Самые маленькие славянские мифы и легенды. Мифы древних славян

Славянская мифология сформировалась в период, когда данному народу еще была неизвестна письменность. К сожалению, в отличие от греческой мифологии, славянская не имеет исторических документов, которые бы подтверждали ее наличие и раскрывали суть вероисповеданий древнего народа.



Мифы передавались в устной форме, от поколения к поколению, и за многие столетия было утеряно большинство сведений о жизни и религии древнего народа. Огромной трансформации и информационных потерь, славянская мифология, получила от христианской религии, которую древние жители приняли в 988 году.


Все дело в том, что моральные нормы нового вероисповедания, мягко сказано, не соответствовали языческим представлениям людей о жизни, поэтому древняя религия, всячески подавлялись последователями христианства.


Сюжеты мифов древних славян, сохранились вплоть до наших дней, в былинах, сказках, загадках, народном искусстве, то есть вышивках, гончарстве, резьбе по дереву и прочих ремеслах.




Древнеязыческие славянские боги


Вероисповедание древних славян основывалось на поклонении силам природы и глубочайшего уважения к умершим предкам. Главным божеством считался верховный бог – Перун или Сварог (его сила и власть соответствовали греческому божеству Зевсу).


Владыка небес, повелитель молний и грома. Остальные боги были потомками верховного бога – сварожичами. У каждого племени боги имели некоторые различия в именах и их функциях, что послужило негативным фактором, в виду исторических данных о представлениях наших предков о мироздании и божествах.




Бог солнца Даждьбог или Хорус был одним из основных богов. Он согревал всю землю солнечным теплом, покровительствовал урожаям, свадьбам, встречам молодых людей, которые впоследствии заключали браки. Даждьбог заканчивал зиму и дарил людям лето и тепло. Священным животным этого бога был лев. Его изображали в виде человека с львиной головой или едущего в колеснице запряженной львами.


Также в восточной славянской мифологии существовал бог ветров Стрибог, бог богатства и скота Велес, Ярыло был ответственный за щедрые урожаи зерновых, Купало дарил большие урожаи плодов,


Суд знал все о судьбах людей, Семаргл бог семян, Чур охранял границы селений, земли и прочее. Некоторые боги так и остались неизвестными, например, достоверно неизвестно за что отвечал бог Троян.


Присутствовали в мифологии древних славян и богини. Макошь – богиня гаданий и собранных урожаев, Леля богиня весеннего пробуждения природы, Лада охраняла домашний очаг, Денница олицетворяла собой утреннюю звезду. Морена богиня темных сил, холода и зимы.




Мифические существа


Считалось, что кроме высших богов весь мир населен фантастическими существами: русалками, лешими, водяными, домовыми, овинниками и прочее.


Русалки жили не только в воде, но и в лесу, лугах и долинах. В некоторых славянских племенах считалось, что это лесной или водяной дух в образе прекрасной девушки. Имело место также убеждение о том, что это не успокоившийся души утонувших молодых девушек, которые стали мифическими существами.


Русалки всегда были обнажены и имели длинные волосы. По представлениям древних людей хвосты были только у русалок, проживающих в воде, но подобные убеждения принадлежали далеко не всем племенам.




Эти мифические девы были чрезвычайно опасны, они обладали прекрасной внешностью, удивительным голосом, который мог ввести человека в транс и заставить следовать в неизвестность за русалкой. По мифическим преданиям люди встречавшие русалок не оставались в живых.


Леший, то есть лесной дух, проживал в каждом лесу. Имел человеческое обличье, но его отличительной чертой были ярко-зеленые светящийся глаза и лапти, надетые не на ту ногу. Левый на правую и правый на левую.




У него не видно бровей и ресниц, также отсутствует правое ухо. Вычислить, его можно посмотрев через правое ухо лошади, тогда леший будет синего цвета, ведь у него синя кровь. Данный мифический герой может принять обличье любого зверя, птицы и даже ветки или корча. Он полноправный хозяин всего, что есть в его лесу, ему подчиняются звери и растения.

СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ ВЕДИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ

В едическую религию, в виде различных разветвлений индуизма и зороастризма, народных вер, ныне исповедует четверть человечества. Речь идет не только об Индии. В странах Европы и Северной Америки различные восточные религиозные общества, основывающиеся на ведическом мировоззрении, уже охватывают до десятой доли всех верующих. Зороастрийцы (гебры и парсы) представлены в парламенте исламской республики Иран и в парламенте Индии.

Развитые виды ведической религии имеют духовной основой индийскую ведическую и иранскую зороастрийскую (авестийскую) литературу, включающую в себя тысячи томов древних сочинений и современных их толкований. Самые известные книги ведической религии Индии - Веды. Их четыре. «Ригведа» - «Веда гимнов», древнейшая, наиболее авторитетная книга, включающая в себя 10 книг и соответственно 1017 стихов. Самаведа, «Веда напевов», включающая 1549 стихов. А также две дополнительные Веды, созданные для нужд жрецов и лекарей - Яджурведа, «Веда жертвенных формул» (есть белая и черная) и Атхарваведа («Веда заклинаний»). Позже Вед были составлены комментарии к ним - сотни философских трактатов: Брахманы и потом 108 Упанишад. Дополнительная ведическая литература Индии - это Махабхарата, Рамаяна и Пураны. Героическая поэма Махабхарата - индийцами почитается как пятая Веда, это самая большая в мире поэма, включающая сто тысяч четверостиший. В сущности, Махабхарата представляет из себя отдельную литературу (знаменитая Бхагавад-Гита - часть Махабхараты). Рамаяна - это поэма о древнем герое и царе Индии Раме, воплощении Всевышнего. Пураны являются собранием историй о воплощениях Всевышнего, о жизни полубогов.

