Морфологический разбор существительного: пример, основные моменты. Что такое морфологический разбор слова: пример на всех частях речи Разбор несклоняемых существительных как часть речи

Основное в морфологии - понимание внутренних механизмов формирования словесной формы.

Любой образец морфологического разбора существительного учитывает это условие.

Словоформа - результат согласования слова с другими частями речи. Взаимодействуя, слова частично изменяют состав друг друга.

Поэтому морфологический анализ существительного - это в первую очередь идентификация его морфем. И уже исходя из морфемного состава анализируют следующие показатели:

  • характеристика как части речи;
  • постоянные и непостоянные признаки;
  • взаимосвязь с другими членами предложения.

Главное, чему следует уделить внимание при разборе существительного, - это способ формирования слова и его связь с членами предложения.

Поэтому перед анализом следует:

  1. Выделить контекст, в котором употребляется слово;
  2. Проанализировать структуру этого слова (из каких морфем состоит);
  3. Отдельно разобрать каждый признак.

И лишь потом можно переходить к плану.

Последовательность разбора существительных

План морфологического разбора существительного имеет четкую иерархию:

  1. Выявляем начальную форму;
  2. Определяем постоянные признаки:
  • собственное или нарицательное;
  • неодушевлённое или одушевлённое;
  • склонение и род.
  • Выясняем непостоянные черты:
    • множественное или единственное число;
    • падеж.
  • Характеризуем роль в предложении.
  • Рассмотрим морфологический разбор существительного на примере слова «автобус»:

    «В автобусе ехала приятная на вид дама».

    1. Определяем часть речи: существительное, обозначающее предмет;
    2. Задаем вопрос: «в чём?» - «в автобусе»;
    3. Выявляем начальную форму: «автобус»;
    4. Описываем постоянные черты: является неодушевлённым, нарицательное, мужского рода, 2-го склонения;
    5. Выделяем непостоянные черты: число - единственное, падеж - предложный;
    6. Выявляем синтаксическую роль: в данном контексте имеет роль обстоятельства места.

    Анализ должен проводиться в строгой последовательности.

    Основные правила, которым необходимо следовать

    Главное первое правило - вне контекста разбор слова осуществлять нежелательно.

    Именно поэтому морфологический разбор существительного онлайн - не всегда удачная идея. Машина не может проанализировать контекст.

    Например, слово «печь» может быть как глаголом, так и существительным. Следовательно, и подход будет разным.

    Правило второе - семантическое значение слова играет второстепенную роль.

    Так, можно сказать следующим образом: «Существительное - это вещь, живое существо, место или идея». Но насколько удачно такое определение?

    Например, «аппетит» - это существительное. Но оно не является ни живым существом, ни местом, ни вещью, ни идеей.

    Поэтому в морфологическом разборе принято воспринимать часть речи как структурную единицу. Другими словами, существительное характеризуется исходя из двух принципов:

    1. Его позиция в предложении;
    2. Его внутренняя структура.

    Таким образом, следует брать во внимание конкретную синтаксическую роль, которую выполняет существительное.

    Урок русского языка в 3 классе (УМК «Перспектива»)

    Учитель: Шуринова О.М.

    Класс: 3 Г

    Тема: «Разбор имени существительного как часть речи»

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Цели:

    Актуализировать знания о понятиях «имя существительное», «признаки имени существительного».

    Ввести алгоритм разбора существительного как части речи.

    Познавательные умения:

    Раскрывать значение понятий «имя существительное», «признаки имени существительного» и использовать их в активном словаре;

    Различать постоянные и изменяемые признаки имени существительного и обосновывать своё мнение.

    Регулятивные умения:

    Выполнять учебное действие, используя алгоритм.

    Коммуникативные умения:

    Учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога.

    Предметные умения:

    Рассказывать о постоянных и изменяемых признаках существительного;

    Рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи;

    Определять в предложении существительные;

    Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм.

