Саногенное и патогенное мышление. Патогенное мышление - ошибочное

Мы привыкли думать, что наше здоровье зависит от питания, медицины, экологии и, наконец от человеческих отношений. Но мало кто знает, что наше здоровье и благополочие зависят от жизненной философии, составляющей принципы нашего мышления.

Вступление

Создателем теории и практики саногенного мышления является доктор психологических наук, кандидат философских наук, профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, зав. каф. педагогики и медицинской психологии Юрий Михайлович Орлов .

Он выдвинул предположение, что любая эмоция, которую принято рассматривать в качестве спонтанно возникающей, как проявление бессознательного, на самом деле имеет точное определение на языке умственных операций, и на языке определенной программы, в результате которой бессознательно и возникает некоторая эмоция, а человек осознает только ее результаты. Следуя этой гипотезе, удалось исследовать высшие эмоции, такие, как обида, вина, стыд, зависть, ревность и другие.
Ему удалось описать психическую структуру этих эмоций с точки зрения «поведения ума», операциональных программ поведения, вырабатывающих ту или иную эмоцию.

Система саногенного мышления позволяет постепенно научить человека делать бессознательное сознательным в результате развития способности контролировать умственные операции, рождающие нежелательные эмоции. Саногенное мышление расширяет многообразие ходов мысли и раскрепощает мысль, предлагая новые программы, уменьшающие чрезмерное проявление эмоций.

Саногенное мышление оказывает огромное влияние на психосоматические заболевания , которые представляют собой различные болезни тела, вызванные отрицательными эмоциями и состоянием сильного эмоционального стресса. Если, например, на обиду у человека возникает пищеварительная реакция, то, когда он размысливает свою эмоцию, она перестает быть пусковым механизмом этой патогенной реакции. И человек выздоравливает.

Прорыв, осуществленный саногенным мышлением в области духа, состоит еще и в том, что человек сам разбирается со своими проблемами.

Мышление и эмоции

Мы часто благополучны и неблагополучны в зависимости от того, какие, хорошие или плохие эмоции возникают в данный момент в общении с другим человеком. То же может происходить и при отсутствии реального общения, в результате непроизвольного движения наших мыслей, моделирующих общение. Меня, скажем, обидели неделю назад, а сейчас по пустячному движению мысли чувствую, как во мне из глубин души снова всплывают те же переживания, что были тогда. Мне опять становится обидно. Вследствие такого, непроизвольного мышления я оказываюсь в плену бывших чувств, хотя здесь и теперь меня никто и не думает обижать.

Мышление — великое достижение духовной эволюции человека, но оно одновременно и источник нашей боли. Когда мышление протекает непроизвольно, оно может причинять вред. Мышление, таким образом, может быть патогенным, то есть порождающим болезнь. Когда некоторые йоги утверждают: «Убей свою мысль, прекрати ее движение, иначе она тебя самого убьет!» они предлагают прямое требование, так как мысль приносит зло и его уместно прекратить. Это — чрезмерное требование, трудно выполнимое, похожее на такое лекарство от головной боли как обезглавливание. Прямой и грубый подход здесь неуместен. Будет вернее требовать не полного прекращения движения мысли, а сделать это движение правильным и безвредным.

Многие наши болезни и страдания порождаются хроническим эмоциональным стрессом . Говорят, что в плохом мире невозможно без стресса и чтобы быть здоровым нужно улучшить этот мир. Ради этого даже была сделана революция. Можно спорить, какую часть мира следует улучшать или государство, или семью, или быт, или жену или мужа, или друзей и коллег. Но это все равно не разрешит проблемы, так как основная часть эмоционального стресса исходит из головы, из болезнетворного нашего мышления .

Стресс — естественное порождение жизни. Он сам по себе безвреден, а наоборот способствует совершенствованию в приспособлении к стрессу. Однако, если стресс слишком длителен, то он с неизбежностью приводит к болезням адаптации, возникающим вследствие истощения защитных сил организма. Большинство болезней продолжаются и после прекращения стресса. Основными стрессорами, то есть источниками стресса являются стихии природы, общественные отношения и мышление человека. Первые два источника не нуждаются в особом истолковании. Мы остановим свое наше внимание только на мышлении.