Зороастрийская литература Древнего Ирана представлена прежде всего Авестой. Авеста имеет четыре части - Ясну, Висперед, Видевдат и Яшты. Ясна («поклонение») составляет самую почитаемую часть Авесты, в нее входят Гаты («песни») общим числом 17 (900 строк), представляющие из себя зоро- астрийскую литургию. Помимо Гат остальную Ясну, насчитывающую 72 раздела, составляют различные моления, произносимые во время религиозных действ. Висперед («все главные главы») - это дополнения к Ясне - 24 раздела. Видевдат («закон против давав-демонов») - это жреческий кодекс, трактующий правила ритуального очищения и мифы о Сотворении Мира, создании Ирана. В Яштах собраны гимны божествам, почитавшимся древними иранцами.

Здесь были упомянуты только священные книги действующих ныне конфессий, не менее обширную литературу дают археологические, этнографические разыскания в разных странах Востока. Также более поздние сочинения, основывающиеся на недошедших до нас жреческих книгах (например, «Шах- намэ» поэта Фирдоуси).

vнание о ведической традиции в виде индуизма и зороастризма необходимо любому культурному человеку. Самое меньшее - нужно знать в пересказах основные сюжеты мифов Древней Индии и Ирана, ознакомиться и с шедеврами религиозного искусства - храмами, изображениями богов и героев. Я убежден, что этот раздел знаний не должен быть менее представлен в современном образовании, чем античное язычество Европы, хотя бы по той причине, что древняя русская языческая и ведическая вера много ближе к индуизму и зороастризму, чем к религии древних греков и римлян.

Особо следует выделять те места в священных книгах индуизма и зороастризма, в которых повествуется о землях, лежащих к Северу от Индии и Ирана. Это важнейшие и очень древние описания земель Руси, которую почитали и почитают прародиной ариев и истоком ведической веры и индуисты, и зороастрийцы.

Следует уделить внимание общности многих текстов, мифологических сюжетов русской и иных ведических традиций. Ставить рядом тексты русских народных песен, духовных стихов и повторяющие их тексты индийской и иранской ведической литературы. Сне сравнение непременно приведет к выводу, что на Руси сохранились песни не менее, а зачастую даже более архаичные, чем в Индии и Иране. Это оправдывается тем, что именно Русь является истоком ведической веры.

Древнейшие песни и былины в русской устной традиции сохранились лучше, чем где бы то ни было. Они более поэтичны, доступны. Там, где, например, Пураны Индии дают краткий пересказ сюжета древнего мифа - русская традиция дает саму древнюю песню, очень любимую народом и почти не искаженную временем.

Немало древних ведических гимнов, священных песен и отчасти мифов сберегла устная и письменная традиция русских православных мистических сект. Можно назвать почитаемые старообрядцами, духоборами, «божьими людьми» (хлыстами, скопцами), богумилами и другими "Голубиную книгу", «Животную книгу", "Тайную книгу", «Золотую книгу" и многие иные народные книги.

Полное собрание славянских народных песен, былин, сказок и сказаний, духовных стихов представляет из себя тысячи томов. И они содержат в себе те самые Изначальные Беды, утраченные ариями, пришедшими с Севера в Индию и Иран. Иные сборники русских народных песен и былин содержат сказания более древние и лучше сохранившиеся, чем сказания Пуран.

Ныне мною был опубликован полный свод Изначальных Вед, названый древним именем этого собрания мифов и преданий славян: «Звездной книгой Коляды". Каждый текст этой книги имеет прообраз в устном предании и в народных книгах славян (также в близких традициях). Мною была произведена работа по сбору текстов, переводу на современный русский язык, упоря- дочиванию, сличению, выделению древней основы. «Книгу Коляды» следует считать источником по древней вере славян, ибо каждый текст, образное выражение, мысль сей книги могут быть удостоверены народной песней, былиной, сказом.

Одним из важнейших источников по славянской мифологии и древней ведической вере славян следует считать также книгу «Веда славян», собрание песен южнославянского народа болгар- помакав. Сия книга (в двух томах) издана в конце прошлого века в Белграде и Санкт-Петербурге Стефаном Ильичем Верковичем. «Вела славян» заключает в себе обрядовые песни и моления славянским богам, она для славян не менее значима, чем «Ригве- да» для индусов. Она до сего времени не переведена на русский язык, однако многие древние славянские мифы из этой книги вошли в «Книгу Коляды».

Кроме тысяч томов славянского фольклора русская ведическая литература представлена также и памятниками древней пись- менности. Прежде всего - это «Книга Велеса», потом «Боянов гимн» и «Слово о полку Игореве". Уже сих памятников достаточ- но, чтобы говорить о великой русской ведической литературе и письменной культуре.