    Оборудование: учебник «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, презентация к уроку в формате PowerPoint 2013, карточки-помощники

    ХОД УРОКА

    1 ЭТАП Самоопределение к деятельности

    Цели деятельности

    Ситуативное задание

    Планируемый результат

      Мотивировать учащихся к изучению темы.

    Давайте расскажем о себе (СЛАЙД1):

    Мы умные!

    Мы дружные!

    Мы внимательные!

    Мы старательные!

    В третьем классе учимся,

    У нас всё получится!

    На доске слова(СЛАЙД2): глазки, угольки, нос, морковка, ведро, голова, метла.

    Какое задание я хочу вам предложить? Что вы можете рассказать об этих словах? Ответы детей. Составьте рассказ о каждом слове (работа в группе). Проверка. Что заметили? У каждого свой порядок. Как вы думаете необходим ли порядок? Ответы детей. Сформулируйте тему урока и цели.

    (СЛАЙД3)

    Личностные умения:

      проявлять интерес к изу­чению темы

    Регулятивные умения:

      формулировать тему урока

      ставить цель

    Коммуникативные умения:

      формулировать

    понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины

    2 ЭТАП Учебно-познавательная деятельность

    Цель деятельности

    Учебные задания

    Планируемый результат

    Цели:

      Ввести алгоритм разбора имени существительного как часть речи.

    Сейчас мы обратимся к информационному столу. Какая информация будет для важной?

    Информационный стол

    Схема. Рассмотрите схему. Что можете рассказать? (СЛАЙД 4)

    Получили ли мы нужную информацию? Как схема поможет нам научится разбирать существительное? Какие признаки постоянные (непостоянные)?

    Предметные умения:

    Регулятивные умения:

    Выполнять учебное действие в соответствии с планом;

    Коммуникативные умения:

    Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

    Учить:

    Определять в предложении существительные;

    Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм;

    Выполнять учебное действие, используя алгоритм

    Рассмотрим, как записывать в тетради разбор (СЛАЙД5):

    Аня и Ваня записали предложение и сделали разбор:

    Мы остановились около школы.

    (около) школы-сущ., нач.форма-школа, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.

    На что нам нужно обратить внимание при разборе?

    (СЛАЙД 6)

    Работа по зонам.

    А теперь попробуем сами выполнить разбор имени существительного. Кто хочет самостоятельно сделать разбор и потом проверить себя, будет работать в зоне «достижений». Кому нужна моя помощь, будет работать в зоне «сомнений».

    Зона «сомнений»:

    (вместо) носа-

    (на) голове-

    (с) метлой-

    Зона «достижений»: с.42 упр 75 с последующей самопроверкой.

    (из)окна-сущ.,Нф.-окно, нариц.,неодуш., с.р., ед.ч., Р.п.

    улицу-сущ.,Н.ф.-улица, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., В.п.

    красками-сущ., Н.ф.-краска, нариц., неодуш., ж.р., мн.ч., Т.п.

    Самопроверка: Какие ошибки вы допустили?

    Кто запомнил алгоритм разбора слова? Важен ли порядок?

    Предметные умения:

    Разбирать существительное как часть речи.

    Регулятивные умения:

    Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

    Коммуникативные умения:

    Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

    Учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога;

    Адекватно использовать речь для представления результата.

    Учить:

    Определять в предложении существительные;

    Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм;

    Выполнять учебное действие, используя алгоритм

    Аня и Ваня выполнили домашнее задание. Давайте проверим, справились лиони с работой. Игра «Самый внимательный» (работа в группе)

    Проверьте, верно ли разобраны имена существительные. Исправьте ошибки.

    На сосне мы увидели пёстрого дятла . Я захотел найти его гнездо .

    (на) сосне-сущ., Н.ф.-сосне, собств., неодуш., ж.р., ед.ч., Д.п.

    дятла-сущ., Н. ф.-дятлы, нариц., одуш., м.р., ед.ч., Р.п.

    гнездо- сущ., Н.ф.-гнездо, нариц., неодуш., ср.р., И.п.

