Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)

Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)

Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки)

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет. (Сугроб)

Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Снегоочиститель.)

Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)

Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)

Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова.
6. Игра «Доскажи словечко»: Тихо-тихо, как во сне, падает на землю ……………………………………… снег! С неба всё скользят пушинки - серебристые …………………………. снежинки! На поселке, на лужок, всё снижается ……………………………………………….. снежок! Вот веселье для ребят - все сильнее …………………………………………… снегопад! Все бегут в перегонки, все хотят играть в …………………………………….. снежки! Словно в белый пуховик, нарядился …………………………………………. снеговик! Рядом – снежная фигурка, это девочка ……………………………………. снегурка! На снегу-то, посмотри, с красной грудкой …………………………………… снегири! Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил ………………………………… снег!
Какие слова вы добавляли? (
снег, снежинки, снежок, снеговик …)
На какое слово они все похожи? (
на слово «снег» )
V. Рефлексия.

Вспомните ребята, о чём мы говорили?

Что мы делали?

Что Вам понравилось?

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Зима»

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах. Формировать понятия
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать однокоренные слова.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; стаканчики с крошками пенопласта и соломинки для коктейля, тетради, цветные карандаши, пробки от пластиковых бутылок по две штуки на каждого ребенка.
1. Организационный момент
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.
- Рассмотрите картинки и назовите.
(Снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок)
2. Введение в тему
- Правильно. Садитесь и подумайте, от какого слова образованы слова снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка.
- Подумайте и назовите еще несколько слов, которые образованы от слова снег.
Логопед убирает предметные картинки и, если детям трудно выполнить задание, оказывает им помощь.
- Как называются цветы, первыми появляются из-под снега?
- Какую бабу слепили из снега?
- Когда идет сильный снег, он падает, как мы это называем?
- Какое время года наступило?
- Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?
3. Рассматривание картины «В зимнем парке»
Логопед помещает на наборное полотно картину.
- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
- Верно. Расскажите о земле. Как она выглядит?
- Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните ответ со словаснег.
- Опишите небо. Какое оно?
- Деревья какие?
- что еще есть на картине?
- Что делают дети?
- Как они одеты? Почему?
- Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?
Логопед просит детей отвечать на вопросы полными предложениями.
- Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.
4. Упражнение «Снеговик» (составление предложений)
Логопед убирает картину.
- Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке?
- Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем это слово.
- А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.
- Попробуйте придумать предложение со словомснеговик.
5. Работа в тетрадях
- Откройте тетради. Посмотрите на страничку, где нарисованы предметы для зимних развлечений. Что вы видите?
Лыжи, снеговика, санки.
- Послушайте загадку об одном из этих предметов, изображенных на этой странице.
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставишь две ноги –
И по большим снегам беги.
- Что это? Почему вы так решили? Объясните.
- Обведите лыжи по контуру и раскрасьте любым цветным карандашом.
После выполнения задания логопед собирает тетради.
6. Игра «Снеговик»
- Пойдемте поиграем.
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят
Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.
Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза. Прикрывают голову
Ладошкой, дотрагиваются до носа.
Но солнце припечет слегка – Медленно приседают.
Увы! – и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.
7. Игра «Какое слово лишнее?»
- Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.
Каток, платок, каток, каток.
Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.
Снежок, снежинка, нежный, снеговик.
8. Упражнение «Вьюга»
- Встаньте около стульчиков. Каждому из вас я раздаю стаканчики с маленькими крупинками-снежинками. Снег там волшебный и не тает.
- послушайте загадку.
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает?
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
(вьюга)
- Хотите устроить вьюгу? Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в стаканчик, не надувая щек. Вот так.
Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение.
Дети выполняют упражнение 3-4 раза.
9. Упражнение «Закончи предложение»
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить(снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему(снеговику).
Мы показали соседям нашего(снеговика).
Мы играли с нашим (снеговиком).
Мы рассказали бабушке о (снеговике).
10. Пальчиковое упражнение «Лыжники»
- Вы все верно ответили, и сейчас я превращу вас всех в лыжников. Кто такие лыжники?
- У каждого из вас по две пробки – это лыжи. Указательный и средний пальцы правой руки встают в пробки «как ноги». Двигаем пальчики «как на лыжах, делая по шагу на каждый слог:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной поры!
11. Упражнение «Один много» (с мячом)
- Лыжники из вас получились отличные. Дома потренируйтесь делать это упражнение.
- Сейчас поиграем в мяч в игру «Один – много»
Сосулька снежок льдинка
след снежинка снеговик
сугроб мороз метель
12. Итог занятия
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали на занятии?
- Что понравилось?
Оценка детей.