Более всех ныне известно «Слово о полку Игореве», созданное, как показал академик Б.А. Рыбаков, боярином Петром Бориславичем в XII столетии. Его племянник епископ Феодор выступал за единение русской ведической и христианской традиций, за что был казнен, а книги им писанные были сожжены. Сие семейство хранило русскую православно-ведическую (праведную) веру, они были продолжателями традиции, восходящей к Бояну и Златогору, певцам Древней Руси.

«Боянов гимн» - это древнейший памятник славянской письменности, созданный в IV столетии. Дошел до нас, как и «Слово о полку Игореве», в копии начала XIX столетия, однако подлинник еще, возможно, существует. Повествует о победе славян в войне готами Германареха. Содержит известия о князьях Бусе и Словене, песнопевцах Бояне и Златогоре.

Славянские мифы содержат также славянский перевод (Х в.) «Хроники Иоанна Малалы» (VI в.), где сопоставляется греческое и славянское язычество. Также сведения о древних богах славян содержат летописи, поучения протаю язычества, азбуковники, палеи и пр.

«Книга Велеса» - священное писание славян. Была написана на деревянных дощечках (43 доски) в V-IХ столетии жрецами Русколани и Древнего Новгорода. Содержит мифологию славян, тексты молитвенные, легенды и рассказы о древней славянской истории с XX тысячелетия до нашей эры по IX век нашей эры. «Книга Велеса» известна с начала ХIХ-го столетия, но дошла до нас в копии начала ХХ-го века.

До недавнего времени были известны и другие священные тексты древних славян, около двух десятков источников. Самые обширные и значительные из них таковы: «Перуница» (Перуна и Велеса вещания в Киевских капищах жрецам Мовеславу, Древославу и прочим), судя по описанию представляла из себя 12 книг. Далее: «О Китоврасе. Басни и Кощуны» (название условное, это славянская ведическая мифология), 143 доски V-го века. «Белая книга», включающая в себя сказания о Коляде Венедском, тризны Златогора, Буса Белояра, новгородские предания времен Буривоя и Владимира Древнего. Были и сочинения географические, гадательные книги и прочее, прочее.

Память о многих книгах сохранили и общины болгар-помакав («Золотая Книга», «Птичья Книга», «Книга Странствий» и так далее). Эти книги были уничтожены также не столь давно.

Ныне сии книги нам не доступны. Часть их, видимо, находится в закрытых государственных хранилищах в России. Часть еще в начале XIX века была вывезена по масонским каналам за пределы Российской империи, в основном в Австрию. Ныне сии рукописи распылены по библиотекам Европы и Америки, почитаются тайнописью. Многое из перечисленного еще можно спасти, часть возможных хранилищ сих рукописей нам известна. Но в отечественной науке отсутствует интерес к данной теме, а значит нет и государственной помощи исследованиям. Нужна перемена отношения к русской ведической культуре у тех, кто принимает решения в нашем государстве, то есть у власти политической и финансовой, ибо для нахождения, опубликования и изучения этих книг нужны значительные средства.

Важность русской ведической традиции, русской ведической литературы, велика не только для России, но и для всего мирового сообщества, ибо русский ведизм близок к истоку ве- дической веры и ведической культуры, а она во многом определяет жизнь современной цивилизации.

Сварог.


Сварог - стал отцом множества богов и людей, он - творец земной тверди. Сварог является также противоположностью Велеса, бога зла. Согласно верованию славян, мир в древности существовал в условиях вечного противостояния Сварога и Велеса, между которыми иногда наступало перемирие. От Сварога и Лады родился Перун - Громовержец, бога войны и воинов.
От Перуна произошел бог солнечного света Дажьбог, который, как считалось, приносил людям многие дары. Дажьбог родился необычн. Перун влюбился в прекрасную русалку Рось, но встретиться с ней не мог, так как их разделяла бурная река. Перун тогда снял лук со своего плеча, натянул тугую тетиву и пустил золотую стрелу. Стрела сверкнула подобно молнии, и высоко в небе раздался оглушительный гром. Стрела попала в камень горючий, за которым спряталась Рось, и в этом камне возник образ огненный, подобный человеческому. Воскликнул Перун, обращаясь к Роси:
- Сына тебе сможет вытесать из камешка только бог Сварог,
позови Сварога небесного!
Рось призвала Сварога. Трое суток он обтесывал камень, стучал по нему огненным молотом. Так на свет появился Дажьбог. Ноги его были серебряные, руки - в золоте, во лбу сияло солнце, а в затылке - месяц. По волосам его были рассыпаны бесчисленные звезды.
Тогда сказал Дажьбогу Сварог:
- Тебе нужен конь богатырский, чтобы ты смог на нем целый год без отдыха скакать! Потому иди, к высоким горам, к глубокой пещере. За двенадцатью железными дверями, за двенадцатью
медными запорами в той пещере ты найдешь богатырского
коня, прикованного тяжелой цепью к столбу. Разломай
эти двери, и когда конь тебя услышит, то сорвется с цепей. А ты силу свою собери
и его удержи!
Обычно Дажьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. Дважды - утром и вечером - Дажьбог пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Так что люди не зря приписывают особую силу оберегам-талисманам в виде утки с головой коня.
У Дажьбога величавая поступь и прямой взгляд, не ведающий лжи. И еще дивные волосы, солнечно-золотые, легко летящие по ветру. Глаза у него синие-синие, как чистое небо в солнечный полдень, как нестерпимо синяя сердцевина костра. Сын Неба озирает дивные дива Земли: поля и холмы, высокие дубравы и смолистый сосновый бор, широкие озера, вольные реки, звонкие ручейки и веселые родники-студенцы.