    Какое существительное разобрали правильно?

    Какой совет вы бы дали ребятам?

    Предметные умения:

    Разбирать существительное как часть речи.

    Регулятивные умения:

    Ориентироваться в разных способах выполнения задания

    Коммуникативные умения:

    Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины

    Учить:

    Рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи;

    Составление алгоритма «Разбор имени существительного» (работа в группе)

    Проверка. (СЛАЙД 7)

    Предметные умения:

    Знать алгоритм разбора имени существительного

    Регулятивные умения:

    Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

    Коммуникативные умения:

    Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

    3 этап Рефлексивная деятельность

    Цель деятельности

    Самоанализ и самооценка ученика

    Планируемый результат

    Учить:

      соотносить получен­ный результат с постав­ленной целью;

      оценивать результат учебной деятельности.

    Самоанализ (СЛАЙД 8)

    «Закончите предложения»:

    1. Мне важно научиться разбирать имя существительное как часть речи, потому что... (СЛАЙД 9)

    2. Чтобы разобрать имя существительное, надо...

    (СЛАЙД 10)

    Самооценка

    «Закончите предложение»:

    Я... (очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а) ... (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя).

    Личностные умения:

      оценивать результат

    собственной деятельно­сти.

      Регулятивные умения:

    соотносить поставлен­ную цель и полученный результат деятельности.

    Порядок разбора слова как части речи

    Разбор имени существительного

    1. Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
    2. Род. Склонение.
    3. Падеж. Число.
    4. Роль в предложении.

    Устный разбор

    Охотник увидел белку.

    1. Белку - имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? 2. Начальная форма - белка . 3. Нарицательное, одушевленное. 4. Женского рода, 1-го склонения. 5. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе. 6. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (к о г о?) белку .

    Образец записи

    Белку - сущ., кого?, н. ф. - белка, нариц., одуш., ж. р., 1-го скл., в вин. п., в ед. ч., вт. чл.

    Разбор имени прилагательного

    1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
    2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
    3. Род (в ед. ч.), падеж, число.
    4. Роль в предложении.

    Устный разбор

    Расцвела душистая черёмуха.

    1. Душистая - имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? 2. Начальная форма - душистый . 3. Согласуется с именем существительным в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: черёмуха (какая?) душистая .

    Образец записи

    Душистая (черёмуха) - прил., какая?, н. ф. - душистый , ж. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.

    Разбор глагола

    1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
    2. Начальная форма (неопределённая форма).
    3. Спряжение.
    4. Время. Лицо и число - для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число - для глаголов в прошедшем времени. 5. Роль в предложении.

    Устный разбор

    Летят перелётные птицы.

    1. Летят - глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма - лететь . 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: Птицы (что делают?) летят.

    Образец записи

    Летят - гл., что делают?, н. ф. - лететь, II спр., в наст, вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ.

    Разбор местоимения

    1. Часть речи. На что указывает.
    2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
    3. Лицо, число, падеж.
    4. Роль в предложении.

    Устный разбор

    Я рисую море.

    1. Я - местоимение, указывает на лицо. 2. Начальная форма - я. 3. 1-го лица, употреблено в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является подлежащим.

    Образец записи

    Я - мест., н. ф. - я, 1-го л., в ед. ч., в им. п., подл.

    Разбор предложения по частям речи

    Образец письменного разбора:

    Памятка 2

    Звуко-буквенный разбор слова

    1. Произнеси слово.
    2. Определи, сколько в слове слогов. Произнеси ударный слог.
    3. Произнеси (выдели голосом) каждый звук в слове по порядку и дай ему характеристику:
      • если гласный звук, то какой он - ударный или безударный;
      • если согласный звук, то какой он - глухой или звонкий, твёрдый или мягкий, парный или непарный.
    4. Назови, какой буквой обозначается каждый звук.
    5. Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове.

    Устный разбор слова шляпа

    В слове шляпа два слога: шля́ | па. Слог шля ударный.