Мышление, которое порождает плохие эмоции, создает эмоциональный стресс и болезни адаптации , мы называем патогенным мышлением. Патос — болезнь. Оно таково именно потому, что действует непроизвольно, само по себе, вопреки нашей воле и бессознательно. Вследствие этого мы оказываемся беззащитными перед нашим умом. Продолжение

Признаки саногенного и патогенного мышления

Саногенное мышление

Динамизм, гибкость, рефлексия мышления: наше «Я» (сознание) как бы отстраняется от собственных переживаний и наблюдает их
- Интроспекция: размышления, направленные в глубь себя, осуществляемые на фоне глубокого покоя, релаксации (острые и сильные чувства уже не возникают)
- Человек осознает строение психических состояний: понимает, как устроена обида и другие психологические реальности
- Знание индивидом общественных стереотипов, программ культурного поведения
Концентрация, сосредоточенность внимания: спокойное размышление над своим состоянием

Патогенное мышление

Полная свобода воображения: не контролируемый мыслью отрыв от реальности — отсутствие привычки контролировать и сдерживать свои мысли
- Постоянное переживание ситуации: воображение, размышление, переживания закрепляются, приобретают большую энергию, способствуют накоплению агрессии, отрицательного опыта. Человек не пытается прервать такие мысли
- Полное отсутствие рефлексии, способности рассмотреть себя и свое состояние со стороны, включенность в ситуацию
- Характерна тенденция лелеять в себе и сохранять обиду, ревность, страх, стыд, непонимание того, что это приводит к формированию патологии
- Неосознанность умственных операций, которые порождают эмоцию — отсюда неумение контролировать, понять самого себя, свое состояние

Надо знать, как работает наша умственная машина

Нетрудно понять, что если мы знаем, как устроена любая машина, мы можем ею управлять. Умственная машина — не исключение. Мышление, как и всякое поведение, осуществляется по определенным программам, которые связывают воедино все умственные действия. Осознание этих программ делает возможным бессознательные акты мышления сделать сознательными и контролировать. Важно понять, что если человек осознает те умственные операции, которые порождают эмоции, то он может контролировать их , и «выключать». Тем самым он может предотвратить последствия того, как обида или стыд, став хроническими, будут сами, во вред организму, поддерживать эмоциональный стресс, нанося ущерб себе и другим. Следовательно, владея саногенным мышлением, мы в состоянии ослабить или вовсе нейтрализовать наши эмоции. Как это происходит, мы опишем на примере эмоции, с которой каждый из нас знаком, на примере обиды. При каких условиях наша умственная машина способна вырабатывать эту эмоцию?

Саногенное мышление

Цели мышления могут быть разбиты на две группы. Наш ум может работать над тем, чтобы уменьшить наши страдания и боль. С другой стороны оно может быть направлено на то, чтобы повысить наше благополучие и счастье.

В основе саногенного мышления лежат две вещи : первое, научное знание о том, каким образом наш ум вырабатывает эмоции и второе, приобретение навыков и умений сознательного контроля умственного поведения, вырабатывающего эти эмоции. Следующей, главной особенностью философии саногенного мышления является ее терпимость . Она не требует отказа от обыденных привычек и принуждения себя к какому-то особому образу жизни и взятия на себя каких-либо особых обязанностей. Принцип саногенного мышления «Усилие на грани приятного» освобождает ученика от всякого насилия над самим собою и борьбы с собственными пороками.

Только знание и правильное употребление знания постепенно обеспечивает успех саногенного мышления и благополучие ученика.

До настоящего времени психологи рассматривали разум, волю и чувство как некоторые самостоятельные функции души, мало связанные между собою. Среди этих трех инстанций души приоритет принадлежит мышлению, так как, во-первых, оно может быть осознано и, во-вторых, оно, в качестве необходимого информационного процесса, включено как в осуществление воли, так и в выработку эмоций и чувств.