Даждьбог.


Однажды Дажьбог отправился к высоким горам, где и нашел глубокую пещеру, о которой ему было сказано. Он немедленно стал ломать железную дверь, и как только его услышал богатырский конь, – заржал и сорвался со своих цепей. Он сокрушил все железные двери и хотел вырваться на волю. Однако Дажьбог вскочил на коня, обуздал и оседлал его. Тогда воскликнул Дажьбог высоким небесам и ветру:
- Есть ли кто смелее меня? Может кто меня сильнее? Кто хитрее
меня? А существует ли конь, который быстрее моего?
И отвечала Дажьбогу матушка Рось:
- Я бы хотела уродить тебя столь же смелого, как Перун грозный, столь же сильного, как могучий Святогор, а хитростью подобного Волху Змеевичу, но Мокошью не так было предусмотрено. Однако, молодой Дажьбог, и ты удал, и не должно тебе на судьбу обижаться!
Три раза был женат Дажьбог. В первый раз он женился на дочери великого витязя Святогора Майе-Златогорке. Однако он понравился Марене, которая с помощью приворотного зелья женила его на себе. От Дажьбога и Марены родился сын Богумир, который в дальнейшем взял в жены Славу, от которой у них родились три дочери - Древа (праматерь древлян), Скрева (праматерь кривичей) и Полева (праматерью полян).
Коварная Марена, не остановилась на этом и, опять опоив героя, бросила его ради Кощея. Злобный Кощей, ревнуя, распял Дажьбога на Кавказской горе, однако герою на помощь пришла богиня Жива, которая воскресила сына Перуна с помощью живой воды. Она то и стала его третьей женой. Утверждают, что у них родились дети Арий и Кисек (праотец германцев), от Ария родились Кий (праотец киевлян), Щек (праотец чехов), Хорив (праотец хорватов) и сестра их Лыбедь.

Род.


Одно из преданий славянской мифологии рассказывает, что в самом начале не было ничего, никакого материального мира. Существовала только Тьма и бог Род, который находился в Яйце, а когда освободился, то силой своей Любви смог разрушить темницу и дать жизнь Вселенной. Он создал множество звездных миров, в том числе и земной мир. Родил бог Род Царство Небесное, отделив Океан каменной твердью от небес. Он также Разделил Свет и Тьму, Правду и Кривду. Отныне все, что было рождено Родом, получило его имя: природа, родина, родители.
Бог Род разделил земной мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний мир расположен в небесах. В этом мире обитают боги, правящие людьми. Они всегда поступают праведно, а потому обитаемые небеса называются Правь. Мир людей разместился ниже. Этот мир был явлен человеку богами, поэтому его имя - Явь. Нижний - это мир, куда уходили наши предки, это мир прошлого. Нижний мир назван Навью. Навь – это мир мертвых, страна ночи. Считалось, что попасть туда можно, если пересечь Океан-море, которое окружает Землю.
Вокруг Земли располагаются девять небес, у каждого из которых свое назначение. Одно небо предназначено для Солнца и звезд, другое - для Луны, отдельное небо - для туч и ветров. Седьмое небо считалось «твердью» и являлось прозрачным дном Небесного Океана. В нем хранятся запасы живой воды, а также источник дождей, который никогда не иссякает.
На любое из этих небес можно попасть, если переместиться по Мировому Древу, связывающего между собой Нижний Мир, Землю и девять небес. Мировое Древо подобно огромному раскидистому дубу, на котором созревают семена всех деревьев, растений и трав. Своими ветвями дуб связывает все уровни мира, распространяясь на четыре стороны света и влияя на настроение богов и людей. Считалось, что зеленое дерево обозначало достаток и хорошую долю, а засохшее – уныние и безмолвие.
Там, где вершина Мирового Древа возвышается над седьмым небом, в «хлябях небесных», есть остров, называемый Ирием или Раем. Ирий иногда называли «остров Буян». На этом острове живут прародители всех птиц и зверей. Их называют «старший волк», «старший олень» и др. В славянской мифологии считалось, что на остров улетают осенью перелетные птицы. Души зверей, добытых охотниками, по верованиям древних славян, попадали именно туда, и держали ответ перед «старшими». Они рассказывая им, как поступили с ними в земном мире люди. Охотник должен был обязательно поблагодарить зверя, который позволил взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним. В этом случае «старшие» быстро отпускали душу зверя назад в земной мир, чтобы этот зверь мог снова родиться, и не иссякала рыба и дичь. Если же человек винился - быть беде. Бог Род стал Небесным Родником и произвел на свет воды Великого Океана. Из пены вод Океана была явлена чудесная птица, называемая Мировая Уточка, от которой произошли многие боги. От Рода произошла корова Земун и коза Седунь, из их молока произошел Млечный Путь. Далее на свет вышел земной витязь Святогор, который должен был охранять двенадцать столбов, на которых основывался земной небосвод Сварга.
Бог Род породил из себя мужское начало по имени Сварог, а также женское начало - богиню Ладу, которая стала старшей из рожениц. Младшей была ее дочь Леля. От Лады произошли все слова, связанные с семейным порядком: «ладить», «налаживать», «ладно». Помимо того, Лада стала матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. Леля являлась попечительницей будущего урожая. Род, Лада и Леля почитались в славянской мифологии божествами продолжения рода человеческого, а также защитниками беременных и маленьких детей.