Цель:
учить детей использовать полученные знания о зиме, грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения; использовать имеющийся словарный запас по теме.
Обучать детей составлять рассказ по картине, при описании использовать точные по смыслу подобранные слова.
Развивать диалогическую речь, связную речь.
Закреплять правила безопасности в зимнее время.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Методы и приемы : рассматривание картины, беседа, рассказ, вопросы педагога, образец высказывания, указание педагога, план рассказа, предложенный педагогом.

Материал и оборудование : картина «Зимние забавы», мольберт, д/и «Правила безопасности в зимнее время», аудиозапись со звуком метели, магнитофон.

Предварительная работа : разучивание физ. минутки «Зимние забавы», рассматривание иллюстраций: «Времена года», «Безопасность зимой».

Ход занятия:
Педагог. Ребята, мы с вами знаем волшебные слова. Когда мы их произносим, с нами что-нибудь происходит. Интересно, что сегодня с нами произойдет?
Произносите их четко, внятно, не торопясь. Готовы?
Пока дети произносят волшебные слова, педагог «превращается в зиму».
Педагог. Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года? (ответы детей).
Педагог. Я – зима — владычица трех месяцев. Знаете каких? (ответы детей).

Педагог. Какая зима бывает? (снежная, хрустальная, холодная и т.д.). Придумайте слова, которые очень похожи на слово снег. (ответы детей – снежный, снеговик, снегурочка, снежок, снежинка).

Педагог. Как изменилась природа зимой?
А вам нравится зимнее время года? Чем оно вам нравится? (ответы детей).

Педагог. Мой знакомый художник написал замечательную картину. Вам не показалось странным, что я сказала «написал», а не нарисовал? Я не ошиблась – так принято говорить: художник написал, (а не нарисовал) картину. Написал он ее о зимних забавах, но я никак не могу придумать к ней название. Вы мне поможете? (дети проходят и садятся на стульчики).

Рассматривание картины и беседа по ней.
Педагог. Давайте внимательно ее рассмотрим.
Какое время года вы видите на картине?
Какая погода стояла в тот зимний день?
Что делают дети? и т.д.
(ответы детей)
Педагог. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а теперь давайте отдохнем.

Физ. минутка . Зимние забавы.
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком —
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

Подготовка детей к рассказу по картине. Сообщение педагогом плана рассказа .

Рассказ детей по картине .
Педагог. Мне очень понравились ребята ваши рассказы.
Хочу у вас спросить, знаете ли вы правила безопасности в зимнее время? (педагог показывает картинки, а дети объясняют правила безопасности зимой).
Педагог. Загостились вы у меня, пора вам возвращаться в детский сад. До свидания.
Дети произносят волшебные слова: на одной ножке ты покрутись и в детском саде окажись!
Педагог. Что нового вы узнали сегодня, чему научились, что понравилось?

Название: Конспект НОД по развитию речи «В гости к зиме»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи,

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №40 «Снегурочка»
Месторасположение: ХМАО, Тюменская область, город Сургут

Юлия
«Зима». Конспект НОД по развитию речи

«Зима »

Юлия Андреева

Конспект НОД по развитию речи «Зима »

Образовательная область : познание

Направление : коммуникация

Интеграция образовательных областей : коммуникация, социализация, художественное творчество.

Цель : уточнить и расширить представление детей о зиме, её приметах.

Образовательные задачи : Учить строить полные выразительные ответы на вопросы, поставленные воспитателем, составлять предложения, подбирать однокоренные слова, учить правильно и четко произносить скороговорку, активизировать словарь по теме, расширять представление детей об окружающем мире.

Развивающие задачи : Развивать речь , внимание, воображение; развивать мышление , дыхание, мелкую моторику; развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные задачи : воспитывать доброжелательность, коммуникативность, инициативность; воспитывать восприятие прекрасного через стихи, иллюстрации.

Оборудование и материалы : картинки с изображением снеговика, снегурочки, снега, снегиря; мячик; картинки с изображением пейзажа зимних месяцев; стаканчики с крошками пенопласта и соломинки для коктейля; голубая краска, кисточка и лист бумаги с заранее нарисованными снежинками восковым мелком; снеговики- смайлики; маленькие снежинки; изображения грустного, радостного и удивленного человечков; наряд Зимы для воспитателя; шапочки «снежинки» для девочек и шапочки «снежные комочки» для мальчиков; магнитная доска.