Результатом работы ума могут быть не только образы, представления, понятия, но и эмоции и чувства. Нас сейчас интересует связь мышления и чувств.

Умственные акты, как и всякое поведение, вначале сознательные, повторяясь, становятся привычными и, вследствие этого, перестают нуждаться в сознательном управлении. Они уже не осознаются, а протекают автоматически. Поэтому то и получается, что результат работы ума, скажем, обида возникает помимо нашей воли. Наши эмоции включаются автоматически не нами, а обстоятельствами, и нам кажется, что именно обстоятельства создают эмоцию. А на самом деле обстоятельства не создают, а только запускают умственную машину с готовой программой по выработке эмоции. Поэтому то такие вещи как обида, стыд, или вина всплывают из глубин бессознательного сами, вопреки нашему желанию. Мы не можем их устранить, так как не умеем этого делать, по той простой причине, что не знаем, каким образом они вырабатываются. Это похоже на то, что вы включили новый пылесос, машина работает, и вы не знаете, как ее выключить и только стараетесь, как бы он не засосал в себя кольца и сережки, сахар и соль со стола. А оказывается, чтобы унять машину, на ту же кнопку нужно нажать второй раз! Так же и умственная машина включается и действует, и мы не можем ею управлять, а только пытаемся как бы себе и другим не навредить, а иногда и наоборот.

    Полная свобода воображения, (232:) мечтательность, отрыв от реальности. Эта непроизвольность воображения переносится на отрицательные образы, которые способствуют непроизвольным эмоциональным и инструментальным реакциям. Например, обдумывая обиду, человек невольно начинает предвосхищать наказание обидчиков и непроизвольно разрабатывает планы мести: представляет в воображении, какое возмездие должно настичь обидчиков. Аналогично протекает и воображение, связанное с другими чувствами, такими, как ущемленное достоинство, стыд, ревность. Поскольку эти эмоции причиняют страдание, то непроизвольно включаются механизмы защиты, в частности определенный вид мышления, целью которого является уменьшение этого страдания, переключение энергии эмоции в активность мышления, чаще всего агрессивного. Причем если агрессия направлена против других, против обидчика или человека, в глазах которого особенно остро чувствуется ущемленное достоинство, то мысли становятся агрессивными, т.е. содержание их связано с причинением неприятностей этим людям. Если же агрессия направлена против самого себя, то возникают угрызения совести, самоунижение. Обычно в этих случаях энергия мысли переключается на образы, связанные с наиболее ранними эмоциями, в которых происходило разрешение напряжения; чаще всего это жалобы, апеллирование к другим, иногда капризность.

Так как у человека отсутствует привычка контролировать и сдерживать такого рода мысли, поскольку он не знает об их вредоносности, то они полностью овладевают сознанием и насыщаются чувством, что приводит к закреплению такого рода мыслей. Когда человек занят повседневными делами, общается с другими или работает, то он вынужден в это время сосредоточивать внимание и соответственно мыслить о некоторых объективных предметах, что в некоторой степени сдерживает патогенное мышление, не дает ему свободы. Но стоит человеку оказаться наедине с собой, например, перед сном или в состоянии покоя, как патогенные мысли сразу же роем окутывают его сознание. В этом случае человек не в состоянии овладеть своими мыслями и вынужден применять снотворные или вовлекаться в деятельность, отвлекающую его, например, в чтение перед сном. Если вы обнаруживаем в себе эти симптомы, то первое, что нужно сделать, это не позволять себе приятного воображения, а сдерживать его. Тогда легче будет сдерживать и неприятные мысли, контролировать патогенные акты мышления.