Мокошь.


Мифология древних славян - это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о человеческой судьбе, о домашнем очаге и т. п. Более подробно мы будем рассматривать славянский пантеон богов.
Мокошь - единственное женское божество среди поставленных князем Владимиром на его дворе в Киеве. Упоминания об этой богине встречаются во многих источниках, но все они не ясны. Трудно определить происхождение слова «Мокошь». Некоторые исследователи связывали его с финским племенным названием «мокша», другие считали Мокошь божеством, близким восточной богине Астарте или греческой Афродите, третьи приравнивали к русалке.
Б. А. Рыбаков считает, что это имя содержит слово «кошь», «кощь» («жребий», «судьба») и является корнем слов, обозначающих ёмкости для зерна (например, «корзина»). Отсюда, по его мнению, Мокошь - богиня судьбы, удачи.
Интересно, Мокошь в одних и тех же источниках обычно упоминается вместе с Рожаницами - богинями, которых можно видеть вышитыми на полотенцах и рубахах. Мокошь часто изображалась с поднятыми к небу руками, как бы молящая верховного Бога оросить дождем засеянные поля. К дням летнего солнцестояния, когда уже выросли колосья, Мокошь изображалась окруженной солнечными кругами, с опущенными руками. Отсюда и связь с фольклорным образом «Матерью-сырой-землей».
Культ Мокоши сопровождался установкой идолов в храмах и под открытым небом. Как древнее земледельческое божество, она была «матерью урожая», богиней жизненных благ и изобилия.
Богини-Рожаницы были подчинены или соподчинены Мокоши. В изобразительном искусстве они всегда были в двойственном числе. Культ Рожаниц отличался от остальных языческих обрядов прежде всего открытостью, торжественными пирами в честь богинь. Эти пиршества противопоставлялись в известной степени «кладению треб» другим языческим богам. Принесение в жертву животных и птиц могло производиться в своих дворах без особой огласки. Трапезы же, посвященные Роду и Рожаницам, устраивались всенародно.
Принявший христианство русский народ в XI-XII вв., по свидетельству автора средневекового произведения «Слово об идолах», все еще молились «по украинам» их «проклятому богу Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам, но творили акы отай» (тайно). Явно презирая языческие обряды, этот автор продолжал: «Сего же не могут ся лишити, наченше в поганьстве, даже и до селе проклятого того ставления вторыя трапезы Роду и Рожаницам на прелесть верным христьяном».
Рожаничный пир назывался «второй трапезой» и устраивался после церковного празднования, сверх разрешенного церковью пирования в честь Рождества Богородицы. Главный праздник Рода и двух Рожаниц был общественным осенним праздником, подобно празднику Урожая в честь западнославянского четырехглавого Святовида. Вторично Рода и Рожаниц чествовали на Рождество Христово (после 25 декабря). В тот день приносили в храм хлеб, пироги и пр. Слияние языческого с христианским, Рожаниц с Богородицей особенно ярко выразилось в рус­ских вышивках, русском прикладном искусстве.
Постепенно культ Мокоши был оттеснен, с одной стороны, культом христианской Богородицы, а с другой - культом христианской святой Параскевы-Пятницы и в этом виде сохранился до начала XX века. Наши предки молились св. Параскеве о всяком благополучии и счастье домашнем, об удаче в торговле. В более позднее время Мокошь стала почитаться в качестве покровительницы женских работ, особенно прядения и ткачества.

Сварог.


