Почва. Влияние почвы на рост растений. Начальная школа

Елена Ярошик
Естествознание. Проведение опытов с почвой и землёй

йымдастырылан оку рекетіні технологиялы картасы

Технологическая карта ОУД в классе предшкольной подготовки

Трбиеші/Воспитатель : Е. В. Ярошик

Білім беру саласы/Образовательная область : Познание

Блімдері /Раздел : Естествознание

Таырыбы /Тема : Проведение опытов с почвой и землёй

Масаты/ Цель : 1. Расширять представления детей о почве , как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений . Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных : дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов , что в почве есть воздух , при сжимании комочков земли он «уходит» , как происходит загрязнение почвы : обсудить последствие этого.

2. Активизировать в речи слова : почва , подземные жители, воздух, рассыпчатая, сжимается. Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

3. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы , экологически грамотное поведение в лесу, в парке : ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов , игры.

Предварительная работа :

Наблюдение за листопадом, почвой на прогулке . Работа на огороде, цветнике (вскопка грядок, прополка, полив) ; в уголке природы (рыхление, полив) . Рассматривание дождевого червя, иллюстраций кротов; наблюдение за жуками и их личинками. Чтение и загадывание загадок о почве , подземных жителях. Беседа о почве , прогулки и экскурсии в лес, парк в разные периоды года.

Материал :

Прозрачные банки с водой (на каждого ребенка) . Большие банки для воспитателя. Почва для 1 , 2, 3 опытов . Листки бумаги. Банки с образцами почвы . 2 прозрачные емкости с водой (чистой и грязной, мыльный или порошковый раствор с пеной) . Листья из картона. Эмблемы с изображением червей. Стаканчики с землей . Обручи. Медали для награждения.

Билингвалды компонент/ Билингвальный компонент : почва , червь (топыра, рт) .

Іс рекет кезендері Этапы

деятельности Трбиешіні рекеттері

Действия воспитателя Балаларды рекеттері

Действия детей

Себентік рекетті ояту

Мотивационно-

побудительный Рассматривание почвы на листках бумаги . Беседа о её составе, свойствах.

Вопросы : Что это?

Как назвать землю другим словом ?

Какая почва ?

Что вы видите в почве ?

Как вы думаете, как это все попало в землю ?

Кто живет в земле , в подземном царстве?

Чем они дышат?

Давайте посмотрим, есть ли в подземном царстве воздух?

Как можно увидеть воздух в воде?

Земля

Почва

Черная, серо – коричневая, рассыпчатая, сухая

Корешки, сухие останки растений, насекомых

Растения засыхают и опадают на землю , насекомые прячутся в земле

Черви, кроты, жуки, личинки

Воздухом

йымдастырылан

Организационно -поисковый

Опыт №1 «В почве есть воздух »

Сначала воспитатель в свою банку с водой опускает образец почвы

Вопросы : Как проверить , есть ли в земле воздух ?

Почему на поверхности воды появились пузырьки?

Что это означает?

Почему подземные жители себя хорошо чувствуют под землей ?

Опыт №2 «В пустых местах почвы находится воздух , при сжимании земли он «уходит»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть комочки земли и запомнить , как они выглядят. Обращает внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» , где прячется воздух. Затем предлагает сжать комочек земли в руке .

Вопросы : Что с ним произошло? Каким он стал? Увеличился или уменьшился?

Точно также под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках , дорогах, а воздух «уходит»

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают?

Что произойдет с подземными жителями, если в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется?

Выводы : Чем больше мест в лесу, парке будут вытаптываться людьми, тем меньше подземных жителей там останется. Где нужно ходить в лесу : где захочется или по дорожкам.

Опыт №3 «Загрязнение почвы »

Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором) .

Сравнить, чем отличается вода?

Вопросы : Что будет с землей , если её полить чистой (грязной) водой? Почему?

Воспитатель проделывает опыт : в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.

Вопросы : Что изменилось в первой банке?

Во второй?

Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома?

Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле ?

Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву ?

О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?

Выводы : В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем , талым снегом. Она поит растения, животных, но есть «мертвая вода» - грязная (когда она попадает в почву , подземным жителям приходится худо : они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто.

Что мы с вами можем сделать для этого?

Дети вместе с воспитателем смотрят, есть ли пузырьки воздуха в воде. Затем каждый ребенок выполняет этот опыт самостоятельно в своей баночке.

Вода вытесняет воздух

В почве есть воздух

Потому что в почве есть воздух и влага

Дети рассматривают комочки земли

Сжимают комочки

Стал меньше

так как «пустых мест» между частичками земли стало меньше , они прижались друг к другу, а воздух «ушел» : для него не осталось места

На участках, которые люди не посещают

Под давлением воздух уходит и насекомым нечем будет дышать.