Организационный момент

Ребята, у нас на занятии сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними.

Встанем в круг. (Дети встают в круг, улыбаются друг другу)

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Садитесь, пожалуйста, на стульчики.

Основная часть НОД

Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима » .

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.

Скажите мне, пожалуйста, о чем это стихотворение? (о снеге)

А снег в какое время года выпадает? (снег выпадает зимой)

Да, это время года- зима .

Сейчас мы с вами превратимся в жителей зимней страны. Я буду Зимой, а вы будете моими помощниками : девочки - снежинками, а мальчики- снежными комочками.

Давайте скажем вместе волшебные слова :

Начинаем превращать!

Наши дети изменились-

В зимних жителей превратились!

Дети повторяют волшебные слова и надевают соответствующие шапочки, а воспитатель – наряд Зимы.

А кто может вспомнить названия зимних месяцев? (декабрь, январь, февраль)

Правильно, молодцы. Декабрь в старину называли «студень, хмурень» , потому что на улице холодно, небо серое. Январь называли «сечень» , так как он делит зиму пополам. Февраль-это «снежень, крутень» . Назвали его так из-за обилия снежных сугробов, метелей.

(«Зима » показывает иллюстрации про каждый зимний месяц, прикрепляет их на магнитную доску.)

А теперь посмотрите внимательно на доску на картинки с изображениями. Назовите их. (Снеговик. Снег. Снегурочка. Снегирь.)

От какого слова образованы эти слова? (Слова образованы от слова «снег» .)

А сейчас я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Какое слово лишнее?»

Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.

Снежок, снежинка, нежный, снеговик. (нежный)

Лыжи, лыжник, булыжник, лыжня. (булыжник)

Каток, платок, катание. (платок)

Ребята, а вы любите зиму? (ответы детей)

А давайте узнаем, что хорошо зимой, а что плохо. За каждое названное действие будем прикреплять снежинку к грустному или веселому настроению. «Плохо» - это грустное настроение, «хорошо» - это веселое настроение.

На магнитной доске прикреплены два снеговичка- смайлика (грустный и веселый, под них крепим снежинки.

«Хорошо» - можно кататься на лыжах, на коньках, с горки, лепить снеговиков, играть в снежки, строить снежные фигуры, встречать Новый год.

«Плохо» - на дорогах гололёд, на улице холодно, сильные метели и бураны.

Молодцы! Теперь мы выяснили, почему нам нравится зима и чем не устраивает .

А сейчас немного отдохнем.

Физминутка «Зимняя» под музыку (с использованием презентации)

Ребята, а кто из вас знает, что такое скороговорка? (ответы детей)

Усядемся на пригорке

Да расскажем скороговорку.

Береги нос в большой мороз. (Рассказывают медленно, тихо, громко, быстро.)

Ребята, кто сможет рассказать скороговорку с грустным настроением, с радостным, с удивлением? («Зима » показывает рисунки смайликов с грустным, радостным настроением, удивление.)

Теперь я возьму в руки мячик, а вы встанете в круг. Мои «зимние» слова вы будете превращать в ласковые.

(Дети встают в круг, ловят мячик и, назвав ласковое слово, возвращают его назад «Зиме» )

Снег- снежок

Снеговик- снеговичок

Лед- льдинка

Мороз- морозец

Елка- елочка

Звезда- звездочка

Санки- саночки

Шарф- шарфик

Подарок- подарочек

Сосулька- сосулечка

Теперь садитесь на свои места. Каждому из вас я раздаю стаканчики с маленькими крупинками- снежинками. Снег там волшебный и не тает.

(Дети садятся на свои места. Каждый получает стаканчик с крошками пенопласта и соломинкой для коктейля.)

-Послушайте загадку :

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает?

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо (вьюга)

Правильно, вьюга. Посмотрите еще раз на картинку месяца февраля.

А хотите устроить свою вьюгу? (да, хотим)

Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом дуйте в стаканчик, не надувая щек. («Зима » показывает, как правильно сделать упражнение. Выполняют 3-4 раза)

Молодцы! Скажите мне теперь, при помощи чего у нас получилась в стакане вьюга? (Вьюга получилась при помощи дыхания, воздуха.)

Конечно, при помощи дыхания. Мы выдували воздух при помощи рта. А сейчас я вам предлагаю сделать вьюгу при помощи рук. Мы её будем рисовать.