    Поскольку каждый акт такого размышления и воображения сочетается с определенными переживаниями, то они по известным читателю закономерностям научения закрепляются с образами, вызываемыми в воображении. Вследствие этого эти образы приобретают большую энергию чувств и способствуют накоплению отрицательного опыта: обиженный становится обидчивым, агрессивный - еще более агрессивным, ревнивый превращается в патологического ревнивца, трусливый - в патологического труса (оттого, что, кроме реальных событий, он и сам постоянно пугает (233:) себя). То же происходит с человеком, который перемалывает в голове ситуации, в которых он, например, испытал стыд и унижение, в результате чего вместо естественного стыда вырабатывает глубокое чувство неполноценности. Мы должны принимать во внимание тот факт, что закономерности научения проявляют себя не только тогда, когда мы хотим чему-нибудь научиться, но и всякий раз, когда испытываем переживания, особенно положительные. Ни одно переживание не проходит бесследно, оно увеличивает вероятность того акта мышления или припоминания, которое происходило перед этим или одновременно с переживанием.

Например, мне очень неприятно вспомнить ситуацию, где я испытал стыд. Казалось бы, этот акт воспоминания, получивший сильное отрицательное подкрепление, должен подавляться и сдерживаться. А на самом деле происходит наоборот, я часто вспоминаю об этом. Однако этот парадокс раскрывается просто. С момента, как возникает чувство стыда, немедленно включаются акты защитного мышления и воображения, приводящие к совершенно другому результату: я получаю приятные переживания, представляя, как я поступлю или поступил бы в этой ситуации, и это представление в конце концов доводится до такой степени, что содержание ситуации преобразуется в свою противоположность. Таким образом, стыд или обида мною даже не осознаются, а осознаются защитные мысли и представления, которые ими вызываются. Когда я спрашиваю агрессивного человека, часто ли он испытывает стыд или обиду, то он отвечает: «Никогда!» Однако, обучившись совершать интроспекцию своего агрессивного мышления и после того, как ему разъяснили, какие трансформации претерпевает его мысль, он был в состоянии обнаружить эти глубинные эмоции. Чаще всего оказывается, что он очень чувствителен к ним и болезненно реагирует на них.

Если бы каждый из нас имел возможность или научился выполнять акт прекращения мышления, исполнять стоп-реакцию, то он прекратил бы процесс научения, ведущий к закреплению актов патогенного мышления, порождаемых отрицательной эмоцией. Но это не решает проблемы, так как наказуемая эмоция не исчезает, а только сдерживается, подавляется, и на сдерживание, так же как и на стоп-реакцию, наша душа должна будет тратить известную часть своей энергии, чтобы противостоять бессознательному. Читатель понимает, почему это происходит. Дело в том, что в этом приеме контроля нашего ума мы применяем первую насильственную парадигму управления: наказание нежелательного акта мышления. Если же применять ненасильственную схему управления, то мы должны открыть путь течению мыслей, с помощью которого происходит ослабление неприятной эмоции. Однако это, как мы показали выше, способствует развитию защитного, чаще всего агрессивного мышления, или мышления самоутверждения. Это противоречие может быть разрешено, и мышление перестанет быть патогенным, если мы в состоянии отделить себя, отстраниться от мыслительного процесса, что без (234:) специального обучения сделать трудно. Но если мы можем отстраниться, то и последующее заключительное переживание устраняется. Отсюда понятно, что:

    Патогенное мышление характеризуется полным отсутствием рефлексии, т.е. способности рассмотреть себя и свое состояние со стороны. Для него характерна полная включенность в ситуацию даже после того, как она прошла или разрешилась определенным образом; если принять во внимание наше Я, то для патогенного мышления характерно полное слияние Я с образами, которые продуцируются в сознании. Эти образы заражаются энергией от нашего Я, приобретают исключительный «магнетизм», притягивают другие образы и образуют целые комплексы, насыщенные необыкновенной эмоциональной энергией. Эти комплексы приобретают особое значение и проявляют себя в том, что их актуализация в сознании вызывает чрезмерные, «ненормальные» реакции. Несмотря на то, что патогенное мышление причиняет страдания, оно, став стереотипным, привычным, сохраняется, как и всякая привычка.

    Для патогенного мышления характерна тенденция лелеять в себе и сохранять эти образования: обиду, ревность, страх, стыд. Налицо полное отсутствие стремления отделаться от этих переживаний, непонимание того, что именно эта тенденция постепенно приводит к формированию патологии. Эта личностная особенность патогенного мышления обычно сочетается с полным невежеством и иногда неприятием принципов психогигиены.