Они могут погибнуть

По дорожкам

Потому что в земле должен оставаться воздух для подземных жителей

В одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину

В первой банке почва стала влажной , но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку

Во второй почва загрязнилась : появились пузыри

Влажную и чистую

Они бы болели и могут даже погибнуть

Что они грязнули и не думают о других

Не загрязнять почву

Не загрязнять природу, не бросать мусор, не выливать грязные отходы в почву

Рефлекстік- тзетуші

Рефлексивно - корригирующий 3 часть. Подвижная игра «Осень»

Дети делятся на 2 команды. В каждой команде должны быть «червяк» , и «дерево» .

У одной стены на полу – на одной линии, на определенном расстоянии друг от друга кладутся два обруча. Это «норки» червяков. От каждой команды выбирается ребенок, исполняющий роль дождевого червяка. Он становится в середину круга. Здесь же, в кругу, стоят и стаканы с землей .

У противоположной стены создаются два круга для детей, играющих роли «деревьев» . Дети – деревья также становятся в середину своих кругов. Они держат в руках листья.

«Червяк» из каждой команды находится напротив своего «дерева» . На голове у детей соответствующие шапочки. Остальные участники игры становятся друг за другом : каждая команда – возле своего «дерева» .

По команде воспитателя «Осень» , - дети «деревья» бросают один лист на пол. Стоящий ближе всех к «дереву» ребенок должен как можно быстрее поднять его и отнести «червяку» . Получив лист, «червяк» поднимает с пола стакан с землей и отдает его ребенку, который быстро (стараясь не рассыпать землю ) возвращается к своему «дереву» , вручает ему стакан с землей и становится в конец цепочки. «Дерево» , получив землю , ставит стакан на пол и роняет следующий лист. Его подхватывает второй член команды. Действия повторяются до тех пор, пока последний участник игры не принесет своему «дереву» стакан с почвой . Как только «дерево» получит последний стакан с землей , оно «вырастает» - изображающий его ребенок, а вместе с ним и все члены его команды поднимают руки – «ветви» вверх. Выигрывает команда, чье «дерево» выросло первым.

По окончании игры вручаются медали победившей команде.

Подводится итог наблюдений и опытов :

Зачем мы сегодня наблюдали?

Что увидели?

Все ребята были внимательными, зоркими наблюдателями, поэтому много увидели интересного о земле .

За почвой , землёй

Что в земле есть воздух и при сжимании он «уходит»

Ктілетін нтиже /Ожидаемый результат :

олданады/Воспроизводят : знания о представителях почвенной фауны – подземных животных : дождевом черве, жуке, кроте. Опыты и умозаключения на основе практической деятельности, выражают их в своей речи.

Тсінеді/Понимают : взаимозависимость почвы и растений , что в почве есть воздух , при сжимании комочков земли он «уходит» , как происходит загрязнение почвы

абылдайды/Применяют : знания, полученные в результате наблюдений на прогулке, в огороде, цветнике, в уголке природы.

МБОУ Чымнайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Д.Бястинова

Варламова Татьяна Спиридоновна учитель начальных классов

Урок ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 КЛАСС

Тема урока:”Почва, ее состав и свойства” 3-й класс.

Цели:

    Образовательные :

    • формировать представления о почве, ее составе и свойствах.

    Развивающие :

    • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;

      развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.

    Воспитательные :

    • прививать интерес к учебному предмету;

      воспитывать организованность;

      прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы;

      воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.

Оборудование: ручки, цветные карандаши, образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, фильтр, воронка, сетка, спички, кроссворд, лист наблюдений, карточки с планом описания полезного ископаемого, презентация «Почва».

Литература:

1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов "Окружающий мир" Учебник для 3 класса, Часть 1, изд-во «Астрель»
2.
Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь № 1 к учебнику "Окружающий мир", 3 класс, изд-во «Астрель»
3.
О.И.Дмитриева, Т.В. Максимова Поурочные разработки по курсу окружающий мир 3 класс, изд-во «ВАКО»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.

2. Проверка домашнего задания

Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую тему «Полезные ископаемые».

К доске вызываются учащиеся, получают образец полезного ископаемого и карточку с планом описания. Три ученика рассказывают о полезном ископаемом (песок, глина, известняк) по плану

План:

1. Название.
2. Свойства.
3. Способ добычи.
4. Значение, применение.
5. Добывается ли в нашем крае.