    Произношу каждый звук и называю его признаки:

    [ш] - согласный звук, шипящий, глухой парный, твёрдый непарный, обозначается буквой «ша»;

    [л"] - согласный звук, звонкий непарный, мягкий парный, обозначается буквой «эль»;

    [а́] - гласный звук, ударный, стоит после мягкого согласного звука, обозначается буквой «я»;

    [п] - согласный звук, глухой парный, твёрдый парный, обозначается буквой «пэ»;

    [а] - гласный звук, безударный, обозначается буквой «а».

    В слове шляпа 5 звуков и 5 букв.

    Письменный разбор слова «ёлка»

    В слове ёлка 5 звуков, 4 буквы. Буква ё в начале слова обозначает слияние звуков [й"о́].

    Памятка 3

    Как подготовиться к изложению

    1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
    2. Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).
    3. Определите основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
    4. Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
    5. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
    6. Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание.
    7. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Закройте книгу и напишите изложение.

    После записи изложения не забудьте проверить свою работу.

    Памятка 4

    Как подготовиться к составлению повествовательного текста

    1. Определите тему текста: то, о чём вы будете рассказывать. Определите основную мысль будущего текста.
    2. Подберите к тексту название: в названии может быть отражена или только тема, или только основная мысль, или тема и основная мысль.
    3. Подумайте, с чего вы начнёте рассказ (о чём будете говорить во вводной части).
    4. О чём вы расскажете в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завершилось)?
    5. Как закончите рассказ (о чём скажете в заключительной части)?
    6. Постарайтесь удержать в памяти содержание составленного текста (составьте план, подберите опорные слова, словосочетания).
    7. Напишите текст на черновике, отредактируйте, прочитайте написанное сочинение слушателям (друзьям, родным).

    Памятка 5

    Как подготовиться к составлению описательного текста

    1. Определите предмет и его признаки, которые нужно описать.
    2. Подумайте, какие слова надо употребить, чтобы описание было точным и выразительным, какие сравнения использовать.
    3. Определите своё отношение к предмету либо его признакам, которые будете описывать.
    4. Продумайте содержание вводной, основной, заключительной частей текста.

    Памятка 6

    Как подготовиться к составлению текста-рассуждения

    1. Определите тему высказывания. Сформулируйте главную мысль рассуждения.
    2. Подумайте, какие факты вы будете приводить для подтверждения главной мысли.
    3. Подведите итог рассуждению.

    План разбора

    1. Часть речи. Общее значение.
    2. Морфологические признаки.
      1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
      2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевлённое или неодушевлённое, в) род, г) склонение.
      3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.
    3. Синтаксическая роль.

    Образец разбора

        Сквозь волнистые туманы
        Пробирается луна,
        На печальные поляны 3
        Льёт печально свет она.

    (А. Пушкин.)

    234 . Определите основную мысль и стиль текста. Первые четыре выделенных слова разберите как часть речи устно, остальные - письменно. Напишите свободный диктант по этому тексту. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Какие буквы вы вставите?

    Отечество моё Россия

    Дон - легендарная русская река. Она протекает с севера на юг по древним русским землям - Тульской, Воронежской, Ростовской областям - и вп..дает в Азовское море. Дон служил важным т..рговым путём между центральными р..йонами Руси и Приазовьем .

    В него вп..дают небольшие речки, по берегам которых расп..ложились многие города и сёла. Самые крупные из них Воронеж , Ростов, Азов. На притоке Дона Непрядве в 1380 году пр..изошла Куликовская битва, пол..жившая начало освобождению Руси от иноземного ига.

    Дон связан с другой русской рекой Волгой к..налом. Теперь в ст..лицу нашей родины Москву и из неё на пароходе можно попасть в Азовское море, а из Азовского - в Чёрное.

    Дон красив в своём течении . Сначала путь его прол..гает по узкой д..лине с высоким правым и отлогим левым берегами, затем д..лина значительно расширяется.

    Славен Дон. Он служил и продолжает служить людям.