Сварог — стал отцом множества богов и людей, он - творец земной тверди. Сварог является также противоположностью Велеса, бога зла. Согласно верованию славян, мир в древности существовал в условиях вечного противостояния Сварога и Велеса, между которыми иногда наступало перемирие. От Сварога и Лады родился Перун — Громовержец, бога войны и воинов.
От Перуна произошел бог солнечного света Дажьбог, который, как считалось, приносил людям многие дары. Дажьбог родился необычно. Перун влюбился в прекрасную русалку Рось, но встретиться с ней не мог, так как их разделяла бурная река. Перун тогда снял лук со своего плеча, натянул тугую тетиву и пустил золотую стрелу. Стрела сверкнула подобно молнии, и высоко в небе раздался оглушительный гром. Стрела попала в камень горючий, за которым спряталась Рось, и в этом камне возник образ огненный, подобный человеческому. Воскликнул Перун, обращаясь к Роси:
— Сына тебе сможет вытесать из камешка только бог Сварог,
позови Сварога небесного!
Рось призвала Сварога. Трое суток он обтесывал камень, стучал по нему огненным молотом. Так на свет появился Дажьбог. Ноги его были серебряные, руки — в золоте, во лбу сияло солнце, а в затылке — месяц. По волосам его были рассыпаны бесчисленные звезды.
Тогда сказал Дажьбогу Сварог:
— Тебе нужен конь богатырский, чтобы ты смог на нем целый год без отдыха скакать! Потому иди, к высоким горам, к глубокой пещере. За двенадцатью железными дверями, за двенадцатью
медными запорами в той пещере ты найдешь богатырского
коня, прикованного тяжелой цепью к столбу. Разломай
эти двери, и когда конь тебя услышит, то сорвется с цепей. А ты силу свою собери
и его удержи!
Обычно Дажьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. Дважды — утром и вечером — Дажьбог пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Так что люди не зря приписывают особую силу оберегам-талисманам в виде утки с головой коня.
У Дажьбога величавая поступь и прямой взгляд, не ведающий лжи. И еще дивные волосы, солнечно-золотые, легко летящие по ветру. Глаза у него синие-синие, как чистое небо в солнечный полдень, как нестерпимо синяя сердцевина костра. Сын Неба озирает дивные дива Земли: поля и холмы, высокие дубравы и смолистый сосновый бор, широкие озера, вольные реки, звонкие ручейки и веселые родники-студенцы.

Даждьбог.


Однажды Дажьбог отправился к высоким горам, где и нашел глубокую пещеру, о которой ему было сказано. Он немедленно стал ломать железную дверь, и как только его услышал богатырский конь, - заржал и сорвался со своих цепей. Он сокрушил все железные двери и хотел вырваться на волю. Однако Дажьбог вскочил на коня, обуздал и оседлал его. Тогда воскликнул Дажьбог высоким небесам и ветру:
— Есть ли кто смелее меня? Может кто меня сильнее? Кто хитрее
меня? А существует ли конь, который быстрее моего?
И отвечала Дажьбогу матушка Рось:
— Я бы хотела уродить тебя столь же смелого, как Перун грозный, столь же сильного, как могучий Святогор, а хитростью подобного Волху Змеевичу, но Мокошью не так было предусмотрено. Однако, молодой Дажьбог, и ты удал, и не должно тебе на судьбу обижаться!
Три раза был женат Дажьбог. В первый раз он женился на дочери великого витязя Святогора Майе-Златогорке. Однако он понравился Марене, которая с помощью приворотного зелья женила его на себе. От Дажьбога и Марены родился сын Богумир, который в дальнейшем взял в жены Славу, от которой у них родились три дочери — Древа (праматерь древлян), Скрева (праматерь кривичей) и Полева (праматерью полян).
Коварная Марена, не остановилась на этом и, опять опоив героя, бросила его ради Кощея. Злобный Кощей, ревнуя, распял Дажьбога на Кавказской горе, однако герою на помощь пришла богиня Жива, которая воскресила сына Перуна с помощью живой воды. Она то и стала его третьей женой. Утверждают, что у них родились дети Арий и Кисек (праотец германцев), от Ария родились Кий (праотец киевлян), Щек (праотец чехов), Хорив (праотец хорватов) и сестра их Лыбедь.

Род.


Одно из преданий славянской мифологии рассказывает, что в самом начале не было ничего, никакого материального мира. Существовала только Тьма и бог Род, который находился в Яйце, а когда освободился, то силой своей Любви смог разрушить темницу и дать жизнь Вселенной. Он создал множество звездных миров, в том числе и земной мир. Родил бог Род Царство Небесное, отделив Океан каменной твердью от небес. Он также Разделил Свет и Тьму, Правду и Кривду. Отныне все, что было рождено Родом, получило его имя: природа, родина, родители.
Бог Род разделил земной мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний мир расположен в небесах. В этом мире обитают боги, правящие людьми. Они всегда поступают праведно, а потому обитаемые небеса называются Правь. Мир людей разместился ниже. Этот мир был явлен человеку богами, поэтому его имя — Явь. Нижний — это мир, куда уходили наши предки, это мир прошлого. Нижний мир назван Навью. Навь - это мир мертвых, страна ночи. Считалось, что попасть туда можно, если пересечь Океан-море, которое окружает Землю.
Вокруг Земли располагаются девять небес, у каждого из которых свое назначение. Одно небо предназначено для Солнца и звезд, другое — для Луны, отдельное небо — для туч и ветров. Седьмое небо считалось «твердью» и являлось прозрачным дном Небесного Океана. В нем хранятся запасы живой воды, а также источник дождей, который никогда не иссякает.
На любое из этих небес можно попасть, если переместиться по Мировому Древу, связывающего между собой Нижний Мир, Землю и девять небес. Мировое Древо подобно огромному раскидистому дубу, на котором созревают семена всех деревьев, растений и трав. Своими ветвями дуб связывает все уровни мира, распространяясь на четыре стороны света и влияя на настроение богов и людей. Считалось, что зеленое дерево обозначало достаток и хорошую долю, а засохшее - уныние и безмолвие.
Там, где вершина Мирового Древа возвышается над седьмым небом, в «хлябях небесных», есть остров, называемый Ирием или Раем. Ирий иногда называли «остров Буян». На этом острове живут прародители всех птиц и зверей. Их называют «старший волк», «старший олень» и др. В славянской мифологии считалось, что на остров улетают осенью перелетные птицы. Души зверей, добытых охотниками, по верованиям древних славян, попадали именно туда, и держали ответ перед «старшими». Они рассказывая им, как поступили с ними в земном мире люди. Охотник должен был обязательно поблагодарить зверя, который позволил взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним. В этом случае «старшие» быстро отпускали душу зверя назад в земной мир, чтобы этот зверь мог снова родиться, и не иссякала рыба и дичь. Если же человек винился — быть беде. Бог Род стал Небесным Родником и произвел на свет воды Великого Океана. Из пены вод Океана была явлена чудесная птица, называемая Мировая Уточка, от которой произошли многие боги. От Рода произошла корова Земун и коза Седунь, из их молока произошел Млечный Путь. Далее на свет вышел земной витязь Святогор, который должен был охранять двенадцать столбов, на которых основывался земной небосвод Сварга.
Бог Род породил из себя мужское начало по имени Сварог, а также женское начало — богиню Ладу, которая стала старшей из рожениц. Младшей была ее дочь Леля. От Лады произошли все слова, связанные с семейным порядком: «ладить», «налаживать», «ладно». Помимо того, Лада стала матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. Леля являлась попечительницей будущего урожая. Род, Лада и Леля почитались в славянской мифологии божествами продолжения рода человеческого, а также защитниками беременных и маленьких детей.