3. Объявление темы урока. Введение в тему

1) – Посмотрите внимательно и скажите:
– Что видит космонавт в иллюминаторе? (Земля – название нашей планеты, на которой мы живем)
– Почему с заглавной буквы?
(Имя собственное)
2) – “Матрос крикнул: Земля! Земля!”
– О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение слова – земля?
(Земля – суша, как противоположность водному и воздушному пространству)
3) Это моя родная земля!
(Родина, земля в понимании страна, государство, какая-нибудь большая территория.)
4) – Вспомните сказку “Репка”
– Где выросла репка?
(В земле)
– Слово «земля» имеет много значений – оно многозначное.
– Земля, на которой растут растения, называется – почва.
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе. Какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.
– Людям, какой профессии нужны знания о почве?
(Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы)
– А вам знания о почве могут пригодиться? Когда?
(Ответы детей)
Тема урока: Почва. Её состав и свойства.
– Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.
– В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
– Это объекты какой природы? (неживой природы)
– Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.
– Лишайники и бактерии – это объекты, какой природы?
– Сделайте
вывод :
– Значит, мы узнали, что в образовании почвы участвуют объекты живой и неживой природы.
– Но что такое почва? Из чего состоит?

4. Изучение нового материала

Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем с.68.

Фронтальный опрос:

Что такое почва?
– Найдите определение в тексте.
(Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.)
– Сможете ли вы назвать признак того, что на данном участке местности есть слой почвы?
(Там растут растения)
– Что такое перегной?
(Отмершие растения и животные, самый плодородный слой земли.)
– Чем отличается почва от горной породы?
(Только почва обладает плодородием.)
– Из каких слов оно состоит?
– Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай.
Это главное свойство почвы.
– Почему же почва плодородна?
(Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.)

5. Практическая работа

Давайте теперь выясним, что же это? Что входит в состав почвы?
– Сегодня на уроке мы будем учёными-исследователями.
– Что значит исследовать?
(Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства)
– Что же мы будем исследовать?
– Задача сегодняшнего урока:
“Исследование почвы” – Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории.
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. (Инструктаж по Т.Б.)
– Для чёткости нашей работы каждая парта получила лист, куда будет записывать результаты наблюдений.

Лист наблюдений:

1. Названия предмета исследования …
2. Цвет …
3. Слой земли …
4. Состав …

5. Свойство …

Заполните 1 строку листа наблюдений
– Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев почву?
(Нет.)
– Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.
– Рассмотрите образец почвы у вас на столах. Какого цвета у вас почва?
– Заполните 2 строку в листах наблюдений.
(Коричневый, чёрный)
– Что вы в ней видите?
(Остатки сухих листьев, палочки, траву)
– Как вы думаете, из какого слоя взяли образец почвы?
– Запишите свои соображения в 3 строку листа наблюдений.(верхний)

Опыт 1.

Выполняем по очереди!
– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. (1 ложку)
– Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
– Какой
вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
– Запишите в таблице (воздух)
– Воздух помогает корням растений дышать.
– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.

Опыт 2.

Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем.(на столе)
– Что осталось на салфетке?
(Влажное пятно)
– Положите на лоток почву. Откуда взялась вода?
(Была в почве)
– Сделайте
вывод . (В почве есть вода)
– Зачем в почве вода?
(Вода – вещество, необходимое для жизни растений)

Опыт 3.

А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода?
(Мутная).
– Это о чем говорит?
(Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана?
(На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой
вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)
– Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням.
– Глина хорошо удерживает воду,

Опыт 4.

Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете?
(Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Что доказал этот опыт?
– Итак, что еще содержится в почве?
(Перегной).
Вывод: в почве содержится перегной.

Запишите в таблицу.

Круговорот веществ
– Илья получил задание, узнать, что такое круговорот веществ в природе.

Рассказ ученика: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.

Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы?
(В состав почвы входят микробы).
– Запишите в таблицу.

Физминутка (под музыку)

(Дети представляют и изображают, что происходило с растением)

    Представьте себе, что вы маленькие семена растений.

    Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтобы согреться.

    Весной солнышко согрело землю.

    Семя отогрелось (распрямиться)

    Ему стало интересно, что там, на верху (потянуться)

    И оно начало расти (подняли руки)

    Появились корешки у семени (потопали ножками)

    Стал пробиваться росток из-под земли (покачали руками)

    Солнышко так согрело росток, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнышку своими листочками (машем руками)

    Появлялись всё новые и новые листочки.

    И вот однажды на побеге появился бутон (сложили ладошки)

    И расцвёл цветок, улыбнулся он солнышку и другим цветам (повернулись, улыбнулись)

    Стал радоваться жизни, трепетать на ветру, радовать людей.

    Прилетали к нему пчёлки и бабочки.

    Но вот наступила осень.

    На месте цветка образовались семена

    Растение сбросило их в почву.

    Теперь они будут ждать новой весны.

Вариант 2

Игра на внимание

Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.
– Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.

(Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.)

Докажем, что в почве есть минеральные соли.

Опыт 5.