    235 . Подберите и запишите существительные, обозначающие состояние, настроение, чувства человека (радость, восторг, огорчение и т. д.). Надпишите над ними их род и склонение.

    236 . Напишите о том, что вы видели, слышали впервые и что произвело на вас большое впечатление. Подумайте, о чём именно вы будете писать. Озаглавьте своё сочинение. Например, «Первый раз в музее», «Впервые в театре оперы и балета», «Первое знакомство с...» и т. д. Это может быть письмо товарищу, могут быть записи для себя в дневнике, заметки в классную (школьную) стенгазету, рассказ и т. д. Подчеркните имена существительные, обозначающие состояние, настроение, чувство.

    На вопрос Как разобрать имя существительное - как чать речи? Помогите, Заранее спасибо! заданный автором храбрость лучший ответ это По образцу разбирайте.

    Ответ от 22 ответа [гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как разобрать имя существительное - как чать речи? Помогите, Заранее спасибо!

    Ответ от Ўлия Куликова [новичек]
    Вот так


    Ответ от Кособокий [новичек]
    777


    Ответ от Аватария Аватария [новичек]
    1.Часть речи.

    3.Род. *
    4.Склонение.
    5.Число.
    6.Падеж.


    Ответ от Невропатолог [новичек]
    речи.
    2.Начальная форма (именительный падеж единственного числа) .
    3.Род. *
    4.Склонение.
    5.Число.
    6.Падеж.
    7.Синтаксическая роль в предложении (член предложения) .t.imgsmail.ru/download/033dd73981e782e5f178d33622204ecd_h-12061.jpg


    Ответ от Ђатьяна Зубчук (Целых) [активный]
    1.начальная форма
    2. Постояные признаки нарицательное м. р ж. р ср. р2 е скл
    Не постояные признаки в кокомто подеже в ед. ч мн. ч
    3.летает (где?) над лугом


    Ответ от Гульсем абдуллина [новичек]
    .Часть речи. Что обозначает, на кокой вопрос отвечает.
    2.Начальная форма. (именительный падеж единственного числа).
    3.Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
    4.Род. Склонение.
    5. Падеж. Число.
    6. Роль в предложении.


    Ответ от Доченька Мамина [новичек]
    1. сущ. 2. н. ф. (что?, кто?,) 3.род 4. склонение 5. число (ед. ч., м. ч.) и т. д...


    Ответ от Влад Оверченко [новичек]
    спасибо


    Ответ от Ўлия Чибисова [новичек]
    Пример: получил на почте (на чём?) сущ., н. ф. почта., ж. р., 1-ое склонение., ед. ч., Творительный падеж., главный член предложения..


    Ответ от Алинка Старосельская [новичек]
    1.Часть речи.
    2.Начальная форма (именительный падеж единственного числа) .
    3.Род. *
    4.Склонение.
    5.Число.
    6.Падеж.
    7.Синтаксическая роль в предложении (член предложения) .


    Ответ от Алиса Донникова [новичек]
    1.Чтобы начать разбор, выпишите нужное существительное из текста. При этом не изменяйте число и падеж, в котором стоит данное слово. Если существительное употреблено с предлогом, то этот предлог тоже следует выписать, поставив его перед существительным и взяв в круглые скобки. Здесь же укажите принадлежность к определенной части речи (существительное) , общее грамматическое значение (предмет) и вопрос, на который отвечает данное слово.
    2.Первый пункт морфологического разбора – определение начальной формы слова. Для существительных это именительный падеж единственного числа. Исключение составляют слова, которые не употребляются в единственном числе. Для них начальной будет являться форма именительного падежа множественного числа. 3.Второй пункт разбора – определение морфологических признаков. Сначала определяют постоянные признаки: имя собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, какого рода и какого склонения.
    4.Следующая часть второго пункта – определение непостоянных признаков. У существительных это число и падеж. 5.Третий пункт – определение синтаксической роли слова в предложении. Обычно существительное является подлежащим, дополнением или обстоятельством.