Сядьте за столы, положите перед собой лист бумаги. Возьмите кисточку и при помощи голубой краски закрасьте лист бумаги.

(На столах приготовлены голубая краска, кисточки и листы бумаги с заранее нарисованными восковым мелком снежинками.)

Что у вас проявилось? (снежинки)

Правильно, это снежинки, которые летают по вашему листочку.

Заключительная часть НОД

Ребята, а теперь давайте вспомним :

О чем мы говорили на занятии?

Какие задания выполняли?

(На занятии мы говорили о зиме.

Рисовали, делали вьюгу, учили скороговорку, играли.)

Рефлексия

На тарелочках лежат смайлики- снеговики. Посмотрите на них и выберете себе тот, который похож на ваше настроение. Поднимите свои смайлики вверх и помашите ими. Я вижу, что у всех вас хорошее настроение и очень рада этому! А выбранные вами смайлики оставьте себе на память о нашем зимнем путешествии.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 15 "Золотой ключик"

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: "Зимушка-зима"

Выполнила: Егорова А. В.

Димитровград 2016г.

Разрыв страницы

Тема : "Зимушка-зима".

Цель : обобщить и закрепить знания детей о зиме. Учить связной речи.

Задачи.

1. Обучающие. Знакомить детей с сезонными изменениями в погоде. Совершенствовать диалогическую форму речи воспитателя с детьми.

2. Развивающие.

Развивать речь у детей, развивать зрительное восприятие и внимание. Закреплять и обобщать знание детей о зиме, о сезонных изменениях. Развивать умение работать в команде.

3. Воспитывать любовь к природе и животным.

Интеграция образовательных областей:

Тип занятия - усвоение новых знаний, закрепление ранее полученных знаний.

Форма занятия фронтальная

Продолжительность 15 минут

Участники 24 человека

Возраст обучающихся 3-4 года

Оборудование и материалы : Иллюстрации на тему "зима", тарелка с пшеном, игрушки зимних птиц (снегирь, воробей, синичка.)

Предварительная подготовка.

Рассматривание картинок по теме, чтение стишков про зиму.

Методы и приемы . Объяснительно-иллюстративный метод.

Структура занятия.

Этап

Содержание занятия

Время

Организация детей

Загадывание загадки на тему

5 мин

Основная часть занятия

Рассматривание картинок на тему зима, игры.

10 мин

Окончание занятия

Вспоминаем пройденное занятие

1-3 мин

Ход занятия.

Дети сегодня у нас будет очень интересное занятие. Сейчас я задам вам загадку, вы ее отгадаете, и поймете, о чем будет наше занятие.

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (Зима)

Правильно ребята! Наше занятие посвящено зиме. А теперь давайте посмотрим картинки. (см. приложение 1). Работа по предметным картинкам.

Пришла зима. Листочки с деревьев опали, остались только голые ветки. На улице стало очень холодно, дует холодный ветер, идет снег, все кругом бело. Птички улетели в теплые края.

Ребята, а кто скажет, что можно делать зимой на улице. Правильно, играть. Давайте поиграем. Я буду показывать вам картинки с играми, а вы угадывать их название. Далее рассматриваем картинки с изображением игр (снежки, лепка снеговика, катание на санках, катание с горки.(см. приложение 2)

Физминутка "Зимой"

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх).
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках).
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков).
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»).
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках).
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх).

Игра "Зимняя одежда"

Ребята, а теперь давайте представим, что мы пойдем на улицу. На улице холодно, нужно одеться. Давайте посмотрим, как дети одеваются зимой. Далее воспитатель показывает картинку с изображением детей. (см. приложение3)

Дети посмотрите, как ребята оделись на прогулку. Давайте каждый из вас скажет, что одето на ребятах, правило - не повторять ответы других детей.

Игра, "Какие птицы остаются зимой"

Ребята, вот у нас есть кормушка для птиц. Их надо накормить. Давайте каждый из вас будет говорить, какая птица осталась на зимовку, и подносить ее к кормушке, так мы накормим всех птиц, оставшихся зимовать. Далее дети берут игрушки, говорят название птицы и сажают ее в кормушку.

Итог занятия . Ребята, а давайте с вами вспомним все что мы сегодня узнали о зиме. Правильно ребята, молодцы.

Литература

1. Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академияразвития». Холдинг1997г.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.

3. Джежелей О. «Помогайка». М . Просвещение 1994 г .

4.starodubova_n_a_teoriya_i_metodika_razvitiya_rechi_doshkolni .

5. Конспект НОД «Речевое развитие»