Мокошь.


Мифология древних славян — это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о человеческой судьбе, о домашнем очаге и т. п. Более подробно мы будем рассматривать славянский пантеон богов.
Мокошь — единственное женское божество среди поставленных князем Владимиром на его дворе в Киеве. Упоминания об этой богине встречаются во многих источниках, но все они не ясны. Трудно определить происхождение слова «Мокошь». Некоторые исследователи связывали его с финским племенным названием «мокша», другие считали Мокошь божеством, близким восточной богине Астарте или греческой Афродите, третьи приравнивали к русалке.
Б. А. Рыбаков считает, что это имя содержит слово «кошь», «кощь» («жребий», «судьба») и является корнем слов, обозначающих ёмкости для зерна (например, «корзина»). Отсюда, по его мнению, Мокошь — богиня судьбы, удачи.
Интересно, Мокошь в одних и тех же источниках обычно упоминается вместе с Рожаницами — богинями, которых можно видеть вышитыми на полотенцах и рубахах. Мокошь часто изображалась с поднятыми к небу руками, как бы молящая верховного Бога оросить дождем засеянные поля. К дням летнего солнцестояния, когда уже выросли колосья, Мокошь изображалась окруженной солнечными кругами, с опущенными руками. Отсюда и связь с фольклорным образом «Матерью-сырой-землей».
Культ Мокоши сопровождался установкой идолов в храмах и под открытым небом. Как древнее земледельческое божество, она была «матерью урожая», богиней жизненных благ и изобилия.
Богини-Рожаницы были подчинены или соподчинены Мокоши. В изобразительном искусстве они всегда были в двойственном числе. Культ Рожаниц отличался от остальных языческих обрядов прежде всего открытостью, торжественными пирами в честь богинь. Эти пиршества противопоставлялись в известной степени «кладению треб» другим языческим богам. Принесение в жертву животных и птиц могло производиться в своих дворах без особой огласки. Трапезы же, посвященные Роду и Рожаницам, устраивались всенародно.
Принявший христианство русский народ в XI—XII вв., по свидетельству автора средневекового произведения «Слово об идолах», все еще молились «по украинам» их «проклятому богу Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам, но творили акы отай» (тайно). Явно презирая языческие обряды, этот автор продолжал: «Сего же не могут ся лишити, наченше в поганьстве, даже и до селе проклятого того ставления вторыя трапезы Роду и Рожаницам на прелесть верным христьяном».
Рожаничный пир назывался «второй трапезой» и устраивался после церковного празднования, сверх разрешенного церковью пирования в честь Рождества Богородицы. Главный праздник Рода и двух Рожаниц был общественным осенним праздником, подобно празднику Урожая в честь западнославянского четырехглавого Святовида. Вторично Рода и Рожаниц чествовали на Рождество Христово (после 25 декабря). В тот день приносили в храм хлеб, пироги и пр. Слияние языческого с христианским, Рожаниц с Богородицей особенно ярко выразилось в рус-ских вышивках, русском прикладном искусстве.
Постепенно культ Мокоши был оттеснен, с одной стороны, культом христианской Богородицы, а с другой — культом христианской святой Параскевы-Пятницы и в этом виде сохранился до начала XX века. Наши предки молились св. Параскеве о всяком благополучии и счастье домашнем, об удаче в торговле. В более позднее время Мокошь стала почитаться в качестве покровительницы женских работ, особенно прядения и ткачества.

Александр Афанасьев

Мифы древних славян

© Оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Происхождение мифов, метод и средства их изучения

Богатый и, можно сказать, единственный источник разнообразных мифических представлений есть живое слово человеческое, с его метафорическими и созвучными выражениями. Чтобы показать, как необходимо и естественно создаются мифы (басни), надо обратиться к истории языка. В жизни языка, относительно его организма, наука различает два различных периода: период его образования, постепенного сложения (развития форм) и период упадка и расчленения (превращений).