Мы заметили, что достаточно человеку понять, что практика бесконтрольной фантазии чревата неприятными последствиями, как само это сознание усиливает способность к контролю мышления и воображения. Принципы гигиены внедряются в наше сознание и становятся элементами саногенного поведения, если мы их усвоили.

Ребенок тянет в рот все подряд, чтобы ощупать губами, языком и глубже воспринять предмет, проверить тактильно свои зрительные образы; в этом опыте он насыщает зрение богатством прикосновения и ощупывания. Но в определенном возрасте он узнает, что этого нельзя делать, так как это противоречит принципам гигиены, которой придерживаются родители. Поэтому подросший ребенок не допускает облизывания незнакомых предметов. Он усвоил саногенное поведение, точнее, саногенный запрет, так как его внешнее поведение было доступно восприятию окружающих и определенным образом понималось ими. Однако акты мышления, противоречащие принципам психогигиены, не воспринимаются окружающими не только потому, что они трудно распознаваемы, но и еще потому, что взрослые не понимают патогенного характера этих актов. Когда гигиенист говорит, что условием здоровья является чистота окружения, чистота пищи, чистота мышления, то мало кто придает последнему требованию особое значение. Поэтому патогенное мышление, свойственное данной культуре, является естественным и развивается спонтанно. Действительно, (235:) если окружающие считают, что обида должна быть отомщена, то соответственно работают и мысли человека, даже если он их не выдает внешне в речи, обсуждая с близкими планы мести.

    Следующей и главной особенностью патогенного мышления является неосознанность тех умственных операций, которые порождают эмоцию. Человек, не знающий, как порождается эмоция, не в состоянии ни понять, ни контролировать эти автоматизированные действия нашего ума. Поэтому он относится к эмоции как к реальности, которая не зависит от его души, порождается сама собой, и с ней он не в состоянии справиться. Тысячелетняя традиция считает эмоции самостоятельной сущностью, особой сферой нашей души и идет от платоновских представлений, сохраняясь по сегодняшний день не только в обыденном сознании, но и в научной психологии.

Мы описали в общих чертах особенности патогенного мышления, не касаясь его содержания, лишь по внешним признакам. Содержание патогенного мышления составляет множество программ мышления, приобретающих стереотипный характер, мало зависящих от ситуации и не учитывающих индивидуальные особенности как самого носителя стереотипа, так и обстоятельств, относительно которых высказывается суждение. Этим стереотипам придается значение «объективных законов», над происхождением которых не задумываются. Патогенное мышление культурными стереотипами придает мышлению автоматический характер, в котором выводы не учитывают обстоятельств, конкретности и протекают с механической последовательностью силлогизма, вроде; «Люди должны поступать справедливо, мой муж поступил со мною несправедливо, следовательно, он должен быть наказан»; «Любовь всегда связана с самопожертвованием, в данном случае моя жена не желает жертвовать своим отношением к ребенку, следовательно, она меня не любит, а любит только сына»; «Этот человек невоспитанный, у него плохие манеры, от него нельзя ждать ничего хорошего»; «Она дала слово любить меня до гробовой доски, но она меня не любит; ей нельзя доверять, она не выполняет свое слово и не следует долгу»; «Порок должен быть немедленно наказан, чтобы ему не дать разрастаться» и многое другое. Нетрудно понять, что все эти суждения являются результатом применения первой, насильственной парадигмы управления поведением других; в качестве желательного поведения выступает нечто, соответствующее стереотипу, а отсутствие такового должно обязательно приводить к наказанию.

Посмотри, читатель, какие черты этого мышления есть в тебе. Если ты убедился в том, что это плохие черты, то имеет смысл задуматься на. тем, чтобы устранить их в себе и овладеть с а но-генным мышлением, т. е. таким мышлением, которое способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и многого другого. (236:)

Самовоспитание состоит не только в том, чтобы выработать в себе какие-то новые черты или устранить или ослабить дурные привычки, которые обнаруживаются вовне и шокируют других или вас самих, но и в том, чтобы устранить внутренние комплексы, внешне не обнаруживающие себя, но препятствующие хорошему самочувствию, ощущению уверенности в себе. Они повышают тревожность и беспокойство в обстоятельствах, которые разумом мы признаем сносными, например процесс экзаменов.