Возьмем воду из стакана, в котором находилась почва и профильтруем её.
– Поместим несколько капель воды на стекло.
– Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.
– Как называется этот процесс? (испарение)
– Что останется на стекле после испарения воды?
(Белый налет)
– Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания?
– Правильно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям.
– Минеральные соли часто видны в цветочных горшках. Посмотрите.
Вывод: соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием, микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли, живые организмы (микробы).
6. Сообщение о Докучаеве

Науку о почвах почвоведение создал русский ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему?
(Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет)
– Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдёт?
(Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.)

7. Закрепление. Кроссворд

1. Сгнившие остатки растений и животных, повышающие плодородие. (Перегной)
2. Полезное ископаемое, хорошо удерживающее воду.
(Глина)
3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем.
(Песок)
4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений.
(Вода)
5. Вещество, помогающее корням растений дышать.
(Воздух)
6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной.
(Микробы)
7. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов.
(Соли) – Какое слово у нас образовалось?
– Да, плодородие. Запишите.
Это главное свойство почвы.

8. Итог урока

Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли)
– Из чего состоит почва?
– Какое главное свойство почвы?
(Ответы учащихся с опорой на составленные листы наблюдений и схему на доске).

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Почва играет особую роль в жизни нашей планеты – и является переходным звеном от неживого к живому. Почва и растения – единство, созданное природой.– Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Оценки за урок.

9. Домашнее задание

Уч. с 68-69, Т. с.27 № 64-69

Урок - исследование по окружающему миру по теме "Почва. Состав почвы". На уроке учащиеся работают в парах, группах, разгадывают кроссворд, выполняют опыты, заполняют листы исследователя. Урок дополняет презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»

С.Частоозерье, Частоозерский район, Курганская область

Урок окружающего мира 3 класс

Урок - исследование «Что такое почва»

«Школа России» (под ред. Плешакова А.А.)

Макарова Елена Валерьевна, учитель начальных классов

2013 год

Урок-исследование «Что такое почва» 3 класс.

Задачи урока.

1.Выявить основные свойства почвы.

2.В процессе опытов установить состав почвы.

3.Узнать об образовании почвы.

4.Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, делать выводы.

Формирование УУД.

Познавательные УУД. Осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать, анализировать, обобщать.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения; способность к самооценке.

Регулятивные УУД. Умение планировать деятельность; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу.

Оборудование: почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки со словами. Компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация.

Ход урока.

I.Организационный момент. Настрой на урок. Слайд 2

Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро

Улыбчивым лицам!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

Наши глаза внимательно смотрят и все... (видят).

Уши внимательно слушают и все... (слышат).

Голова хорошо... (думает).

II.Проверка домашнего задания.

III.Актуализация знаний, постановка цели.

Разгадайте кроссворд и узнайте ключевое слово. Работа в парах.

1.о

2.в

3.к

4.г

5.р

1.Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои поправляя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды -

В нем все отражается,

Как это зеркало называется? (Озеро)

2.Бежал по тропке луговой,

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой,

Речка сделалась рябой. (Ветер)

3.Из земли на опушке

Торчит лысая макушка.

Вырос на макушке мох,

А вокруг - чертополох. (Камень)

4.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

5.Дышит, растет,

А ходить не может. (Растения)

Проверка. Слайд 3

Учитель. Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови, редиса. Сказка это или не сказка? (ответы детей ) Слайд 4,5

Такая чудесная кладовая действительно есть. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (ответы детей)

У слова «земля» есть несколько значений.

Работа в группах со словарем.

Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

Что такое почва?

Какое значение почва имеет для растений, животных, человека? (Ответы детей)

Слайд 6

Вывод. Почва - верхний плодородный слой земли. Толщина почвенного слоя бывает разная: от 2-3 см до 150-200 см. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Слайд 7

Сегодня вы будете учеными - исследователями. Проведете несколько опытов и выясните состав почвы. Вспомним, кто такой исследователь? Слайд 8

План исследования. Слайд 9

1.Изучение внешнего вида.

2.Изучение при помощи лупы.

3.Проведение опытов.

4.Сделаем выводы.

5.Оформим результаты.

(Даются 20 фишек 5 цветов поровну. Учащиеся выбирают фишку, рассаживаются в соответствии с цветом. Для опытов оформлены 5 столов с оборудованием, карточки с описанием опыта, группы перемещаются. В ходе работы результаты записываются в Листах исследователя)

Примечание. 2, 3, 5 опыты показывает учитель, все учащиеся наблюдают, группы обсуждают и записывают результаты в листы.

Карточки - описание опытов.

Опыт 1. Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Внимательно наблюдайте.

Что вы видите? Какой вывод можете сделать? Запишите в лист.

Опыт 2. (Выполняет учитель, учащиеся наблюдают) Нагреем почву. Над почвой установим стекло. Что видите на стекле? Что доказывает опыт? Запишите в лист.

Опыт 3.(Выполняет учитель) Прогреваем почву очень сильно.

Что видите и чувствуете? Попробуйте сделать вывод. Запишите в лист.