Всякий язык начинается с образования корней или тех основных звуков, в которых первобытный человек обозначал свои впечатления, производимые на него предметами и явлениями природы. Возникавшее понятие пластически обрисовывалось словом как верным и метким эпитетом. Еще до сих пор в наших областных наречиях и в памятниках устной народной словесности слышится та образность выражений, которая показывает, что слово для простолюдина не всегда есть только знак, указывающий на известное понятие, но что в то же время оно живописует самые характеристические оттенки предмета и яркие, картинные особенности явления. Приведем примеры: зыбун – неокреплый грунт земли на болоте, пробежь – проточная вода, леи (от глагола лить) – проливные дожди, сеногной – мелкий, но продолжительный дождь, листодер – осенний ветр, поползуха – мятель, которая стелется низко по земле, одран – тощая лошадь, лизун – коровий язык, куроцап – ястреб, каркун – ворон, холодянка – лягушка, полоз – змей, изъедуха – злобный человек, и проч.; особенно богаты подобными речениями народные загадки: мигай – глаз, сморкало, сопай и нюх – нос, лепетайло – язык, зевало и ядало – рот, грабилки и махалы – руки, понура – свинья, лепета – собака, живулечка – дитя и многие другие, в которых находим прямое, для всех очевидное указание на источник представления. Так как различные предметы и явления легко могут быть сходны некоторыми своими признаками и в этом отношении производят на чувства одинаковое впечатление, то естественно, что человек стал сближать их в своих представлениях и придавать им одно и то же название или, по крайней мере, названия, производные от одного корня. Предмет обрисовывался с разных сторон и только во множестве синонимических выражений получал свое полное определение. Но должно заметить, что каждый из этих синонимов, обозначая известное качество одного предмета, в то же самое время мог служить и для обозначения подобного же качества многих других предметов и таким образом связывать их между собою. Здесь-то именно кроется тот богатый родник метафорических выражений, чувствительных к самым тонким оттенкам физических явлений, который поражает нас своею силою и обилием в языках древнейшего образования и который впоследствии, под влиянием дальнейшего развития племен, постепенно иссякает. В обыкновенных санскритских словарях находится пять названий для руки, 11 – для света, 15 – для облака, 20 – для месяца, 26 – для змеи, 35 – для огня, 37 – для солнца и т. д.

Теперь представим, какое смешение понятий, какая путаница представлений должны были произойти при забвении коренного значения слов; а такое забвение рано или поздно, но непременно постигает народ. Более и более удаляясь от первоначальных впечатлений и стараясь удовлетворить вновь возникающим умственным потребностям, народ обнаруживает стремление обратить созданный им язык в твердо установившееся и послушное орудие для передачи собственных мыслей. А это становится возможным только тогда, когда самый слух утрачивает свою излишнюю чуткость к произносимым звукам, когда силою долговременного употребления, силою привычки слово теряет наконец свой исконный живописующий характер и с высоты поэтического, картинного изображения нисходит на степень абстрактного наименования – делается ничем более, как фонетическим знаком для указания на известный предмет или явление, в его полном объеме, без исключительного отношения к тому или другому признаку. Большая часть названий, данных народом под наитием художественного творчества, основывалась на весьма смелых метафорах. Но как скоро были порваны те исходные нити, к которым они были прикреплены изначала, метафоры эти потеряли свой поэтический смысл и стали приниматься за простые, непереносные выражения и в таком виде переходили от одного поколения к другому. Понятные для отцов, повторяемые по привычке детьми, они явились совершенно неразгаданными для внуков. Сверх того, переживая века, дробясь по местностям, подвергаясь различным географическим и историческим влияниям, народ и не в состоянии был уберечь язык свой во всей неприкосновенности и полноте его начального богатства: старели и вымирали прежде употребительные выражения, отживали как грамматические формы, одни звуки заменялись другими родственными, старым словам придавалось новое значение. Вследствие таких вековых утрат языка, превращения звуков и подновления понятий, лежавших в словах, исходный смысл древних речений становился все темнее и загадочнее, и начинался неизбежный процесс мифических обольщений, которые тем крепче опутывали ум человека, что действовали на него неотразимыми убеждениями родного слова. Светила небесные уже не только в переносном, поэтическом смысле именуются «очами неба», но в самом деле представляются народному уму под этим живым образом, и отсюда возникают мифы о тысячеглазом, неусыпном ночном страже Аргусе и одноглазом божестве солнца; извивистая молния является огненным змеем, быстролетные ветры наделяются крыльями, владыка летних гроз – огненными стрелами. Смотря на громоносную тучу, народ уже не усматривал в ней Перуновой колесницы, хотя и продолжал рассказывать о воздушных поездах бога-громовника и верил, что у него действительно есть чудесная колесница. Там, где для одного естественного явления существовали два, три и более названий, каждое из этих имен давало обыкновенно повод к созданию особенного, отдельного мифического лица, и обо всех этих лицах повторялись совершенно тождественные истории – так, например, у греков рядом с Фебом находим Гелиоса.