Самовоспитание не может пройти мимо такой работы, как повышение уверенности и снижение тревожности. Этому может способствовать саногенное мышление, основами которого можно овладеть самостоятельно, хотя под руководством специалиста этот процесс происходит эффективнее. Тревога всегда связана с ожиданием неприятных переживаний. Она - безобъектный страх. Поэтому в тревогу может перерастать ожидание как боли, обиды, так и зависти, стыда, неудачи и многих других эмоций. Если человек приобретает способность управлять своими эмоциями, то значительная часть его тревожности устраняется. Если я спокойно могу размыслить стыд или обиду, то страх перед обидой или стыдом не возникнет и не будет порождать состояния тревоги. Но чтобы уметь «размыслить» свои эмоции, нужно овладеть методами саногенного, оздоравливающего мышления.

Образ мыслей, возникающих вследствие переживания ситуаций, событий в жизни человека, который оздоровляет или разрушает физическое и психическое здоровье, определяет саногенное и патогенное мышление.

Их отличают только последствия — здоровье и благополучие или боль и страдания. Саногенное мышление снижает напряженность и предупреждает возникновение патологий, патогенное — порождает хронический стресс, вызывающий болезни.

Человек с оздоравливающим мышлением, столкнувшись с конфликтной ситуацией или неудачей, путем работы ума (осознания) снижает внутреннее напряжение, и забывает о ней. Он ничего не предпринимает для этого, так как выработаны привычки, которые помогают контролировать негативные эмоции.

Мыслящий патогенно человек, годами вспоминает и переживает одно и то же событие, которое причиняет ему душевную боль, перерастая в стресс. Страдает весь организм, развиваются болезни. Оба этих хода мыслей возникают автоматически.

Саногенное мышление: что это такое

Саногенное мышление - это управление эмоциями и умственным поведением, которое их вызывает. Оно не только сохраняет телесное и душевное здоровье, но является источником мудрости жизни.

Важно понимать, что источник эмоционального состояния — собственное мышление. Эмоции — отражение реальности сознанием человека.

В некоторых случаях перевод отрицательных эмоций в позитив не менее важен, чем контроль над ними. Тот, кто мыслит саногенно, не лелеет обиду, гнев и злость. Он думает о том, что обидчику намного хуже, и тот жалеет о спровоцированном конфликте. Или же воспринимает его, как больного.

Так угашается эмоция, снижается напряженность, которую она спровоцировала. У человека понижается чувствительность к подобным событиям и ситуациям, усиливается толерантность, повышается устойчивость к стрессам.

Он не станет бесчувственным, но понижать уровень отрицательных эмоций будет быстро. Этого достаточно, чтобы они не перерастали в хронические и не программировали поведение личности. Если правильно оскорбляться, злиться, обижаться, то опыт эмоционального состояния поможет личностному росту.

Признаки саногенного мышления

Его можно развивать, ему обучаются. Но необходимо понимать, что надо изменить, чему научиться. Для этого хода мыслей характерны:

  1. Высокая степень сосредоточения на объекте самонаблюдения. Достигается способом визуализации.
  2. Способности к саногенной рефлексии — умение смотреть со стороны и видеть себя со своими чувствами, мыслями и переживаниями, чтобы определить правильное поведение в других ситуациях.
  3. Умение проводить самонаблюдение в состоянии расслабления и покоя. Эмоции угасают, а образы их вызвавшие, при повторении ситуации не провоцируют стресс.
  4. Понимание сущности отрицательных эмоций.
  5. Широкий кругозор и высокий уровень внутренней культуры.
  6. Способность быстро прекратить мышление в случае внутреннего напряжения. Отрицательный заряд воспоминания угашается, оно не закрепляется.