Опыт 4. Прокаленную почву положите в стакан с водой, размешайте.

Что видите на поверхности? На дне стакана? Сделайте вывод, что это? запишите в лист.

Опыт 5. Профильтруйте через салфетку воду, где была почва. (Далее показывает учитель). Несколько капель поместим на стекло и нагреем.

Учитель. Куда исчезла вода? Что видите на стекле? Попробуйте предположить, что это. Запишите в лист.

После проведения опытов выступают по 1 представителю от группы. Сравниваем результаты опытов, делаем окончательный вывод.

Вывод. В почве содержится воздух, вода, перегной, глина, песок, соли.

Учитель. Соли - это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются соли благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Значит, какой компонент нужно еще включить в состав почвы? (Микробы)

Учитель. На столах у вас лежат карточки, составьте схему состава почвы. (Работа в группах)

Карточки.

Остались ли у вас карточки? Почему? Какие лишние?

Проверка на слайде. Слайд 10

Учитель. Кто знает, как образуется почва? (Ответы детей)

Посмотрите на слайд 11. Растут ли здесь растения? Почему не растут? (Нет земли)

Подберите синоним к слову «земля» (почва, грунт)

Сначала Земля была покрыта голыми безжизненными скалами. Слайд 12

Как же на безжизненных голых скалах появилась почва? (Ответы детей)

Под действием солнца, ветра, воды горы постепенно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В этом слое нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Посмотрите на схему.

Слайд 13.

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Медленно камни, глина, песок под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, черви, личинки, кроты.

Как видите, почва не может появиться без живых существ, а растениям и животным необходима почва. В природе все взаимосвязано .

Прошло несколько миллиардов лет, прежде чем Земля стала зеленой планетой. Слайд 14.

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 сантиметров - за 5-6 тысяч лет. Какой вывод можете сделать? (Ответы детей). Верно, к почве, как к природному богатству нужно относится бережно.

IV.Работа по учебнику. Стр.

Работа в парах.

Задание. Прочитайте текст. Найдите ответы на вопросы.

1.Почему почву называют «чудесной кладовой»?

2.Что такое соли?

3.Благодаря чему запас солей в почве постоянно пополняется?

4.Как животные повышают плодородие почвы?

5.Что растения получают из почвы?

Ответы учащихся.

V.Рассказ о В.В.Докучаеве (заранее подготовленный ученик)

VI.Итог урока. Оценивание. Рефлексия.

« Поляна». На доске - поляна из цветов, над каждым цветком - этап урока - (разгадывание кроссворда, работа со словарем, практическая работа, работа с учебником, рассказ о Докучаеве). Перед каждым ребенком - бабочка. Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего. Объясните, почему.

Учитель. Спасибо за работу. Желаю вам успехов!

VII.Домашнее задание. Учебник стр.65-69 пересказ. Подготовить сообщение, презентацию о разрушении почвы, об охране почвы.

Литература и Интернет - источники.

1.Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 3 класс, Москва, «Вако», 2007

2.Учебник «Окружающий мир» 3 класс Плешаков А.А.

3. http://www.ozhegovwords.com/word/38318 Толковый словарь Ожегова

4. http://my-dictionary.ru/word/10852/issledovatel/ Значение слова «исследователь»

5. http://perluna-detyam.com.ua/ Птичка анимация

6. Соли

Пластик

Перегной

Песок

Стекло

Лемешева Г. А.
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 18 п. Теплоозерск

Цели урока:

  1. Дать понятия о составе почвы, о её главном свойстве - плодородие.
  2. Создать условия для развития внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи, умение сравнивать и делать выводы.
  3. Пробудить интерес к познанию окружающего мира.
  4. Воспитание познавательного интереса.

Оборудование:

  • образцы почвы,
  • прозрачные стаканы с водой,
  • палочки,
  • стекло лабораторное,
  • спиртовка,
  • штатив,
  • держатель,
  • фильтр,
  • воронка,
  • презентация «Почва».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сегодня мы вновь пришли в демонстрационный класс, и вместе с нами пришли и наши гости, давайте их поприветствуем. (дети приветствуют кивком головы).
- Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля. А вот о чём будем говорить, вы мне скажите сами, когда разберём стихотворение.

2. Актуализация знаний учащихся и проверка домашнего задания.

Прослушайте стихотворение внимательно и ответьте на мои вопросы.

Солнце жаркое печёт,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
- Ох, стара я, ох, стара!

Почему плакала гора?
Как в природе разрушаются камни?
*Рассказ о разрушении камней стр. 51-52 _____________________

Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
- Вновь я стала молода!

Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?
*Благодаря тому, что произошёл процесс образования почвы.
- Кто догадался, о чём будем сегодня говорить? (о почве)

3. Работа по новой теме.

На своих столах вы видите приборы разные? Как вы думаете, чем мы будем заниматься?(проводить опыты).