Саногенно мыслящий человек уверен, что стиль поведения определяет он сам, а не общественные стереотипы.

Патогенное мышление: что это такое

Патогенное мышление нормальное обыденное, в котором присутствуют эмоциональные стрессы, внутриличностные и конфликты с окружением. Оно не патологическое, но может провоцировать болезни. Их вызывает стресс, перешедший в хроническую форму.

Такое ход мыслей многократно воспроизводит образы, когда-то доставившие душевную боль человеку, реакцию на травмирующее событие. Он ничего не может с этим сделать, так как не контролирует свои мысли и образы. Запуск таких реакций происходит автоматически, поэтому человек воспринимает их, как объективную реальность.

Важно! Чтобы бесконтрольно не повторялись образы, необходимо управлять воображением. Без этого нельзя справиться с мыслями и эмоциями.

Так, обиженный человек, который пытается избавиться от обиды, многократно образно воспроизводит в уме событие, породившее ее. При этом он вновь и вновь ощущает напряжение и переживает его, страдания усиливаются.

Обида становится привычной от частого прокручивания. Обидчивость человека настолько сильная, что он ничего не забывает и не прощает.

Хронические стрессы, которые провоцирует патогенное мышление, разрушают здоровье, отрицательно сказываются на семейных отношениях.

Признаки патогенного мышления

Мышление, вызывающее негативные эмоции и провоцирующее болезни адаптации имеет такие признаки:

  • отсутствие контроля над воображением, мыслями, чувствами, утрата ощущения реальности (например, разрабатываются неосуществимые планы мести обидчикам);
  • неспособность прекратить мышление в стрессе, образы усиливаются энергией чувств, воспоминание закрепляется;
  • абсолютное отсутствие рефлексии — умения видеть себя со стороны, то есть погружение в ситуацию, даже после ее завершения;
  • направленность на сохранение и поддержание отрицательных эмоций, человек погружается в них, забывая о последствиях;
  • отсутствие осознания умственных действий, вызывающих переживания, поэтому ситуация бесконтрольна.

Если такие признаки присутствуют, стоит подумать об их устранении и развитии оздоравливающего мышления, которое помогает оздоровлению, снижению напряженности, повышению уверенности в себе.

Мышление как философия определяет результат человеческой и поведения, отношение к происходящему, мироощущение и состояние души. Мышление, служащее причиной негативных и пагубно влияющее на здоровье, называют патогенным. Его противоположность – саногенное, или оздоравливающее мышление. Автор концепции – Ю. М. Орлов.

Саногенное мышление предполагает самостоятельную регуляцию человеком своих эмоциональных состояний. В результате этого повышается стрессоустойчивость.

Суть саногенного мышления состоит в адекватном переосмыслении прошлого опыта, выявлении и коррекции стратегий поведения и рефлексии, приводящих к страданиям, изменении жизненной философии. Это не бегство от негатива, а сознательное его рассмотрение и проработка.

Для осознания работы концепции важно вспомнить функции :

  • корректировка поведения в связи с изменениями внешних условий (информирование);
  • объяснение причин изменения условий (тут и начинают формироваться эмоции в зависимости от того, как человек характеризует сложившуюся ситуацию).

Важно не подавлять эмоции, а учиться контролировать их силу и не давать перейти в статус хронических. Патогенное мышление не позволяет завершить эмоцию, что вызывает хронический стресс, и окружением. Саногенное мышление предполагает обучение правильному мышлению для завершения каждой негативной эмоции ( , гнев, обида, раздражение).

Не стоит путать позитивное мышление и саногенное. Позитивное имеет краткосрочный характер и совершенно другие характеристики. Среди общего у них только смена взгляда на травмирующую ситуацию.

Сравнительный анализ патогенного и саногенного мышления

  • Патогенное мышление вызывает страдания и болезни. Саногенное ведет к благополучию и счастью.
  • Патогенное мышление основано на привычках и его можно отнести скорее к бессознательному. Саногенное мышление – сознательное. Оно позволяет рационально оценивать преемственность используемого поведения.
  • Каждое мышление предполагает одни и те же операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование. Но при патогенном типе операции используются неуместно.