Сегодня на уроке мы будем учёными- исследователями . Будем исследовать почву.

Тема урока «Состав и свойства почвы»

Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов и выясним основные свойства и состав почвы.
Работать будем в парах.
Опыты выполняем строго по алгоритму.

Опыт №1

  1. Возьми стакан с водой.
  2. Брось небольшой комок сухой почвы.
  3. Что ты заметил?
  4. Сделай вывод. (В почве есть воздух.)

Опыт № 2

  1. Возьми бумажную салфетку.
  2. Насыпь на неё немного почвы.
  3. Придави её плотно к бумаге.
  4. Стряхните почву в стакан с водой.
  5. Что вы увидели на бумаге? (влажное пятно)

Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Что происходит? (стекло стало влажным ). Что доказывает этот опыт? (В почве есть вода.)

0пыт №3

Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (над почвой появился дым, в классе неприятный запах ) Из-за чего это происходит? Сделайте вывод. (в почве есть перегной, состоящий из перегнивших остатков растений и животных)

Перегной или гумус – это разложившиеся остатки растений и животных.

И чем больше перегноя или гумуса, тем лучше почва. И тогда на ней родятся такие плоды, как сейчас вы видите.

Физминутка под музыку.

Ребята, сейчас мы с вами попробуем определить главное свойство почвы, а помогут нам эти два слова: ПЛОДЫ РОДЯТСЯ . Давайте выделим корни этих слов. (плоды, плодовое – корень плод; родятся – корень род) Соединим эти два корня какое слово получится?

ПЛОДОРОДИЕ

Установлено, что плодородие почвы зависит от содержания в ней перегноя. Чем больше перегноя в почве, тем она темнее по цвету, тем лучше она удерживает воду и растворённые в ней вещества, которыми питаются растения.

Ещё вопрос, а в каком слое земли находится почва: в верхнем, среднем или в нижнем?

Давайте сделаем вывод, что же такое почва?

Опыт №4

  1. Возьми стакан с водой и почвой. Что вы видите на поверхности воды? (перегной)
  2. Что видите на дне стакана? (муть)
  3. Рассмотрите внимательно эту муть.
  4. Попробуй сделать вывод. (в почве есть нерастворимые вещества – песок и глина)

Опыт № 5

  1. Профильтруй воду, в которой долго находилась почва.
  2. несколько капель этой воды поместим на стекло.
  3. Подержим стекло над огнём.
  4. Пронаблюдай, что происходит. Что осталось на стекле? На что это похоже? (соль)
  5. Сделаем вывод. (В почве есть соли .)

Соль – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Наши исследования подошли к концу.
И сейчас как настоящие учёные вы должны занести результаты опытов в тетрадь.

4. Закрепление

РАБОТА В ТЕТРАДИ страница 18 № 37.
Проверка: взаимопроверка, самоконтроль.
РАБОТА В УЧЕБНИКЕ стр 55.
Найдите ответ на вопрос, что кроме перечисленного есть в почве.
Проведя опыты, мы узнали, что такое почва и какое главное свойство почвы.
Кто может предположить, а как же образуется почва?

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ,

Как же образуется почва? На этот вопрос искал ответ в библиотеке Егор Никулин.

В каком источнике ты получил нужные сведения? (в энциклопедии от А до Я)

Рассказ ученика: Вы уже знаете, что скалы, камни в природе непрерывно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, необходимых растениям. И всё же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действием микробов образуется перегной. Теперь тут могут поселиться другие растения. Они дают ещё больше перегноя. Так постепенно, очень – очень медленно, камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву. Почва – сложнейший, своеобразный организм. Она постепенно изменяется, развивается, живёт.

5. ДОМ. ЗАДАНИЕ:

Информация о домашнем задании есть у вас в ваших индивидуальных карточках.

  1. Какая почва лучше удерживает влагу? Выбери правильный ответ.
    • Почва, в которой больше песка.
    • Почва, в которой больше глины.
  2. Есть ли почва на Луне, на других планетах Солнечной системы? Объясни своё мнение.
  3. Какую пользу почве приносит дождевой червь?
  4. Узнай у родителей, какая почва на твоём дачном участке. Что в ней больше: песка, глины, перегноя. Что, по твоему мнению, нужно сделать, чтобы улучшить свойства почвы?

6. ИТОГ УРОКА:

А сейчас заключительный разговор.
Легко ли вы справлялись с заданиями?
В чём вы испытывали затруднения?
С каким настроением вы работали?
Что расскажите дома об уроке? Что узнали о почве?
Все вы были дружными, активными, проявляли смекалку, ум. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!


Один из героев сказки на вопрос: «Что самое ценное на свете?», сказал: «Самое ценное на свете - земля. На ней мы рождаемся и живём, она наша кормилица. Поэтому земля - дороже жемчуга и злата».

Цель исследования - собрать новую информацию о почве, показать результаты эксперимента по теме: .

Неспроста почве (земле) оказывается такое почтение! Всё, что растёт и живёт на Земле обязано почве - тонкому слою, который укрывает бесплодный грунт. В ней из семян рождаются зелёные росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой родимой. Люди всегда бережно относились к земле. В русских народных пословицах говорится: «Кто о земле беспокоится, того и земля кормит», «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей!». О значении земли в жизни людей говорят и образные выражения, например: земной поклон.

Слово земля имеет различные значения. Земля - третья от Солнца планета Солнечной системы. Родина для русского человека, как и земля, всегда имела огромное значение. В былинах звучит название нашей страны , государства «Мать-Сыра-Земля» . «Добра мать для своих детей, а земля - для всех людей!», «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!». От нее напитывались русские богатыри силой, она помогала им в их подвигах. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях.

Из книг мы узнали, что Почва - это верхний плодородный слой земли. Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер. Бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной - самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Почему такое значение придаётся плодородию почвы? Нас заинтересовала эта тема, и мы решили отправиться на поиски ответов на вопросы:

  • ·А что ж такое земля, почва, что за волшебное вещество, если оно способно прокормить целое человечество?
  • Она и сильная, и богатая, и щедрая. Вечная ли она?
  • Чем дышит почва, из чего состоит?
  • Почему у одной хозяйки комнатные растения пышные цветущие, а у другой чахлые?
  • Почему на крохотном островке земли на крыше моего подъезда растёт деревце?

Цель исследования: выяснить, как влияет состав почвы на рост растений.

Задачи исследования:

  • собрать и изучить информацию о почве;
  • узнать о проблемах почвы и её охране;
  • подобрать дома и в школьной лаборатории доступное оборудование, материалы, вещества для проведения опытов с почвой;
  • познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении эксперимента;
  • провести наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;
  • изучить условия роста растений в различных почвах;
  • проанализировать полученные результаты.

Мы предположили, что растения могут расти и развиваться в почве при определенных условиях; значит, если изменять условия роста растений, состав почвы, то можно выяснить, какую роль играет состав почвы на рост растений.

Работая над темой, я узнала много интересного и полезного о почве.

В учебнике по окружающему миру мы прочитали, что главное богатство почвы - перегной. Про богатые перегноем почвы - чернозём великий русский писатель Антон Павлович Чехов сказал: «Почва здесь такая, что воткнёшь оглоблю, а вырастет тарантас».

Третью часть почв территории Башкортостана занимают чернозёмы. Почвы нашего края называют богатством, «чудесной кладовой». Недаром башкирский поэт Мустай Карим воспевает щедрость родной земли.

Здесь почва жирная кругом,

Она от жира вся сочиться,

Она под золотым лучом

Блестящей влагою искриться.

Там, где почвы не так плодородны, люди вносят удобрения. На уроке Литературы и Культуры Башкортостана мы узнали, что в г. Мелеуз есть предприятие, которое производит минеральные удобрения («Мелеузовские минеральные удобрения»).

Толщина слоя почвы бывает раной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор - всего несколько сантиметров. В жарких пустынях и в холодных ледяных просторах Арктики почвенного слоя может вообще не быть.

Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, мы изучили состав почвы.

В лаборатории кабинета биологии и химии подобрали оборудование для опытов. Подготовили образцы почвы. Помним о безопасном обращении со спиртовкой, стеклянными колбами и воронкой. Опыты проводили в школе на уроках окружающего мира и в свободное от учёбы время.

Опыт 1. Бросили комочек сухой почвы в стакан водой. В стакане появились мелкие пузырьки. Значит, в состав почвы входит воздух.


Опыт 2 . Насыпали немного почвы на лоток и накрыли стеклянным стаканом. Поставили к батарее отопления. Стакан запотел, а через час на стекле появились капельки воды. Вывод. В почве есть вода.


Опыт 3 . Почву на асбестовой пластине (асбест - волокнистое вещество, не подвержено воспламенению) поместили на металлическую решётку. Закрепили конструкцию на штативе, поместив внизу спиртовку. Опыт требует осторожности! Мы выполняли его вместе с учителем.

Нагрели почву над спиртовкой. Появился лёгкий дымок и неприятный запах!


Вывод. Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Перегной влияет на плодородие почвы.

Опыт 4 . Слегка прокалённую почву, в которой перегной частично выгорел, насыпали в стакан с водой и размешаем. Вода стала мутной. Когда осели частички почвы, мы рассмотрели различные её слои. На дне видны песчинки песка и глины. Сверху - перегной.

Но когда часть перегноя сгорела, образовался пепел серого цвета. Он осел поверх всех слоёв.

Вывод. В состав почвы входят песок и глина.