Принципы саногенного мышления

  1. Необходимо признать реальность эмоций. Их зависимость от нашего мышления.
  2. Следовать уместности мыслительных операций.
  3. Развивать .
  4. Поддерживать и понимать единство теории и практики, философии и психологии, житейской психологии и научной. Важно понимать психологические особенности эмоций и мышления.
  5. Следовать научности, то есть понимать работу мозга при выработке эмоций.

Структура эмоции как устойчивого переживания

Для распознавания застоявшейся эмоции нужно знать ее структуру:

  1. Наши ожидания в отношении поведения другого человека. Наше восприятие и трактовка его поведения. Разница между этими показателями.
  2. Сила, содержание и продолжительность эмоции.
  3. Сила и специфика, с которой мы говорим о своих эмоциях и принимаем их от других.
  4. Включение в работу гормонов, обеспечивающих поддержание, течение и разрешение эмоции.
  5. Поведение, направленное наружу ради разрешения или усиления эмоции.

Методы саногенного мышления

Саногенное мышление предполагает обучение методам распознавания корней эмоций, выработку умений и навыков этого распознавания, формирование привычек рационального мышления.

Ведение дневника

Освоить саногенное мышление позволит ведение дневника. Рассмотрим ситуацию на примере такой негативной эмоции, как обида.

  1. Вспомните последнюю обиду. Детально запишите условия ситуации, облик обидчика, свои мысли на тот момент.
  2. Составьте список обидчиков. Напротив каждого имени зафиксируйте ситуации, вызывающие обиды.
  3. Каждую ситуацию разберите по следующему плану:
  • Какого поведения вы ждете от этого человека?
  • Опишите реальное поведение, обидевшее вас (в том числе мимику, жесты, речь).
  • «От чего должен отказаться этот человек, чтобы я не обижалась?»
  • Опишите черты характера обидчика, которые вас расстраивают.
  • Каким должен быть обидчик, чтобы перестать быть таковым?
  • Оцените силу обиды по 10-бальной шкале.
  • Определите свой стиль поведения и психологические защиты во время обиды.
  • Возьмите чистый лист и краски. Выберите цвет, который кажется привлекательным, и рисуйте произвольные фигуры. Это лист вашей обиды, негативных эмоций. Вложите его в дневник.
  • Возьмите другой лист. Цветом, который привлекателен, теперь тоже нарисуйте произвольную картину. Сложите лист (как хотите), разверните, добавьте белой краски.
  • Оцените силу обиды теперь.
  • Если значение меньше 3, то вы почти проработали обиду. Повторите действие с другими ситуациями (не обязательно в этот раз).

При значении меньше 3 можно переходить к аутопсихоанализу.

Аутопсихоанализ

Основной метод саногенного мышления – аутопсихоанализ мышления, вызвавшего негативные переживания, то есть угашение эмоции с помощью размышления. Угашение эмоции – это повторное проживание ситуации без подкрепления, то есть отстраненный рассказ об эмоции, высмеивание, взгляд со стороны (проигрывание ситуации). Важно разобрать собственную эмоцию: ее причины, силу.

  1. Вспомните ситуацию, когда вы были счастливы и спокойны.
  2. Выберите одну из проработанных в дневнике ситуаций.
  3. Прочитайте ее и оцените свои эмоции. Если вы смогли остаться спокойным, то можно анализировать. Если обида снова проснулась, то нужно вернуться к четвертому пункту из предыдущего списка.
  4. Проанализируйте ситуацию по плану:
  • Как человек должен был вести себя, чтобы я не обиделась?
  • Откуда берутся мои ожидания?
  • Они реальны? Партнер может им соответствовать?
  • Он знает о них?
  • Какие стереотипы руководят мной?
  • Какие проекции я использую?

Повторюсь, что это актуально не только для обиды, но и любой другой негативной эмоции: злости, гнева, зависти. Подробнее о проработке обид можно прочитать в статьях и .