Опыт 5 . Профильтровали воду через почву и глину. Отметили, что через почву вода проходит хорошо, но в стакане есть частички земли. Через глину вода проходит медленнее, чем сквозь почву, но в стакане оказалась чистая, прозрачная вода.

Вывод. Почва хорошо пропускает воду. А глина является природным фильтром.


Опыт 6 . Несколько капель раствора после фильтрации палочкой поместили на стеклянную пластинку. Оставили на некоторое время у батареи центрального отопления. Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это минеральные соли.

Вывод. В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.


Проводя опыты, мы доказали, что в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

Корни растений дышат воздухом, всасывают из почвы воду. Вместе с водой получают растворённые в ней минеральные соли - питательные вещества.

Опыт показал, что солей в почве мало. Благодаря перегною запас солей в почве постоянно пополняется. Животные, обитающие в почве, дождевые черви, рыхлят, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, обогащают остатками своей пищи.

Человек добивается плодородия почвы, ухаживая за ней.

Как чувствуют себя растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?

Чтобы проследить за ростом растений, мы вместе с родителями провели опыты. Для эксперимента взяли семена фасоли, овса, гороха, пшеницы. Луковицы и высадили в почву разную по составу.


В богатую перегноем почву высадили фасоль, пшеницу, овёс и лук. В песчаную почву посадили горох и пшеницу. Лук пробовали прорастить в воде без почвы и в глинистом грунте. Использовали для опытов скудную почву, собранную во дворе у дома.

Опыты проводим в декабре. В природе всё замирает, а на нашей экспериментальной площадке жизнь бьёт ключом! Прошла неделя!




Дружно взошёл овёс, но в земле богатой перегноем побеги гуще и выше, корни сильнее, хорошо просматриваются.

Из 4-х семян фасоли даже в плодородной почве взошло только одно.

Наблюдаем за ростом луковиц: В почве лук пророс быстрее, перья крепкие, сочные. И в воде лучок хорошо чувствует себя! Лук неприхотлив и прорастает при условии, что находится во влажной тёплой среде. А вот в глинистой почве - беда! Луковка лежит, не прорастает совсем!

В тяжёлой глинистой почве овёс тянет к солнышку чахлые побеги. Трудно дышать корням!

Пшенице больше понравилась рыхлая почва с большим содержанием песка. Всходы дружные, сочные стебли. В земле богатой минеральными солями пшеница растёт хуже!

Горох дал дружные всходы в песчаной почве, скудная почва неблагоприятна для семян гороха (всходы редкие, побеги чахлые).

Прошло 11 дней с начала эксперимента




Горох дружно растёт в песчаной почве, в почве, собранной во дворе растёт плохо, едва всходит.

У фасоли появились настоящие листочки, но остальные 3 семечка так и не взошли.

Луковица в почве продолжает лидировать. Хорошо и луковке в воде. Совсем не желает принимать глинистую почву третья луковица!

Овёс одинаково активно растёт в почве разного состава.

Прошла Новогодняя ночь, и мы с мамой уезжаем в Абхазию на Всероссийский фестиваль танца. Нашу экспериментальную площадку доверили папе и брату. Вернулись из поездки через 16 дней. «Как там наши зелёные питомцы?».

Результаты опытов через 30 дней.




Овёс в удобренной почве всё же «обогнал» на 2 см другие ростки. Но концы побегов пожелтели, значит, растениям не хватало влаги и питательных веществ.

У фасоли уже 6 настоящих листочков.

Горох и через месяц лучше растёт в песчаной почве.

Лук в земле, по сравнению с растением в воде, имеет более плотные, крепкие листочки. В глинистой почве проросла луковица, но растёт очень медленно.

Овёс засох и пропал. Ему не хватало влаги.

Можно подвести итоги экспериментов. Для растения необходима рыхлая, богатая минеральными солями, влажная почва. Только тогда они будут чувствовать себя хорошо. У здоровых растений активно развивается корневая система. Мощные, сильные корни всасывают больше питательных веществ, растение хорошо растёт и развивается. При недостатке какого-либо компонента растение хуже растёт, а иногда и погибает. Не зря в народе говорят «Земля заботу любит».

По итогам исследовательской работы мы сделали такие выводы :

  • в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина;
  • состав почвы влияет на рост растений;
  • при благоприятных условиях: высадке в богатую питательными веществами почву растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут;
  • растения нуждаются в почве разного состава: одни хорошо растут в чернозёмной почве, другие - в песчаной;
  • всем растениям нужна вода и воздух, содержащиеся в почве;
  • при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий содержания, растения слабеют, а иногда и погибают;
  • несмотря на то, что глина входит в состав почвы, она плохо пропускает воду, содержит мало воздуха, растения в глинистых почвах растут плохо;
  • почва подвержена разрушению, а восстанавливается очень медленно.

Все может родная земля: накормить душистым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может.